Белорусский АПК стал крупным игроком на экспортном поле

Важнейшим приоритетом для Беларуси был и остается экспорт, его рост и обязательно диверсификация. Об этом Президент напоминал не один раз. С ростом населения планеты будет повышаться и потребность в продовольствии. Она и сегодня велика: развивающиеся страны импортируют пищевых продуктов примерно на 0,5 триллиона долларов. Беларусь с ее аграрным потенциалом не может находиться вне этого общемирового рынка, пишет sb.by.

По настоянию Главы государства принята Национальная программа развития экспорта на 2000–2005 годы, отдельно — Программа развития экспорта продукции АПК, ряд других документов, касающихся товаропроводящих сетей, логистической, валютно-финансовой, денежно-кредитной систем и так далее. И в последующие годы развитие внешней торговли отмечено программными ориентирами.

К 2020 году объем поставок сельхозпродукции и продовольствия на внешние рынки должен вырасти до 6,2 миллиарда долларов в год. А при благоприятной ценовой конъюнктуре стоимость экспорта может достичь и 7,5 миллиарда. Чтобы оценить значимость этих цифр, надо вернуться на два десятилетия назад.

Беларусь, которую в советское время называли большой фермой и которая экспортировала 350 тысяч тонн мяса и мясных продуктов, 2,8 миллиона тонн молочки, к 1996 году сократила их зарубежные продажи в 10 и 6 раз соответственно. В 1999 году в целом они «скукожились» до 190 миллионов долларов, а импорт превышал экспорт 6 лет подряд. Поэтому в понятие продовольственной безопасности вкладывался двойной смысл: не только накормить белорусов. Не меньшая опасность таилась в том, что мы будем зависимы в еде от оборотистого дяди — из ближней или дальней дуги, значения не имеет. В те годы и слов таких не слышали.

С начала тысячелетия белорусские специалисты начинают штудировать науку маркетинга, логистики, мировую конъюнктуру цен.

Понятно, что для упрочения конкурентных позиций нужна была модернизация, как ферм, так и перерабатывающих заводов. Позже Президент скажет: «На заре президентской деятельности я отбил всякие попытки приватизировать отрасли, которые обеспечивают продовольственную безопасность государства». Было четко и однозначно заявлено: мы сами с этим справимся. Это касалось мясо- и молокоперерабатывающих предприятий, модернизации сахарных комбинатов, производства пива и так далее.

Вместе с ростом экспорта наращивали инвестиционный импорт. Иными словами валюта вкладывалась в обновление производства.

Вот еще один пример модернизации с прицелом на заграницу. Три года назад на Гродненском мясокомбинате запущен современный цех сырокопченых изделий. По объемам это одно из крупнейших производств в Восточной Европе. Выпускаемая продукция позволила предприятию укрепить внешнеторговый потенциал: 60 процентов деликатесов отправляется в Россию, Казахстан и Азербайджан. Есть шанс поставлять изделия и в страны Ближнего Востока, а также на западноевропейский рынок. Экспорт только этого предприятия сегодня сопоставим со всеми поставками агропродукции в 1999 году.

С 2010 по 2016 год экспорт агропродовольственных товаров Беларуси увеличился в 1,2 раза. Прорывным стал следующий — 20 процентов роста и 5 миллиардов долларов, 17,5 процента от общего объема проданной за пределы страны продукции в 2017 году. По стоимостному объему внешние поставки продовольствия стали сопоставимы с продажей нефтепродуктов, ими наторговали на 5,34 миллиарда долларов (рост на 32 процента).

Прошлогодний плюс в 5,3 процента достигнут непросто. Сложную конъюнктуру рынка, прежде всего по молоку, преодолели количеством.

Поставлено 4,222 миллиона тонн молочных продуктов и 370 тысяч тонн мясных. Экспорт мясо-молочной продукции составил практически 3 миллиарда долларов, а всего наторговали на 5,235 миллиарда.

Мы стараемся уходить от зависимости одного рынка. В прошлом году смогли увеличить экспорт в дальнее зарубежье на 66,7 процента. В Азию и Океанию вырос в 2,2 раза. Позитивную роль играет договор о зоне свободной торговли с Вьетнамом, который мы заключили в рамках ЕАЭС. В страны Африки поставили продукции в 5 раз больше — на сумму 8,7 миллиона долларов. В Америку экспорт вырос на 48 процентов и достиг 9,1 миллиона долларов (рост поставок в США — на 21 процент, в Венесуэлу — в 10 раз). Поставки в ЕС увеличились на 66,6 процента — до 233,5 миллиона долларов. В особом приоритете Китай.

Доля российского рынка в общем экспорте белорусского продовольствия за счет диверсификации в 2018 году снизилась на 6,3 процентного пункта и составила 79 процентов.

Беларусь — страна с огромным количеством пахотной земли на душу населения, это больше чем полгектара при среднемировой норме где-то в 15 соток. В мировом пахотном клине наша доля — 0,37 процента. От этого надо и отталкиваться, говорят эксперты, чтобы земля давала среднемировую отдачу. Если в 2000 году наш экспорт от среднемирового не составлял и 0,2 процента, то сейчас он почти равен пахотному клину. Это один из показателей, характеризующих успех белорусского сельского хозяйства.