Будущее сахарной отрасли — в освоении производства разнообразных продуктов на его базе

Так считают в ОАО «Городейский сахарный комбинат», пишет Рэспублiка.

В прошлом десятилетии сахарная отрасль широко шагнула вперед. И если в начале 2000-х стоял вопрос об обеспечении внутреннего рынка сладким продуктом, то сегодня отечественные сахарные заводы превратились в одних из ведущих экспортеров в стране. Другой вопрос, что международные рынки капризны и изменчивы: в неурожайные годы цены взлетают вверх, но стоит уродиться сахарной свекле — цена на сахар падает. Да и традиционные потребители белорусского «белого золота» — страны СНГ — постепенно начинают строить сахарные заводы. В последние годы появились заводы у Армении, Азербайджана, на очереди строительство предприятий еще в ряде стран. Конечно, в современном мире продуктов питания не бывает много: недостаток в них испытывают ряд африканских и ближневосточных стран. И, как утверждают эксперты, продать сахар можно при «любой погоде». Вопрос только в рентабельности далеких поставок: в некоторых случаях транспортные расходы и логистика не обеспечивают должного результата — получение прибыли. «Для стабильной работы и развития отрасли необходимо переходить на новую философию, — считает директор ОАО «Городейский сахарный комбинат» Михаил Васильевич Криштапович. — К сахару надо относиться не как к продукту, а рассматривать его в качестве сырья». Такой концепции придерживаются на предприятии, постоянно расширяя ассортимент выпускаемой продукции.

Свекла со штрихкодом

В сентябре обнаружить сахарный завод несложно: пристраиваешься на трассе к грузовику с сахарной свеклой, и он обязательно выведет на перерабатывающее предприятие. Большегрузные машины, доверху заполненные сахарной свеклой, вереницей тянутся в Городею. Во время уборочной их ежедневно поступает на предприятие до 20 тысяч тонн. Но на транспортной проходной царит деловое спокойствие: ни очередей, ни толкотни. Авралы исчезли как явление, когда на предприятии ввели электронный документооборот. При въезде на комбинат водитель грузовика получает небольшой чип, который и служит ему пропуском на территорию. Больше ему практически и нет надобности выходить из машины. Например, перед грузовыми весами специальные датчики на расстоянии идентифицируют автомобиль по электронному ключу, взвешивают и фиксируют результаты в базе данных. Прохождение лабораторного контроля также происходит без единой бумажки: специальным оборудованием автоматически забираются из кузова необходимые образцы, переправляются на исследование. Буквально через пять минут все анализы готовы, и автомобиль может следовать к месту разгрузки. Самое интересное, что исследование свеклы на соответствие ее различным параметрам происходит, так сказать, инкогнито: каждой пробе присваивается штрихкод, под которым корнеплод потом и проходит все необходимые лабораторные процедуры. Такая обезличенность полностью исключает влияние человеческого фактора.

— В этом году урожай свеклы отличный, — говорит начальник сырьевого отдела Виталий Константинович Доминиковский. — Для этой культуры сложились благоприятные погодные условия, поэтому сахаристость пока выше нормативной — средняя 16,5 %, но в некоторых хозяйствах и выше — 17—18 %. Главное, чтобы дождь не зачастил.

Оказалось, что для качества сахарной свеклы хуже нет сентябрьских моросящих дождей. К осени плод набирает свою оптимальную массу, сбрасывает ненужную ботву и начинает накапливать сахар. Но при влажной погоде снова может зеленеть и расти, и все полезные вещества уходят на питание молодых побегов.

— Свеклу на предприятие поставляют хозяйства из четырех областей: Минской, Гомельской, Гродненской и Могилевской, — продолжает Виталий Доминиковский. — За каждым из них закреплен агроном, который следит за соблюдением технологии выращивания, указывает на недочеты. Наш комбинат авансирует хозяйства-поставщики: финансирует приобретение семян, удобрений, средств защиты растений, поэтому требуем от партнеров соблюдения всех регламентов, чтобы получить максимально возможный урожай.

