Даже в жару наши производители, в отличие от западных коллег, плюсуют в надоях

Более 4,1 миллиона тонн молока произвели сельхозорганизации за семь месяцев — на 1,3 процента больше, чем за тот же отрезок предыдущего года. Казалось бы, невелика прибавка — 52,4 тысячи тонн. Но если учесть жару, которая стояла практически все лето, можно только удивляться тому, что животноводы не только удержали планку, но и увеличили надои. Ведь, как правило, в таких условиях они падают существенно: чуть ли не на треть. В США, например, экономические потери молочной промышленности из-за теплового стресса ежегодно составляют 900—1500 миллионов долларов. Получается, на одной корове фермеры теряют до 200 долларов в год, пишет sb.by.

Во время командировок не раз приходилось слышать: да, коровы в жару едят мало, а значит, молока будет мало. Во многих хозяйствах рассказывали, что скот выпасают только до обеда, после — кормят в стойлах и увлажняют помещения.

В нашем Минсельхозпроде утверждают, что оснований для беспокойства нет.

в подтверждение Начальник главного управления интенсификации животноводства Минсельхозпрода Наталья Сонич приводит такие аргументы:

Действительно, коровы в жару снижают потребление корма и время жевания жвачки, тяжело и часто дышат, много пьют, у них повышается слюноотделение. Все это отрицательно сказывается на продуктивности, так как для терморегуляции животное тратит много энергии, которая могла бы идти на выработку молока. Изменяется и их поведение: во-первых, они мало двигаются, во-вторых, меняется и питание: они предпочитают есть в прохладное время суток, выбирают корма с меньшей теплопродукцией — зерновые и белковые концентраты, объемистые корма в это время поедаются плохо.

Например, в Гомельской и Могилевской областях из-за жары пастбища высушило, и многие хозяйства поставили скот в стойло. А переход с пастбищ — это стресс для животных в любом случае. Поэтому в Могилевской и Витебской областях в производстве есть определенное отставание. Не сказать, что критическое, но темпы надо наращивать. В целом наши животноводы в сложных погодных условиях не подкачали.

Наталья Сонич привела убедительные цифры. Надои в сельхозорганизациях выросли на 1,3 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года. До 3722,2 тысячи тонн увеличилась и реализация молока.

Традиционно безусловный лидер — Брестская область, которая за семь месяцев нарастила производство на 5,5 процента. Кстати, регион и сегодня не сбавляет обороты: на 2 сентября темп роста составил почти 105 процентов, каждая корова в среднем дает 3382 килограмма молока.

Немного отстают гродненские животноводы: производство выросло на 2,5 процента и от каждой буренки надоили по 3185 килограммов молока. На Минщине — 3175 килограммов, к тому же здесь и телят получили больше всех — свыше 207 голов. На Брестчине — более 185, а гродненские животноводы — более 141 теленка.

Неудивительно, что в этих регионах, безусловно, к концу года продуктивность каждой коровы превысит 5 тонн молока, что больше уровня 2017-го, а на Брестчине — более 5,5 тысячи тонн. К слову, в Брестской и Гродненской областях и среднесуточные привесы крупного рогатого скота на откорме больше, чем в остальных регионах, — 655 и 653 грамма соответственно.

Как видим, лидеры по производству молока, привесам и приплодам не меняются. О чем это говорит? В Минсельхозпроде дают однозначный ответ: строгое соблюдение технологий. Даже при выпасе скота соответствующая технологическая цепочка выдерживается неукоснительно. Кстати говоря, в республике выпасается более половины поголовья, в Брестской области — 40 процентов, на Витебщине — более 80. И это неспроста. Себестоимость молока, полученного на ферме с пастбищным содержанием, намного ниже, чем на молочно-товарной. Другое дело, что в наших условиях на выпасе не удастся получить высокий надой, очень сложно обеспечить санитарию, к тому же кормление животных не будет таким сбалансированным, как при стойловом содержании. Здесь уже каждое хозяйство самостоятельно решает, когда и где устраивать скоту сиесту на пастбищах не в ущерб экономике.

Нельзя не сказать и о том, что наши животноводы с непростыми уроками нынешнего лета справились куда лучше, чем хваленые европейские молочники. Даже поголовье крупного рогатого скота нарастили. А вот в Старом Свете летняя жара и засуха привели к перебоям в снабжении кормами, забою коров и снизили удои. «Молочный» сектор Европейского союза, объем которого оценивается в 12 миллиардов евро, ждет кризис. Особенно ярко это видно на примере Ирландии, одного из главных производителей молока в Европе. Знаменитые зеленые луга в этом году из-за рекордной жары выгорели и стали коричневыми. Рацион миллионов ирландских коров снизился, а вместе с ним и удои. Поэтому, по оценкам управления сельского хозяйства и продовольствия Ирландии, доходы производителей молока в этом году будут как минимум вдвое ниже, чем в прошлом. А по данным сельхозорганизации SEGEC, каждая корова этим летом приносила фермеру убыток в 10 евро в день. В Дании, которая дает примерно 8 процентов молока в Евросоюзе, подсчитали, что жаркое лето причинило животноводам убытков на миллиард евро. В ближайшее время цены на молоко начнут расти, и уже осенью это почувствуют на своих кошельках как ирландцы с датчанами, так и остальные европейцы. Ведь схожие проблемы у фермеров по всему континенту.