COVID-19: Снижение рисков для глобальной продовольственной безопасности и поддержка экспортеров

Пандемия коронавируса представляет серьезные риски для продовольственной безопасности стран на фоне целого комплекса причин: карантинные мероприятия, затрудняющие работу предприятий и влияющие на движение товаров и рабочей силы, временные ограничения на экспорт продукции, введенные рядом стран и другие. Наиболее уязвимыми в текущей ситуации являются государства, зависимые от поставок продуктов питания из-за рубежа.

Фото: из интернета

Компания Tyson Foods приостановила работу свиноводческого предприятия в Айове в США, после того как у 24 работников был обнаружен COVID-19. Как сообщила компания, животные будут перевезены на другие фермы производителя. Другой американский мясопереработчик — JBS USA остановил на две недели завод в Пенсильвании, после того как несколько представителей руководства перестали ходить на работу из-за похожих на грипп симптомов. 7 апреля компания Cargill приостановила на неопределенный срок работу мясоперерабатывающего предприятия в штате Пенсильвания, чтобы «минимизировать влияние COVID-19». Коронавирус обнаружен у четырех сотрудников завода по переработке кукурузы компании ADM, в результате чего они и контактировавшие с ними коллеги были отправлены на карантин, а на предприятии была проведена дезинфекция. Бразильский производитель мяса BRF, напротив, сообщил о намерении нанять дополнительно 2 тыс. сотрудников, чтобы обеспечить бесперебойную работу компании во время пандемии.

Карантинные мероприятия уже серьезно сказались на авиаперевозках, что ударило по экспортерам дорогостоящих продуктов питания. Отгрузки по морю продолжают осуществляться, однако есть ограничения пропускной способности, и риски по дальнейшему ее сокращению высоки. Это приводит к сокращению судовых рейсов, а также простою контейнеров и, как следствие, их нехватке. Кроме того, на работе производственных, транспортных, торговых компаний уже начинает сказываться нехватка рабочей силы из-за роста заболеваемости и введенных ограничений на передвижение. Отсутствие доступа к необходимым ресурсам также может усложнить работу агрохозяйств и восстановление сельскохозяйственного производства по завершении эпидемии.

По мере распространения коронавируса некоторые страны ввели временный запрет на экспорт определенных видов продовольствия. Вьетнам, третий в мире экспортер риса, в конце марта приостановил подписание новых контрактов на отгрузки этого вида зерна на мировой рынок, чтобы оценить собственную продовольственную безопасность в условиях пандемии. Камбоджа с 5 апреля прекратила поставки за рубеж белого риса и риса-сырца. Экспорт ряда товаров, в том числе риса, ржи, гречихи, проса, соевых бобов и подсолнечника, запрещен до 30 июня из России и других стран ЕАЭС, торговля данными продуктами возможна только между государствами членами союза. Кроме того, российское правительство приняло постановление о введении квоты на экспорт зерна в размере 7 млн тонн с апреля по июнь. Украина ввела запрет на экспорт гречневой крупы до 1 июля, а также установила предельный объем экспорта пшеницы в текущем сезоне в объеме 20,2 млн тонн. Египет принял запрет на вывоз ряда бобовых культур в течение ближайших трех месяцев. Ограничения также введены Турцией на вывоз лимонов, используемых при производстве дезинфицирующих средств.

Одновременно государства предпринимают меры, направленные на упрощение процедур ввоза продовольствия. Евросоюз отменил требование о предоставлении оригиналов сертификатов на бумажном носителе при импорте продукции и проинформировал торговых партнеров о возможности принятия электронных сертификатов и их сканированных копий. Копии сертификатов, выданных в странах происхождения товара, с 17 марта разрешено принимать санитарным службам Марокко. Кроме того, странам Евросоюза рекомендовано организовать «зеленые коридоры» для поставок продукции первой необходимости, в том числе продовольственных товаров. Некоторые страны увеличили объем закупаемого на тендерах продовольствия, чтобы пополнить свои запасы (в том числе Саудовская Аравия, Египет, Марокко) или создать запасы сверх стратегических уровней (Вьетнам, Китай).

Отдельные страны СНГ ввели налоговые льготы для обеспечения населения социально-значимой продукцией и поддержки отраслей экономики. В Казахстане в период режима чрезвычайного положения снижена до 8% ставка НДС при импорте и реализации социально-значимых товаров, в число которых входит сахар, мука, рис, хлеб, молоко, мясо кур, говядина, лук репчатый, крупа гречневая, картофель, морковь, капуста, масло подсолнечное, соль, яйцо, творог, масло сливочное и кефир. В Таджикистане освобождены от НДС импортируемые для нужд столицы продукты первой необходимости — 50 тыс. тонн сахара, 10 тыс. тонн растительного масла, 70 тыс. тонн пшеницы, 10 тыс. тонн муки и 2 тыс. тонн риса. В Узбекистане до 31 декабря 2020 года не будут взиматься таможенный сбор и акцизный налог при импорте ряда видов товаров, в том числе мяса, зерна, овощей, сахара, молока, масла, яйца, макарон, дрожжей.

Текущая ситуация и ее развитие может вызвать рост мировых цен на продовольственную продукцию в ближайшей перспективе, а также временное сокращение предложения на глобальных рынках. Существует угроза снижения доступности продовольственных товаров в связи с нарушением логистических цепочек (внутренних и международных) из-за карантинных мероприятий. Сбои в цепочках поставок могут также негативно сказаться на посевной кампании и, как следствие, урожае.

С целью снижения рисков развития негативного сценария и поддержки отечественных экспортеров Федеральный центр «Агроэкспорт» адаптировал перечень рекомендаций и мер реагирования, подготовленный Всемирным Банком. Скачать документ можно по ссылке.

Источник: «Агроэкспорт»