Вы здесь

Экспорт продукции растениеводства достиг $500 млн. Где остались ниши для роста?

04.03.2019

Экспорт белорусской продукции растениеводства прирастает с каждым годом:  в 2016-м показатель составлял 380 млн долларов, в 2017-м — 431 млн долларов. В 2018 году поставки прибавили 16% и достигли 500 млн долларов. О перспективных направлениях для дальнейшего наращивания экспорта рассказал начальник Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Беларуси Алексей Богданов на международном форуме «Беларусь аграрная». Об этом пишет agronews.com.

Самым прибыльным в прошлом году оказались поставки свежих овощей — на них приходится 44% от общего объема экспорта. Плоды и ягоды заняли 16%, льноволокно — 4%, зерно — 1%.

Отрасль полностью обеспечила белорусов картофелем (на 112,3%), овощами и бахчевыми (105,5%), однако уровень самообеспечения фруктами и ягодами  еще далек отдо желаемого — он составляет 43,5%.

Рассмотрим более подробно основные экспортные позиции.

Картофель

В 2018 году белорусские аграрии отправили за рубеж 280 тысяч тонн картофеля на общую сумму в 50 млн долларов. Снижение к уровню 2017-го составило 28%, или 92 тысяч тонн. В стоимостном выражении поставки стали меньше на 23%. Причиной спада стало не только меньший урожай картофеля в Беларуси (минус 16% к уровню 2017 года), но и рост производства в России, которая остается основным рынком сбыта «бульбы».

Всего белорусский картофель отгружался в 12 стран мира (в 2017-м — в 10). Начались поставки на четыре новых рынка сбыта — в Литву, Македонию, Сенегал и Черногорию. Из всего объема экспорта белорусского картофеля 93,4% приходится на страны ЕАЭС (из этой доли 99,4% занимает Россия). К слову, РФ нарастила импорт картофеля без учета Беларуси на 3%, или на 500 тысяч тонн. Это те объемы, которые могли бы поставлять и белорусские производители.  

Экспорт семенного картофеля в 2018-м снизился на 67% в натуральном выражении — до 1,2 тысячи тонн.



— Отмечу как факт низкую активность товаропроизводителей по агрессивному захвату и продвижению на новых рынках. Ориентация только на один рынок — Российскую Федерацию, что чревато последствиями, — обратил внимание представитель Минсельхозпрода.

В ходе форума не один раз звучала рекомендация аграриям диверсифицировать рынки и выходить на новые страны. Один из вариантов — Европейский союз: «Сегодня мы подпадаем под директивы Евросоюза в список тех стран, которые не могут поставлять картофель в ЕС. Мы подали заявку на переаттестацию наших земель, и  Еврокомиссия рассматривает это предложение, будем дальше двигаться по сертификации наших предприятий на право поставки картофеля в ЕС», —  сообщил Алексей Богданов.

Яблоки, груши и айва

Здесь картина более оптимистичная: в 2018 году поставки плодов выросли на 70% в  натуральном выражении и на 47% в стоимостном. Экспортировано 56 тысяч тонн яблок, груш и айвы на 18,7 млн долларов, причем 99,5% поставок пришлось на Россию. В страны ЕС отправилось только 0,4% продукции. «На российском рынке растет потребительский спрос на яблоки, в том числе и белорусские. Всего за прошлый год Россия импортировала яблок без учета белорусских 788 тысяч тонн — на 19% больше, чем в 2017-м», — добавил Богданов.

Льноволокно

Экспорт льноволокна зависит от поставок для государственных нужд: в первую очередь обеспечивается внутренний рынок. Поэтому объемы экспорта льноволокна в натуральном выражении в 2018 году аналогичны показателю 2013-го — 24 тысячи тонн. «Однако по отношению к прошлому году мы видим положительную динамику: экспорт в натуральном выражении вырос на 14%, в стоимостном — на 21%.  — уточнил Алексей Игоревич. — География поставок охватывала 10 стран, из них на Россию приходится 15,6%, на Китай — 38,8%, на страны ЕС — 44,4%. Из европейских стран белорусское волокно закупали Бельгия, Болгария, Литва, Латвия и другие».

