Братское молоко

Производство молока в Беларуси сохраняет позитивную динамику, хотя прирост в 2018 году оказался явно не таким высоким, как ожидалось. Куда движется рынок братской республики и какими видят перспективы дальнейшей работы российские и белорусские «молочники» — выяснял корреспондент The DairyNews.



Снижение темпов прироста

По официальной статистике РБ производство молока в 2018 году в хозяйствах всех категорий составило 7 345 тыс тонн. При этом показатель по предыдущему году был равен 7 321 тыс тонн, отсюда прирост — около 1,8%. Для сравнения по показателю 2017 года показатели прироста фиксировались на уровне 2,5%. Очевидно, производство белорусского молока демонстрирует снижение.

Аналитики белорусского рынка отмечают, что это не финальные цифры, динамика может стать еще ниже после проверки данных госконтролем: такая тенденция существует последние годы.

При этом Президент Республики Александр Лукашенко неоднократно призывал хозяйства увеличивать надои, однако в одном из своих последних комментариев он обратил внимание на неоднородность производств и ухудшение общей ситуации.

— У нас накоплен опыт интенсификации молочного производства. В ряде сельскохозяйственных организаций удой в среднем более 10 тыс молока. Но есть и обратные примеры, когда в отдельных хозяйствах в прошлом году не вышли даже на 1 800 кг. Меньше двух тонн. Куда смотрят руководители хозяйств и районов? Такие факты просто недопустимы! Общая ситуация также настораживает, — подчеркнул лидер РБ.

Причины снижения

К слову, за первый месяц года от каждой коровы в среднем по Беларуси надоили на 2 килограмма меньше, чем в январе 2018-го. Эксперты молочного рынка во многом списывали это на проблемы с кормами. Особое беспокойство вызывали концентраты, ведь из-за засухи белорусские аграрии недобрали 1,9 миллиона тонн зерна.

Первый заместитель председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома Сергей Буткевич высказался, что недостаток кормов, как ни странно, на производство молока не влияет — мол, умелая работа с кормами при их недостатке приносит результаты. Однако на первое место эксперт все же поставил многолетнюю системную работу в животноводстве, состоящую из множества факторов: кормление, содержание животных, лечение, выращивание молодняка, улучшение генетического потенциала стада и некоторые другие.

С тем, что на сокращение темпов прироста ситуация с кормами никак не влияет, солидарен директор Центра изучения молочного рынка (ЦИМР) Михаил Мищенко. Главной проблемой эксперт назвал действующую систему рынка.

— Снижение темпов прироста производства молока в Беларуси не связано с уменьшением объема кормов. Я думаю, что дело в системе. Наверное, увольнение предыдущего министра произошло неслучайно. Кроме того, важно, что в Беларуси сократился объем переработки молока, это означает снижение спроса, — подчеркнул Мищенко.

Среди прочих причин эксперт назвал невысокую цену — по словам директора ЦИМР, сокращение объемов переработки является следствием продажи молока по сниженной стоимости для того, чтобы сохранять позиции и конкурентоспособность. Если спросить белорусских экспортеров, они подтвердят, что продают продукт ниже себестоимости.

Старший аналитик Infagro Максим Фастеев считает, что снижение темпов производства молока на белорусском рынке является следствием того отсутствия стимула для роста цены и спроса ввиду наполненности рынка. Тем не менее, эксперт не видит в ситуации ничего критичного.

— Российское эмбарго тоже имеет свое влияние. Сдерживающие факторы сказываются на цифрах производства, рост для Беларуси ограничен. Это нормально — возможно, не вяжется со стратегией Минсельхоза, но для рынка это абсолютно нормальный баланс, — заключил Фастеев.

В русле молочной реки: экспорт и российский рынок

Отразится ли спад динамики роста белорусского молочного рынка на России? Технический директор представительства АО «МЕГА» в Республике Беларусь Олег Дымар полагает, что такое развитие событий облегчит межгосударственные отношения.

— Если поставки молока из Беларуси будут сокращаться, на российский рынок это никак не повлияет. Я думаю, что с уменьшением поставок в Россию отношения между странами даже упростятся: снизится давление как белорусского молока на российский рынок, так и российских проверяющих органов на белорусский продукт. Я понимаю, что такое мнение может показаться грубым и некорректным, но эти органы, на мой взгляд, не всегда объективны, — высказался Дымар.

Изменения на белорусском рынке не затронут российский, считает Никита Васнецов, ведущий специалист ОАО «Барановичский молочный комбинат». По его словам, Россия уверенно стоит на пути самообеспечения молочной продукцией.

— В свете санкций и закрытия некоторых белорусских предприятий на поставки в Россию, внутри нашей страны началось наращивание собственного производства, вывод новых торговых марок на рынок. Производители нацелены на занятие определенной ниши и обеспечение своих потребностей. Я думаю, что такими темпами ближайшие несколько лет мы покроем максимально возможный процент полки магазина отечественным товаром. Я считаю, что от сокращения поставок молока из Беларуси Россия не пострадает — даже наоборот, — резюмировал Васнецов.

По заявлению начальника Главного управления ВЭД Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексея Богданова, белорусский экспорт за прошлый год снизился на 127 млн долл или 6%. Причиной явились не только ограничения РСХН, но и снижение мировой конъюнктуры цен. Экспорт молочной продукции в натуральном выражении при этом стабильно прирастает из года в год.

— Львиная доля экспорта из Беларуси — 78% — приходится на РФ, однако удельный вес этого рынка снизился на 12,4%. Основная концентрация поставок приходится на ЦФО и СЗФО, — добавил Богданов.

Эксперт отметил, что Беларусь осваивает новые рынки сбыта — в 3 раза до 119 млн долл вырос экспорт в страны дальнего зарубежья. На 5,2% выросли поставки СОМ, на 7% — молочной сыворотки. Наиболее объемные поставки СОМ пришлись на Китай, Грузию, Японию. Первенство в импорте белорусского СОМ достается Китаю с долей 57%.

Беларусь, со свой стороны, к перемене вектора молочных отношений готова — местные молочники уверены, что даже если поставки на российский рынок сократятся или прекратятся вовсе, их продукция найдет своего потребителя на рынках третьих стран. Они настроены следовать политике диверсификации (модное слово, которое на Форуме «Беларусь молочная» хотя бы раз использовал каждый второй), в снижение производства молока как тенденцию не верят и настроены на продвижение своей молочной продукции в глобальной перспективе. Возвращаясь к российскому рынку, позицию белорусов можно обозначить весьма кратко: не хотите — не надо, мы отлично справимся без вас.