А ведь еще относительно недавно, в конце 1990-х — самом начале 2000-х, в стране выращивали всего 1 миллион тонн сахарной свеклы. Этого объема только хватало, чтобы покрыть 20—25 % потребностей внутреннего рынка. В сельхозпредприятиях тогда не любили возделывать эту культуру: слишком она была затратной. Возделывали ее в те времена по технологиям «приусадебного огорода»: вереницы работников в жаркие летние дни выстраивались шеренгами в бороздах на прополку, почти вручную происходила и уборка. Ситуация принципиально изменилась, когда за развитие отрасли взялось государство. Появилась современная высокопроизводительная специализированная техника, разработаны технологии, подобраны оптимальные сорта семян для белорусских почв и погодных условий.

— Сегодня производство сахарной свеклы даже несколько опережает по объемам мощности перерабатывающих предприятий, — утверждает директор ОАО «Городейский сахарный комбинат» Михаил Васильевич Криштапович. — Наше предприятие постоянно модернизирует производство, наращивая объемы переработки сахарной свеклы: сегодня они достигают 8,1—8,2 тысячи тонн в сутки — увеличились в четыре раза по сравнению с проектной мощностью. К концу пятилетки стоит задача выйти на 12 тысяч тонн ежесуточной переработки свеклы. Для этого потребуются инвестиции, которые на 1 января 2011 года оценивались в 273 миллиарда рублей.

В ногу со временем

Две особенности сахарной отрасли — непрерывный технологический процесс и относительная скоротечность переработки сахарной свеклы. Оптимальные сроки, за которые необходимо справиться с урожаем, — 90—100 дней. В странах ЕС это обычно делают быстрее — за 85 суток, в России немного медленнее — в среднем за 95 дней. Дело в том, что свекла дольше четырех месяцев не хранится: начинает портиться, а также теряет сахаристость. А низкая доля сладкого вещества в сырье делает его переработку дорогой и нерентабельной.

Что касается увеличения мощностей, то их иногда сравнивают с трубой: чтобы увеличить пропускную способность, необходимо ее расширять от начала и до конца. По-другому увеличить мощности практически не получается: промежуточных продуктов, пригодных для длительного складского хранения, в сахарной отрасли фактически не существует. Свекла сначала проходит несколько этапов мойки и очистки от земли и других предметов и примесей. Например, камней, которые отделяют от корнеплодов специальные «ловушки».

После очистки и мойки свеклу измельчают в стружку, из которой экстрагируют сахарозу. Полученный сок очищают и сгущают на выпарной станции до сиропа. Его направляют в специальные аппараты для кристаллизации сахара. Аналогичным образом он появляется на свет на всех предприятиях: и европейских, и российских, и украинских. И сама концепция производства предполагает, что если увеличивается мощность, например, моечных машин, то необходимо наращивать производительность и остального оборудования: все звенья производственной цепи должны быть одного параметра. А ведь модернизация некоторых цехов связана с увеличением производственных площадей, фактически со строительством новых корпусов. Учитывая, что Городейский сахарный комбинат находится почти в центре поселка, места для строительства, собственно говоря, и нет. Впрочем, совсем безвыходных ситуаций не бывает: всегда можно найти интересные и инновационные инженерные решения.

Например, на Городейском предприятии выпарные станции вынесли за стены цеха. «При хорошей теплоизоляции погодные условия практически не влияют на их работу, — утверждает заместитель директора по идеологической работе Вячеслав Николаевич Карпач. — Но экономятся производственные площади «под крышей», снижаются издержки на строительно-монтажные работы, оптимизируется использование территории предприятия. В результате экономятся серьезные финансовые средства. Ведь недаром же недавно ввели показатель, который отражает инвестиции именно в приобретение машин и технологического оборудования: слишком много средств на некоторых предприятиях расходовалось непосредственно на строительство».

