Доступ к госконтрактам на поставку детского питания получат только компании, у которых есть трехлетний опыт в этой сфере.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, устанавливающее дополнительные требования к участникам госзакупок, в том числе к поставщикам услуг общепита и пищевых продуктов для детского, школьного и студенческого питания.

Постановление (опубликовано на сайте правительства) дополняет закон о государственной контрактной системе (44-ФЗ) — он с нового года заменит закон о госзакупках (94-ФЗ).

Теперь те, кто хочет кормить детей и подростков, должны будут иметь опыт исполнения аналогичных контрактов за три года до даты подачи заявки. Сумма прежних контрактов должна быть не меньше 20% начальной стоимости контракта, на который претендует компания. Кроме того, у участников тендеров должно быть собственное или арендованное оборудование и другие ресурсы, необходимые для исполнения контракта (а в перечень документов для участия в тендере включен также двухлетний договор аренды недвижимости).

«Это делается для обеспечения надлежащего уровня качества продуктов детского и школьного питания и их обслуживания в общепите и стабильности таких закупок», — объясняет представитель вице-премьера Ольги Голодец Алексей Левченко. Три года — «достаточный срок для того, чтобы доказать свою надежность». «Мы поддерживаем инициативу, так как к питанию детей должны быть допущены только проверенные поставщики», — говорит замминистра экономического развития Олег Фомичев. Ранее ввести особые требования к таким контрагентам уже предлагали, по словам Левченко, Минздрав и Роспотребнадзор.

Заказчик госконтракта может при размещении тендера потребовать от претендентов наличия двух аналогичных контрактов за три последних года и сейчас. Но сколько компаний внутри системы госзакупок отвечают этим требованиям, подсчитать невозможно — такая статистика не ведется, говорит представитель Минэкономразвития. Доля таких участников торгов «очень велика», отмечает исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский. «Распространена схема, когда одна компания, попавшая в реестр недобросовестных поставщиков, закрывается и тут же ее учредители открывают новую», — рассказывает он. Впрочем, с введением нового закона появится информационная система учета, которая позволит точно знать все параметры участников, рассказывает представитель Минэкономразвития.

Для крупных производителей в сфере агропромышленного комплекса и пищевой промышленности влияние новых требований будет минимальным, считает партнер практики инвестиционного консультирования «НЭО центра» Евгения Шалихманова. «Ни один из них не основывает свою бизнес-модель на государственных и муниципальных поставках, — говорит она. — Основой бизнес-модели крупных производителей являются либо коммерческие оптовые поставки, либо прямые поставки в розничные сети».

На региональных рынках, где основу муниципального заказа составляют местные поставщики, ограничения могут помочь именно прямым поставщикам-производителям, считает заместитель генерального директора по продажам ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» Андрей Жуков. «У нас в области порядка трех компаний, имеющих опыт работы больше трех лет, это добросовестные производители», — говорит Жуков.

В конечный текст постановления правительства, который составляло Минэкономразвития, не вошло пожелание Голодец: она предлагала учитывать также «результаты проверок контрольно-надзорных органов». Распоряжение внести это условие в проект было в протоколе ноябрьского совещания у Голодец. Речь шла не об отсутствии нареканий со стороны контрольно-надзорных органов — скорее, о грубых нарушениях, рассказывал Левченко. «Грубым в юридической практике считается очевидное и неисправимое нарушение», — говорит Олег Кузнецов, управляющий партнер «Альянс/Тесситоре, Кузнецов и Петрова». С чем связано исключение этого требования из постановления, представитель Голодец не стал пояснять, отметив только, что финальный текст согласован всеми заинтересованными ведомствами.

Кроме питания в детских садах, школах и вузах ограничения коснутся конкурсов по проектированию и строительству атомных объектов и оборудования, работе с радиоактивными веществами, строительству особо опасных и технически сложных конструкций и автодорог (в случае с дорогами — если стоимость федеральной закупки более 150 млн руб., муниципальной — 50 млн руб.). «Проведение конкурса с ограниченным участием способствует минимизации издержек, которые могут возникнуть в случае ненадлежащего исполнения контракта в силу отсутствия у участника необходимого уровня квалификации», — говорилось в пояснительной записке к проекту постановления.

Источник: dairynews.ru