Вы здесь

Эксперты — о том, как национальным производителям защитить свое место на полке

06.03.2020

Недавно МАРТ сообщил: доля товаров под маркой «Сделано в Беларуси» даже в продовольственной группе теперь ниже отметки 80 процентов. А между тем это пороговое значение, прописанное в Доктрине национальной безопасности. Словом, проблема есть. Руководство страны акцентировало усилия отраслевых министерств и экономического блока на выработку мер для увеличения на полках доли белорусских товаров. Как этого добиться, соблюдая принципы конкуренции и взятые Беларусью международные обязательства? Во время круглого стола мы обсудили этот вопрос с экспертами.

В разговоре принимали участие заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания — начальник отдела потребительского рынка МАРТ Наталья Мельникова, начальник управления внешнеторговой политики департамента внешнеэкономической деятельности МИД Екатерина Шатохина, начальник управления по производству продуктов питания концерна «Белгоспищепром» Андрей Мешков, начальник управления государственного надзора за техническими регламентациями и метрологического контроля Госстандарта Игорь Буссель, начальник управления государственной ветеринарной инспекции Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода Евгений Садыков.

Мы теряем позиции

«Р»: Как потребители по ассортименту на полках магазинов ощущаем — в последнее время импортных товаров стало больше. Причем даже в продовольственной группе, в которой вроде бы лидерство белорусских производителей должно являться неоспоримым. Какая ситуация складывается на потребительском рынке?

Н. Мельникова: За последние десять лет доля белорусских товаров на потребительском рынке снизилась на 15 процентных пунктов: по продовольственной группе — на 7,6 процентного пункта, по непродовольственной — на 22,4. Получается, уже не выполняются требования Доктрины национальной безопасности, которая предполагает долю отечественного продовольствия свыше 80 процентов. Продовольственная независимость страны оценивается по 10 группам продуктов: зерно, молоко, мясо, сахар, растительное масло, картофель и ряд других. По некоторым позициям наблюдается тренд на увеличение импортной продукции: по сахару, кондитерским изделиям, мясным консервам, безалкогольным напиткам, минеральной воде, фруктовым сокам... Ключевая причина — открытие границ в рамках ЕАЭС. Значительно увеличились поставки на наш рынок продукции из России. Ее доля в импорте потребительских товаров увеличилась за последние десять лет на 17 процентных пунктов, по продовольствию — на 28 процентных пунктов.

Между тем наш сосед активно защищает собственный рынок. В том числе и с учетом санкций с 2013 года доля российских товаров на их внутреннем рынке выросла на пять процентных пунктов и достигла 61 процента. По продовольствию увеличение местной продукции произошло на 12 процентных пунктов и достигло 76 процентов. По наличию доли товаров своего производства Беларусь фактически сравнялась с Россией. С той только разницей, что сосед увеличивает присутствие своих производителей на собственном рынке, а в Беларуси она, наоборот, снижается. Недавно Россия без обсуждения в рамках ЕАЭС усилила свою Доктрину продовольственной безопасности: увеличила количество продовольственных групп с 8 до 11, повысила их пороговый уровень производства и присутствия на своем рынке.

В последние пять лет Россия реализует достаточно много масштабных проектов по модернизации своих производств, причем для повышения конкурентоспособности продукции используется льготный доступ к сырью, энергоресурсам, кредитам. В результате компании из соседней страны могут предложить более привлекательные цены. В том числе и на белорусском рынке. И сегодня у нас продается до 59 процентов растительного масла российского производства, 25 процентов макарон, около 11 процентов муки...

«Р»: Но только ли из-за цены наши производители уступают рынок импорту? Кроме того, на итоговой коллегии МАРТ недавно было озвучено: цены белорусских производителей на экспорт зачастую на 20 — 30 процентов ниже, чем для собственного рынка.

Н. Мельникова: Действительно, в силу различных причин далеко не все наши предприятия способны конкурировать в условиях открытого рынка. С другой стороны, снижение контрактных цен импортерами делает их товар более привлекательным. Например, средняя контрактная цена на импортные йогурты с 2014 года уменьшилась на 20 процентов, на шоколад — на 33 процента, мучные кондитерские изделия — на 24 процента... В последние годы сказывается и расширение торговых сетей с иностранным капиталом. В том числе и «жестких» дискаунтеров, которые практикуют реализацию товаров по минимально низким ценам. И те же российские производители, в том числе за счет недорогих экспортных кредитов, готовы предложить более выгодные финансовые условия: и по цене, и по отсрочке платежей.

Битва с гигантами

«Р»: Ключевой импорт продовольствия попадает на наш потребительский рынок из России. Но вот вопрос: это российские компании или «дочки» транснациональных корпораций, локализовавших свое производство в соседней стране?

Н. Мельникова: Мы пытаемся создать условия, чтобы и торговые сети, и потребитель обратили свое внимание в сторону белорусских товаров. Да, нередко они несколько дороже, но их безопасность и качество гарантированы. Как и высокие потребительские свойства. В силу различных международных обязательств, взятых на себя Беларусью, страна не может ввести меры прямого регулирования или ограничения для иностранной продукции. Есть свое видение у сетей, которым для привлечения покупателей нужны более дешевые товары. Тем не менее разрабатываем рекомендации, проводим мероприятия, направленные на увеличение продаж белорусской продукции. Стараемся выработать совместно с торговлей стратегию, которая бы максимально учитывала и интересы производителей, и ретейла. Ведем переговоры с Ассоциацией розничных сетей, чтобы она присоединялась к нашим инициативам.

Но производители тоже должны озаботиться своими позициями на внутреннем рынке, заниматься продвижением продукции, чтобы их товар оказался на полке магазина, привлек внимание покупателя.

Полную статью читайте на сайте sb.by

Новости по теме:
Нельзя сказать, что рост цен происходит резко, но копейка к копейке — и некоторые позиции за прошлый год, согласно...
Импорт макаронных изделий растет, в то время как крупные торговые сети ограничивают возможности белорусских...
Совмин Беларуси рекомендовал повышать цены на товары и услуги не больше, чем на 0,5% в месяц, об этом говорится в...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

info@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.