Беларусь намерена сохранить объемы поставки готовых продуктов питания в Россию при диверсификации экспорта сырья

Минсельхозпрод рассчитывает, что через пять лет на молочном и мясном рынках Союзного государства будет достигнут профицит. В этой связи министерство ищет пути диверсификации экспорта, прежде сего сырьевого. При этом Беларусь намерена сохранить объемы поставок в Россию востребованной на этом направлении готовой продукции. Об этом в ходе пресс-конференции рассказал начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов.

«Мы видим, что происходит в РФ и целенаправленно диверсифицируем наш экспорт, при этом сохраняем стратегические позиции, которые мы уже завоевали у наших коллег», — пояснил он.

По планам Минсельхозпрода, основными направлениями сбыта молочной и мясной продукции останутся страны СНГ ввиду лучшей логистики и единообразия вкусовых предпочтений, уточнил А.Богданов. Основной объем в регионе приходится на Россию. В 2018 году 79% всего экспорта продовольствия уходило на рынок РФ. Впрочем, это на 6,3 п.п. меньше, чем в 2017 году.

В этом году в рамках подписанного с Россией соглашения Беларусь рассчитывает поставить на российский рынок молока и молочных продуктов в объеме 3,71 млн тонн, мяса и мясопродуктов — в объеме 320 тыс. тонн.



Общий объем экспорта продовольствия в этом году должен достичь USD 5,7 млрд, что на 8,6% больше, чем в 2018 году. Такие планы А.Богданов считает амбициозными, но достижимыми, при удачно складывающейся конъюнктуре рынка и благоприятных климатических условиях.

Вторым по приоритетности рынком сбыта для предприятий министерства остаются страны Азии и Океании. В прошлом году экспорт отраслевых предприятий в этом направлении вырос в 2,2 раза до USD 151,4 млн. Более половины экспортной выручки среди стран этого региона обеспечил Китай. По данным Минсельхозпрода, за 2018 год экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в эту страну вырос в 4,4 раза и достиг USD 82,4 млн. Из них USD 60,5 млн обеспечили поставки молока. Всего в Китай было отправлено 186,5 тыс. тонн молочной продукции (в пересчете на молоко).

«В азиатском конгломерате основную скрипку играет для нас КНР — близкий и очень дружественный нам партнер», — резюмировал А.Богданов.

По поставкам молочной продукции в Китай сертифицировано 51 белорусское предприятие, или почти вся молочная отрасль страны. Право поставлять говядину в Китай получили два мясокомбината, пять птицефабрик аккредитованы на поставки птицы. Благодаря этому за прошлый год удалось поставить в Китай говядину обваленную на сумму USD 1,3 млн, мясо птицы — на USD 3,4 млн.

Именно мясо птицы А.Богданов считает драйвером роста экспорта в Китай в текущем году. «Только один агрокомбинат "Дзержинский" уже вышел на то, что в неделю 2-3 контейнера птицы отгружает на китайский рынок», — проиллюстрировал достижения на китайском направлении представитель Минсельхозпрода.

Стратегической задачей, которая позволит нарастить объем поставки мяса в Китай, в министерстве считают сертификацию птицефабрик на право поставок субпродуктов. Завершить ее планируется в I квартале. «На китайском рынке большой популярностью пользуются субпродукты из птицы: лапки, печень, почти и т.д.», — пояснил важность получения сертификата А.Богданов.

Стоит отметить, что, несмотря на видимую привлекательность китайского рынка, способного покупать сразу большие партии белорусской продукции, его маржинальность остается значительно ниже, чем у привычных для Беларуси рынков. К примеру, по расчетам одного из производителей, в 2018 году, когда Китае была цена USD 1,5 за 1 кг сухого обезжиренного молока, в России она составляла USD 2-2,1.

