COVID-19 разрушает цепочки поставок свежих овощей и фруктов

Поставлять свежие овощи и фрукты с полей на стол потребителя стало особенно трудно в условиях пандемии COVID-19. Ограничения в передвижении, высокая стоимость транспортировки, закрытые рынки и рестораны создают большие проблемы для производителей этих скоропортящихся продуктов. Эксперты ФАО и ЕБРР проанализировали, как изменяются спрос и цены в сегменте, изучили успешный опыт преодоления логистических и организационных трудностей.

Фото: из интернета

Отмечается, что на фоне эпидемии цена на продукты, которые предположительно укрепляют иммунитет, например, лимоны и чеснок, выросла до небес. В то же время остальные — дешевеют на глазах. Причины — карантинные ограничения.

Как подчеркивает экономист ФАО Андрей ЯРМАК, фрукты и овощи — чрезвычайно скоропортящиеся продукты, их необходимо доставить на рынок так быстро, как только можно. Однако возможности торговли сильно ограничены: рынки закрыты, страны ужесточили условия пересечение границ, порты не работают, цены на транспортировку выросли. Возникает задача максимально сократить потери по всей цепочке от поля до потребителя.

Для мелких фермерских хозяйств в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии открытые оптовые и уличные рынки жизненно важны. Это зачастую — единственная возможность сбыта. Процент продаж свежих овощей и фруктов через супермаркеты в этих регионах намного ниже, чем в Западной Европе.

Кроме того, из-за отсутствия туристов фермеры и торговцы свежими продуктами потеряли возможность поставлять свою продукцию в гостиницы, рестораны и предприятия общественного питания.

Им приходится предпринимать максимум изобретательности для поиска новых каналов дистрибуции. ЯРМАК отмечает стремительный рост объемов онлайн-продаж и сервисов доставки продуктов, хотя их доля все еще остается невысокой. В некоторых случаях фермеры кооперируются с местными таксистами, которые также потеряли доход из-за кризиса. Другие — предпочитают заключать соглашения с известными компаниями по доставке.

В отдельных странах, столкнувшихся с нехваткой рабочей силы в сфере сельхозпроизводства, компании, остановившие работу из-за пандемии, продолжали выплачивать зарплату сотрудникам, которые согласились работать на сборе урожая у фермеров, как это было, например, в Германии.

Наталья ЖУКОВА, директор ЕБРР по агробизнесу, отмечает, что по мере развития пандемии необходимо адаптировать политику, тактику и инвестирование к особенностям реалий и потребностей каждой страны. В таких странах, как Украина, которые сами потребляют продукцию садоводческого сектора, ситуация более стабильна.

А страны, зависящие от импорта и экспорта, страдают от COVID-19 больше других. Падение цен на нефть, например, снизило покупательную способность стран-крупных импортеров, приведя к истощению обычно надежных рынков сбыта для таких стран, как Молдова и Узбекистан.

Источник: ФАО