ЧУП «Мозырские молочные продукты» ориентируется на маркетинг, на потребителя, производя то, что нужно рынку.
- 12.03.2013 03:00
Годы рыночных преобразований, кроме изменений в экономике, принесли в нашу жизнь ряд новых и поначалу непривычных для слуха профессий.
Некоторые из них не прижились за ненадобностью, зато другие стали столь же естественны, как учитель и врач. Сегодня невозможно представить современное промышленное предприятие без такой специальности, как маркетолог. Задача перед белорусскими производителями поставлена четко: не только произвести, но и продать, с выгодой и не в убыток.
Наша героиня только начинает свой путь в деловом мире, однако ее профессиональные и деловые качества позволяют сказать, что ЧУП «Мозырские молочные продукты» сделало полезное приобретение, приняв в свои ряды такого специалиста, как Анна Каращук.
Анна работает маркетологом полтора года, и ее рабочий график можно описать просто: «Ни минуты покоя, ни секунды покоя…» Нас эта обаятельная девушка особенно покорила тем, что в своем плотном графике нашла время поговорить с нашими журналистами: уверены, что умение общаться со СМИ – это признак по-настоящему современного руководителя.
Отмечу, что беседуя с нами, Анна ни на минуту не переставала решать производственные вопросы.
– Рискну предположить, что в детстве у вас не было идеи – стать маркетологом…
– Конечно, я не знала, что есть такая профессия, зато была масса других желаний, как у всех детей: стать путешественником, учителем, милиционером…Однозначно могу сказать, что мне всегда хотелось чего-то творческого и активного, связанного с живым общением…
Но определенная цель отсутствовала, и я всегда по-хорошему завидовала тем, у кого она есть, и кто целенаправленно шел к ее воплощению со школьной скамьи.
И в итоге я вполне осознанно пошла учиться на маркетолога, хотя еще в последний год обучения в гимназии им.Я.Купалы в лингвистическом классе были мысли продолжить образование в лингвистиче-ском университете: я знала, что это за специальность, что она из себя представляет и чему будут учить. В то время уже было достаточно информации об этой специальности в СМИ, интернете, она перестала быть экзотикой, и я уже целенаправленно изучала и оценивала все аспекты этой профессии. Поэтому заинтересованность становилась все сильнее, и в итоге я сделала свой выбор. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что маркетинг – захватывающая часть бизнеса, и в ней невероятно интересно работать.
– Профессию «маркетолог» можно условно перевести на русский язык как «рынковед» (от английского market – рынок). В чем состоит ваша работа по изучению этих самых рынков?
– Маркетинг – это очень широкая сфера деятельности. Теоретически, как нас учили в университете по Котлеру, маркетинг -– вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей потребителя посредством обмена, т.е. задача удовлетворения потребителя должна стоять на первом месте в работе любого предприятия.
(Согласно Википедии, Филип Котлер – профессор международного маркетинга Высшей школы менедж- мента Дж.Л.Келлога при Северо-Западном университете США. Автор многих книг по маркетингу и менеджменту, свыше 100 статей для ведущих журналов. Имеет множество званий и наград за выдающийся вклад в маркетинг. Основная его заслуга в том, что он собрал воедино и систематизировал все знания о маркетинге, которые до этого относились к совершенно различным наукам. Можно сказать, что он первый, кто выделил маркетинг в отдельную специальность. Его книга «Основы маркетинга» за 2009 год переиздавалась 9 раз и является своеобразной «Библией» по маркетингу. – прим. авт.)
Мы уже 20 лет, как не живем в СССР, когда задача предприятий была сначала произвести, а потом продать. Причем нередко – сбыть.
По науке и на практике нужны годы, чтобы предприятие, ориентированное на сбыт, переориентировалось на маркетинг, когда сначала изучается спрос, а затем выпускается продукция. Все эти годы ЧУП «Мозырские молочные продукты» успешно от этого наследия уходит, ориентируясь именно на маркетинг, на потребителя, производя то, что нужно рынку -– это основная задача и цель маркетинга.
Опять же если вспомнить университет, то нас учили (со смущенной улыбкой), что маркетолог – это практически второй человек в организации после руководителя. Потому что именно он должен проанализировать ситуацию на рынке, провести маркетинговые исследования, изучить спрос потребителей, найти эффективные каналы сбыта, подготовить рекомендации относительно продукта и в итоге – дать правильные задания техотделам, чтобы они создали востребованный продукт, а не заниматься реализацией того, что произвели волевым порядком, не выявив спрос на рынке.
А еще для маркетолога очень важно любить свое дело: любить свой товар, свое предприятие, свой коллектив. Без этого чувства хороший маркетинг не получится.
– Людям свойственно строить масштабные планы, приходя на новое рабочее место. Какие планы были у вас?
– Начну с того, что до прихода на работу в ЧУП «Мозырские молочные продукты» у меня вообще не было представления о том, что такое реальное действующее производство. Классиче-ский случай, когда теория – это одно, а практика – совсем другое.
Теоретические знания тоже очень важны, без них ты неконкурентоспособен, но в университете нам недаром говорили, что «на предприятии вы забудете все, чему вас учили», и это в самом деле так. Без опыта и помощи старших коллег ушло бы гораздо больше времени на освоение профессии. Все познается в работе.
И потом, у каждого производства своя специфика: наша продукция –это не гвозди и не кирпичи, условно говоря, а скоропортящийся товар, поэтому решения надо принимать очень оперативно, чтобы наши продукты в максимально короткий срок нашли своего покупателя. Иначе предприятие потеряет прибыль.
