Вы здесь

Диверсификация экспорта на практике. Как «Молочный мир» сократил поставки в Россию на 20 %?

«Ктo хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет причины». Это изречение, авторство которого обычно приписывают Сократу, и сегодня не теряет своей актуальности. В последние годы в молочной отрасли Беларуси очень много говорится о необходимости диверсификации экспорта, о том, что поставлять продукцию в Россию будет все сложнее и сложнее. Однако реальными успехами по выходу на другие зарубежные рынки могут похвалиться немногие предприятия. Одно из них — ОАО «Молочный мир», сообщает agronews.com. Генеральный директор Марина Аникеева рассказала об экспортной политике предприятия на четвертом форуме «Беларусь молочная».

Ориентация — новые рынки

«Я бесконечно благодарна России за то, что она нас постоянно дисциплинирует, создавая нам определенные препоны, новые требования по качеству — это заставляет нас развиваться и двигаться дальше», — этими словами начала свое выступление руководитель. И подтвердила сказанное такими цифрами: за три года доля России в экспорте гродненского предприятия снизилась с 98 до 78%. Сегодня продукты под брендом «Молочный мир» отгружаются примерно в 20 стран, в том числе в страны бывшего СССР и дальнего зарубежья.

Гродненское предприятие специализируется на сыроделии и выпуске цельномолочной продукции. Здесь не сушат ни СОМ, ни СЦМ, производится только подсырная сыворотка. От этого и зависит география экспорта: для ОАО «Молочный мир» не интересны рынки дальних стран, на которых есть спрос на сырьевые товары, а не готовые продукты.

Как пример нового рынка, поставки на который начал в последние годы «Молочный мир», Марина Аникеева привела Азербайджан.

Премьер-министр Азербайджана из года в год прилетает в один из санаториев Гродненской области. Во время такой поездки он попробовал наш айран и сразу даже не поверил, что в Беларуси этот напиток могут делать лучше, чем в его стране. По его поручению в Азербайджане была создана сеть магазинов по реализации белорусских продуктов, и сейчас она постоянно растет. Наше предприятие в этой сети присутствует наравне с другими предприятиями Беларуси, не только молочными, — отметила Марина Евгеньевна.

По ее словам, теперь Азербайджан регулярно закупает партии «молочки» от гродненской компании, так же, как и Грузия, где открылась торговая сеть по продаже белорусских продуктов.

Предварительная подготовка

Однако перед тем, как выходить на новый рынок, его необходимо изучить и учитывать культуру питания в этой стране, советует Марина Аникеева: «Конечно, с российским рынком нам намного проще взаимодействовать, у нас одинаковые вкусовые предпочтения. А китайская нация шла к восприятию молока несколько десятилетий, и очень мало кто из китайцев имеет представление о культуре потребления сыра. Тем не менее мы нашли, что поставлять на этот рынок: стерильное молоко, сухую сыворотку. Но если в будущем 1-2% китайцев станут потреблять сыры, то и для белорусов, и для россиян появится огромная ниша для поставок продукции».

Перспективными для поставок молочной продукции генеральный директор назвала также Сингапур и Монголию, но подчеркнула, что на рынках дальнего зарубежья «Молочный мир» работает в формате B2B и не ставит целью заполнить сингапурские полки своим йогуртом. «Не всегда маленьким производителям стоит делать большие маркетинговые вложения для вхождения в определенный рынок. Есть различные сферы, способы кооперации. Мы открыты для любого сотрудничества, которое экономически обоснованно и может принести прибыть предприятию», — отметила руководитель.

Еще одно немаловажное требование для экспорта — соответствие стандартам той страны, на рынок которой планируется продвижение. ОАО «Молочный мир» имеет сертификаты «Кашер» и «Халяль». Эти стандарты в некоторых моментах намного жестче, чем европейские ветеринарные требования и международные стандарты, например, ISO 22000. Сейчас завершается работа по аккредитации в Евросоюзе. После получения ветеринарного экспортного номера, дающего право на поставки в ЕС, для гродненского предприятия откроются новые возможности для дальнейшей диверсификации экспорта.

Миллион долларов за качество

Однако для того, чтобы выходить на новые рынки, необходимо быть уверенным в качестве своей продукции. А оно, по мнению Марины Аникеевой, начинается с сырья: «Мы не ищем качество сырья только на своей приемке, оно начинается на молочных фермах». «Молочный мир» перерабатывает около 750-800 тонн в сутки, и данная цифра практически не меняется в зависимости от сезона. При этом сырье компания закупает по ценам на уровне польских. «За прошлый год мы переработали 250 тыс. тонн молока, и из этого объема только 1700 тонн (не более 0,5%)  — так называемое населенческое молоко. У нас есть возможность принимать его в отдельном месте», — рассказала генеральный директор.

При сравнительно небольшом объеме переработки молока предприятие в прошлом году потратило более миллиона долларов  на подтверждение качества молока-сырья и готовой продукции. Это были и белорусские проверки каждой партии товаров, и исследования сторонних лабораторий, в том числе российских. «Да, наше качество стоит не копейку. Однако ни одной забраковки продукции или претензии по качеству ни из одной страны мира мы не получили. Я считаю, что это большое достижение», — подвела итог Марина Аникеева.

Новости по теме:
Специализированный IV Экспортный форум «Беларусь молочная-2018» собрал в Минске свыше 300 участников из 15 стран. На...
В центре внимания прошедшего в Минске международного форума «Беларусь молочная – 2018» была тема противостояния нашей...
Слабый ищет всему оправдания, сильный — новые возможности. Этот афоризм как нельзя лучше применим к ситуации в нашей...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by