Вообще, на предприятии стараются всегда использовать самые новые технологии. Например, две секции склада для сахара-сырца по 15 тысяч тонн каждая возвели с использованием металлоконструкций и сэндвич-панелей в качестве стеновых и кровельных материалов белорусского производства. Кстати, такие технологии уже давно используются на Западе в промышленном строительстве: металлоконструкции и сэндвич-панели обходятся дешевле традиционных железобетонных стеновых материалов, они легче, поэтому не требуют массивного фундамента, кроме того, здание представляет собой «конструктор», поэтому при необходимости его легко можно модернизировать — разобрать стену и нарастить дополнительный объем. А если понадобится, такое помещение без проблем переносится на новое место. Учитывая, что срок эксплуатации капитальных строений составляет до 40—50 лет, а технологии меняются стремительно, мобильность конструкций открывает свободу для маневра в будущем. Монолитные строения поддаются реконструкции, но требуют значительных затрат, сопоставимых со строительством нового здания. Нередко приходится видеть на производствах с «длинной историей» огромные цеха, в которых стоят в разы меньшие по размерам производственные линии. Просто стены строили несколько десятков лет назад, когда оборудование было громоздким и большим. Сейчас оно уменьшилось в размерах, требует в несколько раз меньшего объема, но бетон переделкам поддается слабо. Поэтому в новом строительстве на Городейском сахарном комбинате выбирают современные технологии из металлоконструкций: такие здания можно впоследствии легко приспособить под новые нужды.

Сейчас на предприятии прорабатывается новый инновационный проект модернизации производства: строительство емкостей для хранения сиропа — промежуточного продукта между свеклой и готовым сахаром. В отличие от корнеплодов, он обладает большим сроком хранения, не теряя своих свойств до года. Такое решение позволит увеличить объемы производства без расширения продуктового цеха: в будущем при переработке сахарной свеклы до 12 тысяч тонн ежедневно будет перерабатываться в сироп, часть сиропа будет вывезена в хранилища, а часть пойдет по производственной цепочке и превратится в сахар. А уже в конце зимы будут использоваться запасы промежуточного сырья. «Это продлит время работы предприятия на собственной сырьевой базе, — говорит Вячеслав Карпач. — Такой подход не применяется ни на одном предприятии в странах СНГ, хотя на многих европейских заводах такая система существует. Экономически она выгодна, учитывая специфику нашего производства. В связи с наращиванием его объемов пришлось бы строить дополнительные емкости для хранения готового сахара. Но эти инвестиции можно направить на строительство емкостей для хранения сиропа, тогда можно сделать более ровным график выпуска продукции, но при этом сэкономить инвестиции на модернизации продуктового цеха».

Вариации на сахарную тему

«Когда лет 15 назад я впервые побывал на предприятиях крупнейшего европейского сахарного холдинга «Зюдцукер», то поразился ассортименту их продукции, — вспоминает Михаил Криштапович. — В те времена отечественные предприятия выпускали простой сахар-песок да еще немного прессованного, а немецкий ассортимент достигал две сотни наименований: самых разнообразных форм, фасовок, с добавками… Сейчас наше предприятие тоже расширило продуктовую линейку: производим пресcованный фигурный сахар, фасуем по 1 кг, 3 кг, 25 кг, 50 кг, 10 граммов и групповой упаковкой по 10 штук килограммовых пакетов… Есть сахар с натуральными добавками. Например, с корицей — он рекомендован для добавления в кофе. За последние пять лет предприятие существенно улучшило качество продукции, она соответствует самым строгим европейским стандартам. Но в современных условиях уже сложно обеспечивать стабильный сбыт продукции, выпуская только сахар. Он уже из товара превращается в сырье, а поэтому необходимо осваивать производство продукции, в составе которой присутствует высокое содержание нашего продукта. Например, карамель на 60 % состоит из сахара. По этому пути сейчас идут и европейские заводы».