Эта специфика тоже познается на деле. К тому же ЧУП «Мозырские молочные продукты» – это экспортоориентированное предприятие, что дает свои дополнительные нюансы, когда надо работать с партнерами, у которых другой менталитет и уметь находить общий язык.
– Если интересоваться профессиональными тонкостями, то чем отличается наш потребитель от зарубежного? Личное впечатление, что наших граждан больше интересует цена…
– Цена интересует всех. Но наш отечественный потребитель привык к качественному продукту, поэтому они выбирают из качественного подешевле.
Внешний потребитель, будь-то российский, украинский или казахстанский, насыщен ненатуральными продуктами: на рынках практически все восстановленное с добавлением различных консервантов. Нет нужды говорить, что такие продукты не приносят организму той пользы, которой мы привыкли ждать от молочной продукции. А белорусское – это уже по определению натуральное. Поэтому для них главное – качество. Конечно, цена тоже имеет значение, потому что понятие «прибыль» в бизнесе никто не отменял, но приоритет – качество, именно в нашей продукции они видят это качество. У нас нет искусственных добавок, генно-модифицированных продуктов, красителей, консервантов…
– Насколько верен в работе известный народный принцип «не обманешь – не продашь»?
– В нашей сфере продуктов питания, где работает один из трех действующих в Гомельской области цехов детского питания, обмануть сложно и обманывать не нужно. Проще говоря, это преступление. В условиях современного рынка обеспечение качества выпускаемой продукции – одна из основных стратегических задач любого предприятия.
У нас все открыто и находится под пристальным контролем на всех этапах производства. И если что-то и получится скрыть, то оно моментально вылезет наружу при первой возможности. Поэтому не стоит даже пробовать.
Имидж и честь предприятия ЧУП «Мозырские молочные продукты» для нас не пустой звук.
– По роду вашей деятельности необходимо проводить деловые переговоры. Какие качества для этого необходимы, чтобы они стали успешными?
– Переговоры проходят в основном по телефону и во время различных выставок. Основные качества – это коммуникабельность, инициативность и ответственность. Безусловно, одним из основных качеств является чувство юмора, без этого маркетолог -– не маркетолог! В этом я абсолютно уверена, так как это необходимо, чтобы найти общий язык и с теми, кто покупает, и с теми, кто продает. Кроме того, помогает сгладить различные сложные моменты.
Маркетолог – это такой системно мыслящий герой, который постоянно должен быть готов покидать «зону комфорта», постоянно обучаться, стремясь к чему-то новому и быть в профессиональном тонусе. Для работы также необходимы знания психологии, делового этикета, манеры общения. Всему этому научат, если вы решите выбрать эту профессию, в Белорусском государственном экономическом университете – это замечательный вуз.
Важно уметь общаться, потому что люди разные, и большая часть переговоров идет по телефону, здесь сложно задействовать свое личное обаяние, но есть правило: «Улыбайся, когда снимаешь телефонную трубку: твой собеседник почувствует улыбку в твоем голосе». И это действительно так. Надо сказать, что практически все, с кем мы работаем, это позитивные адекватные люди с хорошим чувством юмора, способные к пониманию и компромиссам. Поможешь ты – помогут и тебе. – Вы учились в лингвистическом классе, но основные наши партнеры – Россия и Украина…
– Все выставки, будь-то Россия, Украина или Казахстан, в которых довелось участвовать, дарят много общения с зарубежными гостями, которые интересуются нашей экспозицией и считают в общении само собой разумеющимся делом, что вы тоже говорите по-английски.
Знание языков в современном мире – это необходимость, поэтому никогда не жалела, что училась в лингвистическом классе, кроме того, в университете окончила курсы делового английского языка. Планирую и дальше развивать и совершенствовать свои навыки в иностранном.
Выставки вообще дают очень много полезной информации, потому что общаешься с большим количеством интересных, творче-ских, влиятельных в своей сфере людей. Потом рождается множество идей и у меня, и у руководства, и хочется зарядить всех людей на производстве своей энергией творчества, но нужно при этом и уметь преодолевать где-то общую инертность.
– С вами было очень трудно встретиться по причине вашей занятости. Если правильно понимаю, вас это не тяготит, поскольку вы занимаетесь любимым делом. Но все-таки, остается ли время еще на что-то, кроме маркетинга?
– (С очаровательной улыбкой). В последнее время очень мало, как в песне Андрея Миронова: «Времени нет, и приходится мучиться: там без меня ничего не исполнится, тут без меня ничего не получится…» Но утешает: «Значит, я нужен, и нечего злиться! Необходим – этим можно гордиться!» Впрочем, ничто не проходит для нас бесполезно, все дает свои результаты: получаешь необходимую закалку и стойкость, что наверняка пригодится и в личной жизни.
– За полтора года вашей работы есть ли уже какие-либо, пусть и маленькие, достижения, которыми вы можете гордиться?
– Научилась самостоятельно принимать решения, налаживать контакты с деловыми партнерами. Приятно, что багаж полученных знаний в университете достаточен для моей работы. О прочих качествах, наверно, уместнее спросить коллег, но, надеюсь, меня признают как полно- правного члена нашего коллектива и специалиста за мои деловые качества, в моей копилке есть уже и опыт исполнения обязанностей начальника отдела сбыта.
Поэтому я горжусь своими знаниями и полученным опытом. Можно сравнить меня, только пришедшую на производство, когда все казалось легко и просто, достаточно только отдать нужное распоряжение и выдвинуть идею, и сегодняшнюю.
Сейчас я понимаю, что предприятие – это целая цепочка сложных звеньев, а маркетинг – это именно командная игра, когда должна быть слаженная команда. Чтобы от нуля, от какой-то задумки, довести идею в виде качественного продукта до потребителей. И заслужить их признание.
Источник: mazyr.by