Что тормозит оцифровку сельского хозяйства в Беларуси

В настоящее время уровень цифровизации аграрного производства в Беларуси невысок. Однако в мире это одно из перспективнейших направлений, инвестиции в которое последние несколько лет обгоняет финансовый сектор. Что сдерживает внедрение цифровых технологий в сельское хозяйство в Беларуси?

Фото: из интернета

Что такое цифровизация агрокомплекса?

Цифровые решения все активнее проникают во все сегменты сельского хозяйства. Если ранее цифровизация в сельском хозяйстве преимущественно сводилась к автоматизации отдельных видов деятельности, например, мониторинга состояния посевов или контроля здоровья животных, то сейчас речь идет о «умных» решениях по управлению производственными процессами и сельхозтехникой. Для иллюстрации можно взять два направления цифровой трансформации агросектора: точное земледелие и умное животноводство.

По мнению аналитиков, при помощи точного земледелия можно повысить урожайность до 70% на уже имеющихся сельхозугодиях, снизить затраты на гектар на 15–20%, сократить количество персонала в 2–3 раза. Так, в хозяйствах Беларуси на 1 га пахотных земель при существующих технологиях в пересчете на условное топливо расходуется в среднем 350–400 кг, в то время как, например, в США — 190 кг, Канаде — 185 кг.

Помимо сокращения затрат и увеличения урожайности точное земледелие позволяет выровнять физические и агрохимические свойства почвы, поле приобретает правильную форму, удобную для проведения агротехнических операций. В точном земледелии для этого используются датчики-детекторы, а также центральный компьютер, который в связке с навигационной системой принимает с них сигналы.

Что касается умного животноводства, то уже ряд хозяйств используют роботизированные доильные модули с мониторингом качества молока и физиологического состояния животных, что обеспечивают снижение заболеваемости коров маститом на 25-30%, повышает сроки хозяйственного использования животных до 4–5 лактаций. Применение роботизированных средств для приготовления и раздачи кормосмесей позволяет повысить надои на 30–40%. При этом рентабельность продукции, произведенной по технологии «Умная ферма», может превышать 40%.

Что в Беларуси уже сделано?

Благодаря быстрому развитию и внедрению мобильных вычислительных средств, высокоскоростного интернета и спутниковой связи цифровые технологии в сельском хозяйстве (AgTech) получили широкое применение. Лидерами по внедрению новейших технологий в аграрном секторе являются Израиль, США и Япония. В настоящее время в мире образовался отдельный сегмент — цифровые технологии в сельском хозяйстве, который по темпам роста инвестиций последние несколько лет обгоняет финансовый сектор.

По данным правительства, в Беларуси уже многое делается для цифровой трансформации сельского хозяйства. В частности, используются беспилотники для внесения удобрений, оценки почвы, интенсивно начали оценивать и оцифровывать поля, пишутся программы, как более оптимально работать на этих полях.

Впрочем, нельзя сказать, что данные направления получили широкое применение. Так, в Беларуси в настоящее время лишь около 10% пахотных земель обрабатывается с применением цифровых технологий. Об эффективности использования последних свидетельствует такой показатель, как производительности труда: у трех предприятий, применяющих элементы цифровизации («Агрокомбинат «Дзержинский», «Агрокомбинат «Снов» и «СГЦ «Западный»), по итогам 2019 года она составила в денежном выражении 86,35 тыс. рублей на одного работника, в то время как средняя в целом по сельскохозяйственным организациям страны — 56,146 тыс. рублей.

Сейчас власти готовят Концепцию реализации системы точного земледелия.

Что сдерживает развитие AgTech в Беларуси?

По словам участников рынков, ряд факторов осложняют процесс внедрения новых технологий. Среди них — консервативность аграрной сферы, неплатежеспособность хозяйств и дефицит подготовленных кадров.

Генеральный директор «Агрокомбината «Ждановичи» Григорий Чуйко сообщил, что предприятие еще в 2010-м году начало переход на технологии точного земледелия. Сегодня агрокомбинат прошел уже 4 этапа и находится на пятом, завершающем. В итоге экономия на удобрениях и средствах защиты за счет «умных решений» достигла 970 тысяч рублей в год.

Мы сделали большой рывок в этом направлении. Но есть вопросы. Если аграриям ставят задачи до какого числа, например, убрать свеклу, то правительство должно ставить аналогичные задачи и перед производителями отечественного машиностроения — к какому сроку должна быть готова техника с элементами точного земледелия. Многое делаем, но надо быстрее, — считает Чуйко.

Директор компании «Технологии земледелия» Максим Базулька советует изучить опыт других высокоразвитых в сельскохозяйственной сфере стран.

Так, к примеру, в Германии или США фермер при покупке техники даже не рассматривает варианты и предложения без «умного» оборудования для точного земледелия или без возможности его установки. Все сельхозпроизводители, которые хоть раз испытали в деле технологии точного земледелия, не собираются от него отказываться, — сказал в интервью ilex директор «Технологии земледелия».

