Директор Пинского винодельческого завода: «Серьезно заявить о себе как о производителе виноградного вина мы сможем лет через десять».

С тех пор, как в Беларуси был заложен промышленный виноградник, прошло почти десять лет.

Пожалуй, самыми трудными были первые годы. Ведь первопроходцам приходилось долго доказывать, что вырастить на Пинщине пригодную для производства вина культуру вполне реально. Но даже теперь, когда уже получен конечный продукт, многие не верят, что на самом деле виноградное вино сделано на Пинском винодельческом заводе из собственного сырья. В чем причина недоверия к белорусскому производителю, и что чувствуют люди, стоящие у истоков рождения этого виноградного напитка, когда сбываются их мечты? Об этом шел разговор с директором ОАО «Пинский винодельческий завод» Виктором КОНОНЧУКОМ. Он третий год работает в должности директора. Начинал с мастера по ремонту оборудования на этом предприятии и хорошо помнит, как в 2003 году зарождался проект «Белорусское виноградарство и виноградное вино белорусского происхождения».

– И как это было?

– Никто не верил в успех этого дела, и я тоже был скорее противником, чем сторонником. Почему? Теперь понимаю, что причина – в нашем менталитете, который не принимает все новое, тем более свое, отечественное. До сих пор приходится доказывать, что виноград у нас растет, и из него делают вино. Между тем, датой рождения белорусского виноградного вина можно считать июль 2012 года, когда был осуществлен розлив первой партии напитка, полученного из урожая винограда 2010 – 2011 годов. Этому предшествовала огромная работа: закладка виноградника в промышленных масштабах, получение в 2010 году лицензии на производство виноградного вина (включая первичное виноградное виноделие), приобретение и установка в мае 2012-го отдельной линии розлива, предназначенной только для виноградного вина.

– Напомните, пожалуйста, как все начиналось?

– Создание виноградника начиналось с 0,4 гектара земли в 2003 году. Первый урожай был получен в 2007-м. Уже к 2010-му площадь виноградника составляла 20 гектаров. Сейчас виноградник располагается на 40 гектарах земли, из них 10 гектаров – плодоносящих. В 2012 году уже собрано 100 тонн винограда. Благодаря включению предприятия в Госпрограмму «Развитие картофелеводства, овощеводства и плодоводства» разработан проект расширения площадей виноградника до 170 гектаров. Открыто государственное финансирование посадки виноградника в размере 70 процентов от общей потребности в финансовых ресурсах, остальные 30 процентов берет на себя Пинский винзавод. Посадка 1 гектара виноградника на сегодняшний день, по нашим расчетам, обходится порядка 200 миллионов рублей. Для того, чтобы довести площади посадки до 130 гектаров, потребуется не менее 26 миллиардов рублей. С точки зрения затрат, многим покажется, что это дорого. Но если учесть, что виноградник плодоносит 40 лет и каждый год приносит урожай, то вложение средств в развитие виноградарства – более чем выгодные инвестиции. Сбор винограда с плантации 170 гектаров при урожайности 10 тонн с гектара позволит получить около 120 тысяч декалитров вина. Это уровень среднего молдавского завода.

– Насколько мне помнится, из урожая 2010 года у вас не получилось сделать натуральное вино из-за отсутствия специального технологического оборудования.

– Да, натуральное виноградное вино было заложено осенью 2011 года. На его изготовление понадобилось девять месяцев. Для нас это как первое дитя. Молодое полусухое и полусладкое стопроцентное виноградное вино изготовлено из первого посаженного сорта винограда «Альфа». После этого было принято решение сделать торговую марку предприятия «Альфа Пина». Виноградное вино начинается с лозы, которая вступает в стадию плодоношения через 5 лет, полный ее потенциал ра-скрывается на 7-й год. Виноградарство – одна из самых технологически сложных отраслей сельского хозяйства, требующая высокой квалификации специалистов всех уровней. На испытаниях у пинских виноградарей – около 60 сортов винограда, с десятью из которых они определились. Эти сорта созревают, набирают нужную сахаристость, экстрактивные ароматические вещества для производства вина. Есть лишь тонкости характеристик, которые зависят от почвы, климата, направления солнечных лучей, длины дня и еще от многих факторов. Но все виноделы скажут вам, что вино – это продукт местности. К примеру, крымское «Каберне» будет отличаться от французского, хотя оно сделано из винограда одинакового сорта, потому что качественные характеристики ягоды определяют и качество конечного продукта.