Дело в том, как объяснил Михаил Васильевич, потребление сахара населением в чистом виде при достижении людей определенного уровня благосостояния становится константой: стабильно и из года в год изменяется на несколько процентных пунктов в сторону роста или снижения. Новые виды продукции всегда пользуются повышенным спросом, особенно в первые месяцы появления их на рынке. Но даже самый широкий ассортимент не стимулирует рост потребления: многие новинки позитивно воспринимаются покупателями, они только отбирают долю продаж у других видов продукции, а в «сахарном выражении» розничные продажи остаются на стабильном уровне. Реализовывать же сахар на мировом рынке достаточно проблематично. Даже свекловичный. В развитых странах наблюдается перепроизводство этого продукта. Те же европейцы надежно защищают своих производителей высокой пошлиной — 300 евро на тонну, которая делает «непроходным» на их рынок любой иностранный продукт. В постсоветских странах в последние годы применяют белорусский опыт в обеспечении продовольственной безопасности. Например, в этом году в России планируют собрать рекордный урожай сахарной свеклы. Окончательные итоги пока подводить рано, но эксперты не исключают варианта, что впервые за многие годы эта страна обеспечит 90 % потребности в сахаре за счет собственных ресурсов. Конечно, для продуктов питания всегда найдутся рынки сбыта, но подчас транспортные расходы и доставка превышают отпускную цену сладкого товара.

Европейские профильные предприятия начинают активно перестраивать свою логистику, развивая производства, которые являются серьезными потребителями сахара. За счет такой стратегии небольшому концерну «Аграна» в ЕС, который владеет двумя сахарными заводами в Австрии и одним в Венгрии, удалось заслужить интерес такого «монстра», как «Зюдцукер». По одной простой причине: этот концерн выпускает только сахар, а «Аграна» обладает целой серией консервных и кондитерских предприятий со стабильным сбытом, которые способны потреблять большое количество белого сырья.

Аналогичная стратегия реализуется и на Городейском сахарном комбинате. В прошлом году Городейский сахарный комбинат приобрел производственные линии по переработке плодов и ягод, провел их наладку и сейчас выпускает яблочное повидло, подварки, конфитюры. Мощность цеха по производству фруктовой продукции — 600 тонн в месяц. И продукция пользуется стабильным спросом.

Единственная проблема — сырьевая база: садоводство в республике развито пока слабо. Поэтому ОАО «Городейский сахарный комбинат» взяло в аренду 200 гектаров земли, где закладывает промышленный яблоневый сад, который займет около 185 гектаров, а также будет выращивать голубику, малину, вишню, землянику садовую. В этом году собрали первый урожай с 4 гектаров — 600 килограммов земляники садовой, которую использовали в качестве добавки к яблочному пюре. Для его выпуска пока используют яблоки, приобретенные у населения, хозяйств-заготовителей.

Направление переработки сахара планируется развивать и дальше. Благо свежих идей у Михаила Криштаповича масса. К концу 2011 года планируется установить линию по выпуску сахарной пудры. Столь популярная в кондитерской отрасли, она не выпускается в промышленных масштабах на всем просторе СНГ. Профильные предприятия перемалывают «в пыль» сахар самостоятельно на слабомощном и неэффективном оборудовании. Мощность линии — около 3,6 тысячи тонн в год.

— Изучили рынок. Оказалось, что молочные производители ежегодно потребляют около 2,4 тысячи тонн наполнителей для йогуртов, — делится своими исследованиями Михаил Васильевич Криштапович. — И эту продукцию закупают исключительно по импорту. Тоже интересная ниша. А эту идею я привез с зарубежной выставки, — директор показывает палочку со скрепленными вместе большими, правильной формы кристаллами сахара, выращенными по специальной технологии. — Такое лакомство и глаз радует, и к чаю, коктейлям является сладким дополнением.

К 2014 году в нашей стране планируется построить по случаю проведения чемпионата мира по хоккею 35 гостиниц. А, например, европейский завтрак предполагает чашечку кофе, тосты с джемом или медом, которые подаются в удобной мелкой упаковке до 20 граммов. Это тоже интересное направление, ведь аналогичные товары в республике пока не выпускаются. Почему бы не освоить их производство: экономия валюты, при этом создается добавленная стоимость на сахаре. Если реализовать все проекты, то наше предприятие сможет увеличить ассортимент продукции с главной составляющей — сахаром и расширить географию поставок.

На снимке: сахарная свекла урожая-2011.