Ценовую конкуренцию в Китае сложно выдерживать, во-первых, из-за высокого транспортного плеча. Стоимость отправки одного вагона в Москву в отрасли оценивают в USD 1,5 тыс., одного контейнера в Китай — USD 3 тыс. При этом грузоподъемность морского контейнера — 20 тонн, а вагона — 68 тонн.

Во-вторых, Беларусь изначально находится в худших условиях, чем основной производитель региона — Новая Зеландия. Эта страна входит в зону свободной торговли с Китаем, поставляя молочную продукцию беспошлинно. Беларусь же, по данным А.Богданова, уплачивает на молочные продукты средневзвешенную таможенную пошлину на уровне 10%.

Вместе с тем А.Богданов считает возможным конкурировать на китайском рынке, а низкую маржинальность на старте поставок считает закономерной. «Это закон рынка. Входим в новый рынок — необходимо дать более интересную цену», — объяснил он.

Кроме того, представитель Минсельхозпрода пояснил, что сухое молоко производителей из разных стран имеет отличия, например по влажности. Поэтому рынок должен привыкнуть к новому продукту. «Надо попробовать (сухое молоко), добавить в процессинг, произвести кефир, сыры, творог. Наладить процессы. Это процесс небыстрый. Да, на входе цена, может быть, будет не совсем удобной. Но на выходе в будущем просматривается хорошая цена», — заверил он.

В частности, по данным А.Богданова, цены на белорусское сухое обезжиренное молоко в Китае буквально за 4-5 месяцев выросли с USD 1,5 до USD 1,65 за 1 кг. Стерилизованное молоко (со сроком годности 1 год) Беларусь уже сейчас продает в Китай дешевле, чем в Россию.

К тому же на Китайский рынок направляется сырьевая молочная продукция, стабильно поставлять ее в Россию в значительном объеме проблематично. А рентабельность стоит оценивать по всей товарной линейке. По информации А.Богданова, полученной на примере расчетов «Беллакта», при производстве из тонны молока продукции, часть из которой идет в Китай по более низкой цене, часть — продается внутри Беларуси, часть — экспортируется в Россию, в целом предприятию удается работать «в плюс».

Доводы о дорогостоящей логистике представитель министерства парирует тем, что Китай, к примеру, субсидирует обратные перевозки составов.

«Я бы посоветовал (производителям) не жаловаться, а взяться за анализ. И выстраивать свои производственные процессы так, чтобы быть конкурентными не на одном рынке, а на глобальном рынке. Какой смысл стучаться в закрытые ворота? Надо головой думать и двигаться туда, где ждут нас», — прокомментировал А.Богданов скепсис отдельных участников рынка относительно китайских поставок.

Следующим по приоритетности рынком экспорта белорусского продовольствия Минсельхозпрод считает страны Персидского залива, далее следуют Африка, ЕС и американский континент.

В 2018 году в страны Африки Беларусь поставила продукции на USD 8,7 млн, в страны Америки — на USD 9,1 млн. Экспорт продовольствия в ЕС вырос на 66,6% до USD 233,5 млн. Самые большие поставки традиционно идут в Литву (USD 93,6 млн), Польшу (USD 41,3 млн) и Германию (USD 28 млн).

«Самый сладкий и интересный рынок для нас — это рынок ЕС», — признает А.Богданов, связывая это с высокой покупательской способностью европейцев.

Однако доступ на европейский рынок осложнен требованиями по сертификации предприятий и высокой тарифной защитой. Таможенная пошлина на молочную продукцию удорожает ее практически в 1,5 раза. К примеру, сыр, который Беларусь продает по USD 4,5-5 за 1 кг, с учетом пошлины в ЕС приходит уже по USD 7,5.

Тем не менее Беларусь ведет переговоры по доступу на европейский рынок. Сейчас речь идет о том, чтобы сертифицировать птицефабрики. «Востребованность есть, европейский рынок много импортирует птицеводческой продукции. Мы видим здесь перспективу», — пояснил А.Богданов.