Вместе с тем, экспорт в Китай по сравнению с прошлым годом уменьшился в полтора раза — до 10,1 тысячи тонн. В стоимостном выражении поставки выросли на 41% — до 8 млн долларов.

— Темпов по наращиванию экспорта льноволокна нам снижать никак нельзя, поскольку в соответствии с планом действий по достижению к 2020 году уровня экспортных поставок в КНР в сумме не менее 1,5 млрд долларов экспорт льноволокна по программе должен составлять не менее 5 млн долларов ежегодно, — подчеркнул Алексей Богданов.

Свежие овощи

Это самая емкая и прибыльная категория белорусского экспорта продукции растениеводства. Белорусские производители экспортировали 334 тысячи тонн  свежих овощей на 188 млн долларов. Это на 7% меньше уровня 2017 года в объемах, однако на 6% больше в стоимостном выражении. В последние пять лет экспорт свежих овощей постепенно растет и по сравнению с 2013-м увеличился в 3,3 раза, достигнув максимума в 2017 году (359 тысяч тонн).



В структуре экспорта овощей томаты занимают 26,9%,  морковь, репа, столовая свекла — 20,1%, огурцы и корнишоны — 12,3%. На капусту (кочанную, цветную, кольраби) приходится 6,7%, на лук — 0,8%, на прочие овощи — 33,2%. По сравнению с предыдущим годом структура изменилась несущественно. Так, доля томатов в экспорте снизилась на 5,5 процентных пункта, а моркови, репы и столовой свеклы, наоборот, выросла на 4 процентных пункта.

Белорусские овощи закупали 19 стран (в 2017 году — 16). На ЕАЭС приходится 85,7% (за малым исключением все поставки шли в Россию), на страны Евросоюза — 12,9%, на прочие страны — 1,5%.

— За 2018 год Россия импортировала из других стран помимо Беларуси 1427 тысяч тонн свежих овощей — на 4% больше, чем в 2017 году. Доля нашей страны в российском импорте составила около 20%, что указывает на значительный потенциал для наращивания поставок в эту страну, — обратил внимание Богданов.

До успеха пока далеко

В завершение представитель Минсельхозпрода рассказал о задачах по наращиванию зарубежных поставок на 2020 год. Объемы экспорта отдельных видов продукции растениеводства определены Государственной программой развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы. Так, в 2020 году экспорт картофеля должен составить 300 тысяч тонн (или 107% к прошлому году), экспорт свежих овощей — 195 тысяч тонн. Эту планку белорусские аграрии уже преодолели и идут опережающими темпами, также как и норму по яблокам, грушам и айве — к 2020-му их необходимо экспортировать 39 тысяч тонн.

— Соглашусь с тем, что сделано много, но до успеха пока далеко. Процесс наращивания объемов экспорта движется недостаточно активно. Сегодня можно говорить о стабильных поставках только на российский рынок, и то с учетом значительного импорта в РФ продукции растениеводства [из других стран]. Ниша эта белорусскими производителями максимально не заполнена, а о диверсификации экспорта тем более говорить пока не приходится — очень мало стран,— подвел итог Алексей Богданов.

Представитель Минсельхозпрода порекомендовал белорусским производителям в первую очередь сконцентрироваться на повышении качества продукции и ее конкурентоспособности, наращивании производства, в том числе фруктов и ягод, самообеспеченность которыми в Беларуси еще не достигнута. «Активнее внедряйте системы экологичного производства и точного земледелия, электронного мониторинга и прогнозирования заболеваний растений, углубленной переработки продукции. Это позволит не только закрепиться на традиционных рынках сбыта, но и открыть новые», — добавил  Алексей Игоревич.

Новости по теме:
Экспорт белорусской продукции растениеводства в 2018 году достиг $500 млн и вырос на 16% по сравнению с 2017-м, сообщил...
Беларусь планирует сертифицировать предприятия для поставок картофеля в страны ЕС, сообщил 26 февраля журналистам...
В Минске начал работу III Международный форум «Беларусь аграрная». Представители отраслевого министерства, топ-...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by