Эта компания занимается комплекcным внедрением технологий «умного земледелия» от западных корпораций Trimble, Precision Planting, Pessl Instruments, Müller-Elektronik. С 2020 года компания поставляет оборудование на конвейеры МТЗ, «Гомсельмаша», «Лидагропроммаша», «Амкодора». За 2021 год системами навигационного автоуправления оснащено более 90 тракторов и 80 комбайнов. На данный момент «Технологии земледелия» оцифровали более 50 тыс. га сельскохозяйственных земель в Беларуси и установили на технику и настроили более 500 дисплеев. По данным компании, системы точного земледелия быстро окупаются за счет экономии удобрений, средств защиты, семян, горючего, сокращения трудозатрат и повышения плодородности почвы.

Оцифрованные карты полей не только хранят данные всей истории каждого поля, но и позволяют агроному, находясь в офисе, поставить задачу механизатору так, чтобы он не мог выполнить ее ненадлежащим образом, — перечисляет другие преимущества точного земледелия Максим Базулька. — Автоматическое управление сельхозтехникой способно практически полностью устранить негатив от «человеческого фактора» при выполнении технологических операций. Автономные регистраторы погодных данных заблаговременно предупреждают о метеоусловиях в радиусе своего действия и дают рекомендации агроному относительно проведения запланированных и незапланированных технологических мероприятий. Это дает не только определенный запас времени для маневров, но и возможность оптимизировать использование сельхозтехники, которая имеется в наличии у хозяйства в ограниченном количестве.

Григорий Чуйко также посетовал на проблему подготовки кадров для новых технологий и отсутствие должной рекламы таких специалистов.

Просто готовить айтишников — неправильно. Мы уже наготовили экологов и других. Надо учить будущих агрономов, инженеров и других IT-технологиям, — отметил Чуйко. — Где вы видели познавательную программу про сельскую профессию? Последний фильм из этой категории «Дело было в Пенькове». А сегодня фильмы только про бандитов, бизнесвумен и т. д. Хозяйство готово заплатить за учебу своего специалиста. Но где такие курсы?

Базулька говорит, что «Технологии земледелия» продвигают образовательную функцию. Так на базе сельскохозяйственной академии в Горках открылся Центр точного земледелия, который локационно соединил в себе несколько факультетов по подготовке и переподготовке кадров для сельского хозяйства с использованием современных технологий. При содействии компании подобные центры появились в Глубокском и Улльском профессиональных лицеях. В 2022 году еще семь таких центров планируются к открытию, пять из которых по линии РИПО.

Компания «Кропфлит» разрабатывает инструмент цифровой трансформации АПК, который позволит совершить переход на шестой технологический уклад в отрасли, соединить на практике прогрессивные технологии (автоматизацию и роботизацию) с зеленой энергетикой, говорит ее директор Михаил Кузьменков. В частности, компания создала комплекс для внесения удобрений и средств защиты растений беспилотниками. Он состоит из нескольких дронов-опрыскивателей, дрона, который оцифровывает поле, указывает на нем препятствия и его пределы, и цифровой платформы, позволяющей собирать всю информацию. По словам разработчиков, комплекс снижают выбросы CO2 в 10 раз и потребления воды в 40 раз.

Наши комплексы можно эффективно и выгодного использовать, когда речь идет о десятках гектаров, где нужна дорогостоящая сельскохозяйственная техника. Один такой беспилотник способен обрабатывать десять гектаров в час. Дроны по себестоимости гектарной обработки выходят дешевле, — утверждает Михаил Кузьменков.

По его словам, уже заключены предварительные контракты и заказы комплексов на сумму 5 млн долларов.

Белорусская компания производит дроны совместно с китайскими партнерами. Основной его расходник — аккумулятор. Беспилотники просты в обслуживании.

Наверное, одна из наиболее консервативных отраслей во всем мире — это земледелие. И это сдерживает внедрение новых технологий в сельском хозяйстве. Поэтому мы делаем беспилотную технологию максимально простой и всю сложность сводим к нажатию на кнопку, — сказал ilex Кузьменков.

Впрочем, новые технологии не сильно дешевое удовольствие. Особенно это критично для хозяйств, которые испытывают финансовые сложности, а таковых в Беларуси немало. Но для подобных случаев можно подыскать решения в рамках акселерационной программы центра притяжения Igrow Белагропромбанка, уверяют участники рынка.

Конечно, хозяйства могут приобрести наши комплексы в собственность. Но, например, в Великобритании работы по внесению удобрений и средств защиты растений отдают на аутсорсинг. Мы вместе с банком также поддерживаем такой подход, — рассказывает директор «Кропфлита». — То есть, например, молодые люди могут взять в лизинг комплексы и оказывать услуги ряду хозяйств. Для самих СПК это выйдет дешевле, чем сразу покупать комплексы. Таким образом этот по сути готовый «под ключ» бизнес позволит удержать молодых специалистов в регионах и внедрить цифровые инструменты в АПК.

Источник: ilex