Беларусь в январе-апреле обеспечила 70 % российского импорта молочной продукции

Импорт молочной продукции в январе — апреле 2019 г. на 23% превысил значение того же периода 2018 года. Такие данные приводятся в отчете Аналитического центра Milknews.

Как отмечают аналитики, рост импорта произошел в результате наращивания поставок как из стран дальнего зарубежья, так и из Беларуси (в 2019 г. доля импорта из стран вне ЕАЭС выросла практически в 2 раза, с 15% до 28% в физическом объеме (МЭ) и с 17% до 25% в стоимостном выражении). Рост объемов наблюдается по большинству категорий, кроме питьевых молока и сливок, сырных продуктов и мол. сыворотки. Физический объем импорта мол. продукции составил 2,3 млн т (МЭ) на сумму 865,6 млн USD (+20%).

В 2019 г. по итогам 4 мес. поставки кисломолочной продукции (41,2 тыс. т), СЦМ (16,9 тыс. т) и мороженого (4,7 тыс. т) находятся на историческом максимуме. Импорт сливочного масла (39,7 тыс. т), сыров и творога (84,5 тыс. т) — максимальный после введения специальных экономических мер в отношении ряда стран в августе 2014 г.

В то же время импорт молочной сыворотки стал минимальным за всю историю: за 4 месяца 2019 г. ввезено 14,6 тыс. т сыворотки и сывороточных белков (-43% к уровню 2018 г.).

Росту импорта молокоемких продуктов способствует слабая позиция российских производителей готовой продукции в ценовой конкуренции с импортом. Сравнительно высокая стоимость сырого молока и часто недостаточная эффективность переработки значительно увеличивают себестоимость готовой продукции, в результате даже при конкурентных ценах на сырье готовая продукция российского производства в отдельных случаях оказывается дороже импортной.

Вместе с тем качество импортируемой продукции часто уступает российскому. Кроме того, росту импорта молочной продукции в начале 2019 г. способствовало укрепление рубля, а также приход партий сливочного масла и сухого молока из стран дальнего зарубежья, в том числе из Новой Зеландии, отправленных в конце 2018 г. — начале 2019 г., когда уровень закупочных цен был достаточно низким, и после чего началось повышение цен.

В настоящее время уровень цен на импортируемую продукцию даже с учетом таможенных пошлин для стран дальнего зарубежья часто является ниже внутрироссийского, поэтому импорт остается привлекательным. Более того, ряд так называемых развивающихся стран (в т.ч. Аргентина, Уругвай), являющихся при этом значимыми игроками на мировом молочном рынке, пользуются тарифными преференциями при ввозе продукции на территорию ЕАЭС, что создает дополнительную привлекательность импортным поставкам при благоприятном соотношении мировых и внутренних цен.

Наращивание производства товарного молока в летний период, умеренный платежеспособный внутренний спрос и развитие экспорта молочной продукции в ближайшее время будут способствовать сокращению импорта и увеличению собственного производства молочной продукции, считают аналитики.

Основными внешними поставщиками молочной продукции в Россию остаются Республика Беларусь (70%), на втором месте по результатам января — апреля 2019 г. находится Новая Зеландия (10%) из-за увеличения экспорта в РФ СЦМ и сливочного масла, далее следуют Уругвай (7%) и Аргентина (5%), замыкает топ-5 стран-поставщиков Казахстан (1%).

Республика Беларусь по-прежнему занимает лидирующие позиции во внешних поставках большинства видов молочной продукции: питьевого молока и сливок — 86%, СОМ — 75%, кисломолочной продукции — 93%, молочной сыворотки и продуктов из натуральных компонентов молока — 72%, сливочного масла — 60%, сыров — 83%, творога — почти 100%, сырных продуктов — 69%.

Исключение составляют только мороженое, где доля Беларуси составляет только 22%, и СЦМ (45% в 2019 г. в результате роста импорта из третьих стран — Уругвай, Новая Зеландия, Аргентина, Турция).

Наибольший прирост импорта в январе — апреле 2019 г. отмечен по молокоемким категориям: СЦМ (в 2 раза больше, рост поставок из Новой Зеландии, Уругвая, Республики Беларусь, Аргентины и Турции), сливочное масло (+94%, Респ. Беларусь, Новая Зеландия, Уругвай и Аргентина), сыры (+16%, Респ. Беларусь).

Также увеличился импорт йогуртов (+56%, Республика Беларусь, Казахстан), мороженого (+26%, Казахстан, Швейцария, Франция, Беларусь, Испания), СОМ (+17%, Аргентина, Уругвай, Турция), сметаны (+10%, Республика Беларусь), творога (+12%, Республика Беларусь).

При этом снизился импорт сравнительно небольших в структуре импорта категорий: питьевого молока и сливок (-24%, Республика Беларусь), сырных продуктов (-17%, Республика Беларусь, Польша) и молочной сыворотки и сывороточных белков (-43%, Республика Беларусь).

Основными молочными товарами, импортируемыми Россией, в 2019 г. остаются сыры и творог (≈39% всего импорта в стоимостном выражении), сливочное масло (23%), молоко и сливки сухие и сгущенные (17%), в том числе СОМ (8%) и СЦМ (6%), питьевое молоко и сливки (6%), кисломолочная продукция (6%) и сыроподобные продукты (5%).

Такой ускоренный рост импорта в начале года объясняется несколькими факторами, говорит генеральный директор Союзмолоко Артем Белов.

Во-первых, по его словам, укрепление рубля делает импорт более конкурентоспособным.

Во-вторых, происходит замена импорта аналоговых сыров с растительными жирами на традиционные сыры, и в молочном эквиваленте это оказывает статистическое влияние на рост объема ввоза.

Третья причина — повышенный спрос на молочные жиры (сливочное масло) на внутреннем рынке из-за усиления борьбы с фальсификатом. В молочном эквиваленте это также вносит большой вклад в общий рост объемов импорта.

В перспективе, как прогнозирует Союзмолоко, рост производства сырья, умеренный внутренний спрос и развитие экспорта будут способствовать сокращению импорта и увеличению собственного производства молочной продукции.