Белорусские продукты на прилавках Петербурга

В Петербурге сегодня работает более 100 магазинов белорусских товаров. Стереотип «давно знакомой и дешевой колбасы» должен был бы привлекать покупателей, но на деле их спрос снижается, а эксперты прогнозируют угасание этого рыночного сегмента. Визуально все торговые точки оформлены похоже — используют в оформлении флаги и национальные узоры Беларуси. Единой сетью они тем не менее не являются.

Сегодня в городе работает три сети: «Белорусский дворик», «Белорусачка» и «Белорусский гостинец». Остальные точки принадлежат индивидуальным предпринимателям.

На сайтах магазинов и в их группах в соцсетях говорится о высоком качестве, сохранении традиций советских ГОСТов и экологичности производства (иногда слово в слово).

Этой же мысли придерживаются в местном отделении посольства Беларуси: говорят, что магазины национальных товаров — частная инициатива, которая развивается благодаря «высокому качеству продукции и невысоким ценам».

«Бизнес есть бизнес. В Петербурге происходит хорошее взаимодействие с профильными структурами, которые позволяют нормально развиваться, открывать торговые точки», — пояснили дипломаты.

«Национальным» белорусским бизнесом в Петербурге занимается группа заинтересованных предпринимателей, говорит владелец сети магазинов «Белорусский дворик» Алексей Мозокин (владеет более чем 100 точками в Петербурге и Ленобласти). По его словам, найти в городе белорусскую продукцию несложно, но большого спроса на нее нет.

«Пик приходился на 2013–2016 годы. В 2014 году из Беларуси поступало мало продукции, это было связано с внешней политикой. Тогда мы и решили создать свою торговую марку, чтобы не остаться без товара», — вспоминает Алексей Мозокин.

Другие участники рынка на условиях анонимности говорят, что на фоне международных протоколов о долгосрочном сотрудничестве у белорусских товаров нет преференций на российском рынке. Даже более того — белорусы не могут нормально возвращать налог на добавленную стоимость, и им приходится «становиться россиянами», то есть регистрировать компании здесь. Ведь других крупных рынков сбыта они найти не смогли.

Вместе с тем бизнес в формате небольших розничных магазинов у дома пока уверенно держится на плаву, поскольку тренд на белорусские товары совпадает со спросом на такие малые форматы торговли.

«Эта ниша востребована и была относительно свободна, и эти магазины успешно заполняют ее. Они существенно выигрывают у точек, где ассортиментный фокус направлен на табачные изделия и нелегальный алкоголь», — полагает гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. По его оценке, белорусская пищевая отрасль «экспортно ориентирована на Россию», и на ее долю приходится около 49% товарооборота республики.

Лучшие соседи

Традиционно на российский рынок привозят сезонные продукты из стран Средней Азии и Закавказья — фрукты и овощи. «Прибалтика мало что дает, несмотря на шпроты, — это почти невидимый объем», — отмечает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. По его оценке, с Украиной объемы торговли «больше, чем могло бы показаться», особенно в сфере машино- и приборостроения, отлаженной еще с советских времен. Одно время также был очень популярен узбекский хлопок.

По данным ФТС России, в 2018 году товарооборот России с Беларусью составил 33,99 млрд долларов США, увеличившись на 12,6% по сравнению с 2017 годом. «В России прекрасно расходятся, например, всевозможные белорусские котлеты из индейки. Одежда недорогая по сравнению с нашей и достаточно качественная. Понятно, что это нишевый продукт, но есть определенная категория покупателей, которые охотно ходят в магазины именно за ним», — говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Продукты из Беларуси есть и на полках сетевых гипермаркетов. В «Ленте» это молочная продукция, мясные консервы, консервированные помидоры и огурцы, а также жидкое мыло и даже кофе. «Спрос на белорусские товары стабилен», и часть товаров под собственной торговой маркой «Ленты» производят белорусские партнеры, сообщили в пресс-службе компании.

В магазинах «Народная 7Я семьЯ» (ТД «Интерторг») также отмечают «традиционно хороший спрос» на белорусские товары, особенно на такие продукты, как молоко и творог.

На полках торговой сети «Пятерочка» эти товары представлены в молочной продукции, сырах, сгущенке, кондитерских изделиях и алкогольных напитках.

«Несвижский завод детского питания производит для компании молочную продукцию под брендами "Сарафаново" и "Верховье", которые эксклюзивно представлены только в магазинах группы», — добавляют в пресс-службе компании X5 Retail Group. По оценкам группы, «доля других белорусских поставщиков в своих категориях не превышает 5%».

Знаменитые креветки

Под видом белорусских в Россию импортировали и санкционные товары.

«Проблема была даже не с креветками, больше с молочной продукцией, яблоками — тем, что Беларусь сама производит и что тяжело идентифицировать.

Они ведь тоже эту продукцию поставляют, и понять, какая ее часть была белорусской, а какая — вывезенной из Польши или остальной Европы, было тяжело», — говорит Алексей Коренев.

Эта история получила шумную огласку в 2015–2016 годах, но период был достаточно коротким, отмечает эксперт.

Запрет Россельхоза

В числе запретов управления есть карантинная продукция, а также список комбинатов и производителей, чей ввоз продукции ограничен. Так, с 12 апреля 2019 года Россельхознадзор ввел ограничение на поставки яблок и груш в связи «с неустановленным фитосанитарным статусом и фальсифицированными фитосанитарными сертификатами». С 24 июля ограничения на яблоки сняли под гарантии ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» Беларуси. До того российские эксперты посетили республику, где оценивали производственные мощности 51 предприятия по производству яблок, уточняли площадь садов, сортовой состав и урожайность, рассказали в пресс-службе управления надзорного ведомства. Кроме того, с 4 апреля Россельхознадзор ввел ограничения на ввоз в Россию мяса говядины на кости и крупного рогатого скота со всех предприятий Беларуси. Причиной стало «отсутствие официального статуса Международного эпизоотического бюро по губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота (бешенство коров)».

Беларусь занимает 5—е место среди стран — торговых партнеров Санкт-Петербурга. Основная доля импорта — это продукты питания, а в структуре экспорта она приходится на минеральные продукты, говорит вице-президент СПб ТПП Екатерина Лебедева.

Именно за счет сырьевой группы в 2018 году экспорт вырос на 14%, до 1,6 млрд долларов США.

Придирчивый выбор

Петербуржцы в целом избалованы большим количеством разных продуктов, у нас огромное количество экспорта из других стран. Есть местные производители, которые обеспечивают и город, и другие регионы, объясняет доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве СПбГУ Евгений Трещенков.

По его мнению, привязка республики к российским рынкам сбыта сформировалась еще в советский период, остальные варианты заняли другие государства, и в какой-то степени момент был упущен.

Белорусы пытались зайти на наш продуктовый рынок в виде различных совместных предприятий. Но проект «Белорусский гостинец» в нужном объеме так и не заработал.

Магазины же, открытые российскими бизнесменами, из-за узкого ассортимента не могут полностью заменить магазины шаговой доступности, резюмирует Евгений Трещенков.

Источник текста и иллюстраций: dp.ru