– Что ж, виноградное виноделие – сложнейший технологический процесс, который не терпит дилетантства…

– Да, у вина, как у живого организма, есть пять стадий развития – образование, формирование, созревание, старение и разрушение. Каждая стадия требует определенного подхода. Работа над формированием купажа – это филигранный труд и в то же время творческая работа. Каждый сорт винограда имеет свой характер, свои особенности, и для того, чтобы раскрыть его потенциал и подчеркнуть достоинства, виноделы идут на эксперименты. Иногда два ничем не примечательных сорта в тандеме дают неожиданно изысканный букет.

– А что же плодово-ягодное вино? Какова его дальнейшая судьба?

– Плодовое виноделие (чем традиционно более 70 лет занимается завод) и виноградное – это два разных направления, разные технологии, и даже емкости и прессы нужны другие. Поэтому еще многое предстоит приобрести. Важно, чтобы помощь государства не прекратилась как в посадке виноградников, так и при покупке необходимого оборудования.

– Виноградное дело в Беларуси еще в стадии зарождения. Но Пинск уже может претендовать на звание столицы белорусского виноградного виноделия…

– Специалисты заявляют, что в этом вине очень хорошее тело (есть такое понятие у виноделов). Получился достойный виноматериал для купажирования. Пинские производители создали экспериментальный «подвальчик» – энотеку, где ведется наблюдение за вином, изучаются химические, физические и органолептические изменения при хранении, устанавливается продолжительность периода выдержки и определяется срок, когда вино становится наиболее гармоничным.

– Предложив рынку виноградное вино, вы создали прецедент?

– Несомненно. Нас можно критиковать, что и будут делать конкуренты. Мы к этому готовы: нам надо знать недостатки своего продукта, потому что мы должны постоянно совершенствовать его качество. Хочется развиваться дальше. Бизнес-проект по мере роста сырьевой базы предполагает расширение участка по производству виноградных вин, можно будет закладывать и марочные вина. Есть задумка организовать винные туры. Серьезно заявить о себе как о производителе виноградного вина мы сможем лет через десять. Но для этого нужна поддержка государства. Вкладывая серьезные деньги в развитие собственной сырьевой базы, мы просим освободить виноградное вино из винограда белорусского происхождения от акцизов. Все знают, что у нас выращен виноград, но как будто отказываются в это верить. Цена такого непонимания – равные условия с теми производителями, кто разливает вина из импортируемых виноматериалов. Пока два года выдерживался портвейн, поменялось законодательство и получилось, что теперь акциз на этот напиток из собственного винограда больше, чем на «плодовку» из яблока. Доля акциза в бутылке натурального виноградного вина – на уровне 17 %, что тоже немало. Если убрать акцизы, то сэкономленных средств будет достаточно, чтобы модернизировать участок для выпуска виноградного вина.

– И каковы перспективы?

– Наш проект по развитию виноградарства и виноградного виноделия из собственного сырья абсолютно в духе времени – это несомненная инновация. Проект также направлен на комплексное использование природных ресурсов страны, носит импортозамещающий характер. При выходе на проектную мощность мы сможем сэкономить для страны не менее 1,5 миллиона долларов США в год, которые расходуются на приобретение импортных виноградных виноматериалов.

– Хорошо. Вот выпущено первое белорусское виноградное вино. Как на это среагировал потребитель?

– Рынок виноградного вина достаточно сложный. Весьма непросто входить в него, представлять свою продукцию и доказывать ее состоятельность. Однако, судя по отзывам потребителей, теперь я вижу, что перспектива у нашего виноградного вина есть, и страна еще будет гордиться нашей продукцией. Нам бы хотелось, чтобы государство обратило внимание на этот проект, приняло соответствующие решения, направленные на производство натуральных виноградных вин и формирование культуры их потребления с целью деалкоголизации населения. Тогда развитие виноградного виноделия из винограда белорусского происхождения приобретет государственные масштабы.

Беседовал Юрий СКОРОХОД

Источник: www.pinsknews.by