Беларусь занимает 4-е место в мире по экспорту сыра

Итальянский «Пармезан», французский «Бри», английский «Чеддер»... Многовековые традиции производства, яркий запоминающийся вкус сделали эти сыры одними из самых популярных в мире. Наши бренды пока не столь узнаваемы на внешнем рынке. Не исключено, что это лишь вопрос времени. Беларусь сегодня занимает 4-е место среди крупнейших сырных экспортеров после ЕС, Новой Зеландии и США. Наша страна опережает даже таких известных законодателей сырной моды, как Австралия и Швейцария. В этом году поставки за рубеж могут достигнуть миллиарда долларов. Что способствует динамичному развитию? Какие технологические новинки собираются освоить в ближайшее время предприятия?

Фото: из интернета

Как сыр в масле

Что предлагали торговые прилавки четверть века назад? Известные еще с советских времен сыры «Российский», «Костромской», «Буковинский», «Голландский», «Пошехонский», да и те купить удавалось не всегда. Сегодня в изобилии названий и вкусов легко потеряться. Твердые, полутвердые, мягкие, плавленые, с наполнителями, зеленые, розовые, с мраморным рисунком... Кажется, что производители выпускают на рынок новые виды чуть ли не каждый месяц.

Если в 2010 году мы имели 160 наименований сыров, то сегодня — более 330, — заместитель директора по научной работе Института мясо-молочной промышленности Научно-практического центра НАН по продовольствию кандидат технических наук Наталья Фурик в курсе тенденций. — На производство сыра сегодня поступают до 30 процентов от всего производимого молочного сырья. Это экспортный товар, формирующий вместе с творогом до 40 процентов валютной выручки от продажи молочных продуктов, поэтому сыроделие развивается динамично. С 2011 года производство выросло почти в 1,5 раза.

До 91 процента в объеме производства занимают твердые и полутвердые сыры. Причем 80 процентов из них — это традиционные сыры голландской («Голландский», «Пошехонский», «Костромской» и др.) и российской («Российский молодой», «Российский особый», «Тильзитский») групп. Развивается и нетрадиционное для нашей молочной переработки направление — сыры с пропионовокислыми бактериями, с крупным рисунком (большие глазки) и сладковатым вкусом. То, что предприятия освоили выпуск «Маасдама», «Монтеррея» или «Столичного» — своего рода показатель уровня развития молочной промышленности и сельского хозяйства. Ведь эти сыры достаточно капризные, их невозможно изготовить без качественного сырья и современного оборудования.

Наши предприятия все активнее стали осваивать элитную группу зрелых сыров, которые созревают в среднем 90 — 120 суток, а некоторые даже до двух лет. «Пармезан», «Гройцер», «Тызенгауз», конечно, не продукты массового потребления, но наладить выпуск этой элитной продукции — задача-максимум для любого предприятия, считает Наталья Фурик:

Они стоят дороже, за счет чего выигрывает экономика производителя. Но должен быть четко отлажен технологический процесс: это и отбор соответствующего сырья, и поддержание параметров температуры и влажности в камерах, где такие сыры созревают.

На внешнем рынке такие сыры расходятся на ура, утверждает начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов:

В 4,1 млрд долларов поставок продовольствия на российский рынок в 2018 году 16,1 процента составляли сыры. Сегодня это самый популярный наш продукт у соседей, и его доля в продажах выросла уже до 18,9 процента. На твердые сыры особенный спрос. Руководитель одного из молочных заводов, столкнувшись с проблемами реализации традиционной продукции, решился переоборудовать сырный цех под выдержанные сыры. Предприятие сделало продукт премиум-класса, за которым сейчас выстраиваются очереди. Отчасти популярность таких сыров обусловлена меняющейся культурой питания на постсоветском пространстве. Ныне сыр — это не только компонент бутерброда, его добавляют в различные блюда, нарезают в качестве закусок под напитки...

Полную статью читайте на сайте sb.by