Беларусы любят заходить в новые магазины, но реклама тут ни при чем. Nielsen рассказал о поведении минчан и мировых трендах в ритейле

В мире наблюдается ренессанс малого формата торговли, миллениалы скоро станут основным покупателем в магазинах, собственные товарные марки начинают уходить в премиум-сегмент — такие мировые тренды озвучили на бизнес-форуме CATMAN-2018 представители компании Nielsen Виталий Брык, директор стратегического развития в Украине и Беларуси, и Валентин Соколовский, руководитель по работе с розничными сетями в Беларуси.

Готов ли этим трендам беларуский ритейл? О чем думают беларусы, когда тратят деньги в магазинах? Marketing.by законспектировал наиболее интересные цифры и тезисы из презентации на конференции.

Самыя частый покупатель в Минске — женщины

Поскольку вся ключевая розница сконцентрирована в столице, то Минск является индикатором: что происходит здесь, то через 1-1,5 года будет и в регионах.

В Минске около 70% покупателей — женщины, и лишь 30% — мужчины.

Но на самом деле 30% для мужчин — это много. В соседних странах этот показатель в районе 20%. Так получается, потому что Минск — это город-пылесос, который вытягивает студентов и рабочую силу.

Этот феномен еще влияет и на возраст покупателя — в Минске покупатель в среднем на 10 лет моложе, чем в областных центрах. В кризис возраст в городах выравнивается, но как только в стране становится чуть-чуть больше денег — Минск снова молодеет.

Зачем минчане ходят в магазины?

В основном для того, чтобы пополнять запасы или готовить.



Для покупателей характерна маленькая покупка, хотя в прошлом году было наоборот: большая закупка (раз в неделю и реже) была основной миссией. При этом для Минска разница между маленькой закупкой и большой значительна (30 и 55 рублей), а в областных центрах разница может быть 7-10 рублей. То есть в Минске денег объективно больше.

Покупатели Минска достаточно осмысленно совершают покупки по основным категориям товаров. Свежие овощи и фрукты — это первая категория, где большая разница между фактической покупкой, и тем, что покупатели собирались приобрести.



Минчане не переключаются между магазинами, когда идут за покупками. Нет такой товарной категории в Минске, которая могла бы склонить покупателя к отказу от привычного магазина в пользу конкурентов. Покупатель лоялен к магазину, но при этом активно ищет новые товарные категории внутри торгового зала.



В 2016 году количество магазинов, которое посещал покупатель, сократилось. Сейчас минчане опять начинают ходить в большее количество магазинов.



При этом они не меняют магазины, а просто добавляют новые. Во многом это связано с тем, что и магазинов открывает гораздо больше.

Минчане остаются любопытны — четверть покупателей были в новом магазине (этот показатель выше, чем в областных центрах).



Причем мотиватором является не реклама, а любопытство: «магазин открылся рядом», «посоветовали» и т. д.

Лидеры по привлечению новых покупателей — «Брусничка » и «Грин». Кстати, этим ритейлерам удалось удержать пришедших людей: они смогли создать хорошее первое впечатление на покупателей.

Часть вторая

Часть третья