Вы здесь

БОГДАНОВ А.И.: «919 млн долларов — экспорт белорусского продовольствия за два месяца»

Алексей БОГДАНОВ
начальник управления ВЭД Минсельхозпрода Беларуси

Надвигающийся мировой экономический кризис — это жесткая угроза для белорусской индустрии продовольствия или возможность мобилизоваться и сделать новый рывок? Многое зависит от настроения и нацеленности на результат — считает руководство отрасли.

Начальник управления ВЭД Минсельхозпрода Беларуси Алексей БОГДАНОВ рассказал ПРОДУКТ.BY о ситуации на мировом рынке продовольствия, и о том как она отражается на работе отечественных предприятий.

Алексей БОГДАНОВ — Начальник управления ВЭД Минсельхозпрода Беларуси

Экспорт растет на фоне объективных трудностей

Отрасль, безусловно, ощущает влияние негативных процессов, складывающихся в мировой экономике, под влиянием падения цен на нефть, девальвации национальных валют на целевых рынках сбыта, а также пандемии вируса COVID-19. Любой из них сам по себе может повлиять на торгово-экономические отношения, внести коррективы в планы экспорта продовольствия. Существенное давление на рынок сейчас оказывает снижение уровня доходов домашних хозяйств и, как следствие, покупательской способности населения. Это, а также сильно пострадавший сегмент рынка HoReCa (отели, рестораны, кафе), снижение потребления некоторых видов продовольствия повлекли изменение мировой конъюнктуры цен. Есть проблемы с логистикой, усиливается конкуренция с локальными производителями, глобальные корпорации ведут все более агрессивную рыночную политику.

По оценке аналитиков продовольственной и сельскохозяйственной организации ФАО, в марте текущего года цены на продовольствие будут на 5,1 % ниже фактических цен за два предыдущих месяца.

На этом фоне ситуация в нашей стране остается достаточно стабильной. По итогам работы за два месяца текущего года Беларусь нарастила экспорт продовольствия на 9,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Размер валютной выручки вырос на 81,5 млн долларов и достиг 919 млн. Причем прирост обеспечен как за счет роста экспортных цен на основные виды продукции животноводства и растениеводства, так и благодаря физическому увеличению объемов продаж.

Сейчас белорусские товары поставляются в 73 страны, против 65 в прошлом году. Экспорт в Российскую Федерацию вырос на 5,5 %, в страны СНГ (без учета России) — на 21,8, в страны дальнего зарубежья — на 34,5 %.

Главное — внутренний рынок, на экспорт — излишки

Наша основная задача — это обеспечение внутреннего рынка продукцией собственного производства. Для реализации за рубеж будут направляться свободные ресурсы. На 2020 год Правительством утверждён прогноз экспорта продовольствия на сумму 5,75 миллиарда долларов, предполагаемые темпы роста — 104,2% к уровню 2019 года. С учетом того, что производство внутри страны наращивается, и по итогам года прирост по сельскохозяйственной группе товаров ожидается на уровне 4,5 %, считаю, что наши экспортные планы могут быть выполнены в полном объеме.

Любой кризис — это для кого-то серьёзные потери и убытки, а для кого-то — окно возможностей. Поэтому мы ориентируем наших экспортеров на гибкую политику, учитывающую складывающуюся конъюнктуру рынка, изменяющиеся запросы потребителей, агрессивную стратегию продвижения и сохранения доли присутствия на целевых рынках.

Держим руку на пульсе, реагируем на изменения

С целью преодоления влияния негативных процессов на экспортные поставки белорусского продовольствия Минсельхозпрод совместно с Облисполкомами проводит работу по переориентации сырьевых потоков на производство наиболее ликвидных и прибыльных товарных групп. Так, с учетом ощутимого роста спроса на товары с длительными сроками годности увеличивается производство мясных и молочных консервов, сливочного масла, ультрапастеризованного и сухого молока. Основной акцент делается на поставки на наиболее импортоемкие и прибыльные рынки, такие как Россия, страны СНГ и Европейского союза, Китай. Ежедневно ведется мониторинг конъюнктуры цен на рынках дальнего зарубежья, с целью определения наиболее выгодных для белорусского производителя направлений сотрудничества.

Кроме того, продолжается работа по внедрению передовых систем контроля качества, увеличению количества предприятий, сертифицированных на поставки в Европейский союз и страны Персидского залива, а также по религиозным системам контроля «Халяль» и «Кашер». Большое внимание уделяется оптимизации логистических цепочек, а также работе по продвижению и популяризации бренда «Сделано в Беларуси».

Цена проходная

Как было сказано выше, при Минсельхозпроде действует рабочая группа по ежедневному мониторингу ценовой конъюнктуры на внешних и внутреннем рынках. Ее задача информировать отечественных производителей о динамике цен на товары группы commodity. Наша продукция является конкурентоспособной не только по качеству, но и по ценовому фактору, о чем свидетельствует широкая география экспортных поставок. В прошлом году наша сельскохозяйственная продукция продавалась уже более, чем в 100 стран мира.

Нужно воспользоваться моментом

Можно даже сказать, что сейчас для наших предприятий открываются новые возможности, чтобы нарастить экспорт в Китай и другие страны. Так, выпуск мясной продукции из госрезервов КНР, замедление торговых и логистических цепочек в связи с коронавирусом в ближайшей перспективе могут стимулировать рост спроса в Поднебесной на импортные продукты питания (в первую очередь, мясную продукцию). Это, конечно, должно стать дополнительным стимулом для белорусских производителей к поиску новых торговых партнеров и организации поставок в регионы, наиболее экономически пострадавшие от эпидемии коронавируса.

Кроме того, с целым рядом стран ЕЭК ведет переговоры по заключению соглашений о Зонах свободной торговли, которые предусматривают преференциальные режимы поставок, в том числе и сельскохозяйственной продукции. В настоящее время такая работа идет с Израилем, Египтом, Индией, а в перспективе ее предполагается распространить еще на ряд стран.

Не причин отступать от намеченных целей

В первом квартале экспорт по отрасли оценивается примерно в 1,4 миллиарда долларов и составляет 107 % к аналогичному периоду прошлого года, при доведенном ключевом показателе на январь-март 2020 г. в размере 101 %.

Таким образом, хочу отметить, что в настоящий момент аграрный сектор белорусской экономики справляется с поставленными задачами, как в производстве, так и в экспорте, а что будет происходить дальше — время покажет. В завершении скажу лишь одно, что отступать от намеченных целей мы не намерены и приложим максимум усилий на преодоление любых негативных факторов, способных повлиять на устойчивое экономическое развитие нашей отрасли.

Источник: ПРОДУКТ.BY

Новости по теме:
Внимание!!! Началось голосование конкурса «Miss Dairy Industry»!22-го сентября было открыто голосование I ...
Пандемия коронавируса ускорила рост торговли продовольствием и сельхозпродукцией в Евразийском экономическом союзе,...
Пандемия коронавируса стала причиной идеального шторма на молочном рынке США, говорится в докладе Центра экономических...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.