Вы здесь

Беларусь намерена сохранить объемы поставки готовых продуктов питания в Россию при диверсификации экспорта сырья

11.02.2019

Минсельхозпрод рассчитывает, что через пять лет на молочном и мясном рынках Союзного государства будет достигнут профицит. В этой связи министерство ищет пути диверсификации экспорта, прежде сего сырьевого. При этом Беларусь намерена сохранить объемы поставок в Россию востребованной на этом направлении готовой продукции. Об этом в ходе пресс-конференции рассказал начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов.

«Мы видим, что происходит в РФ и целенаправленно диверсифицируем наш экспорт, при этом сохраняем стратегические позиции, которые мы уже завоевали у наших коллег», — пояснил он.

По планам Минсельхозпрода, основными направлениями сбыта молочной и мясной продукции останутся страны СНГ ввиду лучшей логистики и единообразия вкусовых предпочтений, уточнил А.Богданов. Основной объем в регионе приходится на Россию. В 2018 году 79% всего экспорта продовольствия уходило на рынок РФ. Впрочем, это на 6,3 п.п. меньше, чем в 2017 году.

В этом году в рамках подписанного с Россией соглашения Беларусь рассчитывает поставить на российский рынок молока и молочных продуктов в объеме 3,71 млн тонн, мяса и мясопродуктов — в объеме 320 тыс. тонн.



Общий объем экспорта продовольствия в этом году должен достичь USD 5,7 млрд, что на 8,6% больше, чем в 2018 году. Такие планы А.Богданов считает амбициозными, но достижимыми, при удачно складывающейся конъюнктуре рынка и благоприятных климатических условиях.

Вторым по приоритетности рынком сбыта для предприятий министерства остаются страны Азии и Океании. В прошлом году экспорт отраслевых предприятий в этом направлении вырос в 2,2 раза до USD 151,4 млн. Более половины экспортной выручки среди стран этого региона обеспечил Китай. По данным Минсельхозпрода, за 2018 год экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в эту страну вырос в 4,4 раза и достиг USD 82,4 млн. Из них USD 60,5 млн обеспечили поставки молока. Всего в Китай было отправлено 186,5 тыс. тонн молочной продукции (в пересчете на молоко).

«В азиатском конгломерате основную скрипку играет для нас КНР — близкий и очень дружественный нам партнер», — резюмировал А.Богданов.

По поставкам молочной продукции в Китай сертифицировано 51 белорусское предприятие, или почти вся молочная отрасль страны. Право поставлять говядину в Китай получили два мясокомбината, пять птицефабрик аккредитованы на поставки птицы. Благодаря этому за прошлый год удалось поставить в Китай говядину обваленную на сумму USD 1,3 млн, мясо птицы — на USD 3,4 млн.

Именно мясо птицы А.Богданов считает драйвером роста экспорта в Китай в текущем году. «Только один агрокомбинат "Дзержинский" уже вышел на то, что в неделю 2-3 контейнера птицы отгружает на китайский рынок», — проиллюстрировал достижения на китайском направлении представитель Минсельхозпрода.

Стратегической задачей, которая позволит нарастить объем поставки мяса в Китай, в министерстве считают сертификацию птицефабрик на право поставок субпродуктов. Завершить ее планируется в I квартале. «На китайском рынке большой популярностью пользуются субпродукты из птицы: лапки, печень, почти и т.д.», — пояснил важность получения сертификата А.Богданов.

Стоит отметить, что, несмотря на видимую привлекательность китайского рынка, способного покупать сразу большие партии белорусской продукции, его маржинальность остается значительно ниже, чем у привычных для Беларуси рынков. К примеру, по расчетам одного из производителей, в 2018 году, когда Китае была цена USD 1,5 за 1 кг сухого обезжиренного молока, в России она составляла USD 2-2,1.

Ценовую конкуренцию в Китае сложно выдерживать, во-первых, из-за высокого транспортного плеча. Стоимость отправки одного вагона в Москву в отрасли оценивают в USD 1,5 тыс., одного контейнера в Китай — USD 3 тыс. При этом грузоподъемность морского контейнера — 20 тонн, а вагона — 68 тонн.

Во-вторых, Беларусь изначально находится в худших условиях, чем основной производитель региона — Новая Зеландия. Эта страна входит в зону свободной торговли с Китаем, поставляя молочную продукцию беспошлинно. Беларусь же, по данным А.Богданова, уплачивает на молочные продукты средневзвешенную таможенную пошлину на уровне 10%.

Вместе с тем А.Богданов считает возможным конкурировать на китайском рынке, а низкую маржинальность на старте поставок считает закономерной. «Это закон рынка. Входим в новый рынок — необходимо дать более интересную цену», — объяснил он.

Кроме того, представитель Минсельхозпрода пояснил, что сухое молоко производителей из разных стран имеет отличия, например по влажности. Поэтому рынок должен привыкнуть к новому продукту. «Надо попробовать (сухое молоко), добавить в процессинг, произвести кефир, сыры, творог. Наладить процессы. Это процесс небыстрый. Да, на входе цена, может быть, будет не совсем удобной. Но на выходе в будущем просматривается хорошая цена», — заверил он.

В частности, по данным А.Богданова, цены на белорусское сухое обезжиренное молоко в Китае буквально за 4-5 месяцев выросли с USD 1,5 до USD 1,65 за 1 кг. Стерилизованное молоко (со сроком годности 1 год) Беларусь уже сейчас продает в Китай дешевле, чем в Россию.

К тому же на Китайский рынок направляется сырьевая молочная продукция, стабильно поставлять ее в Россию в значительном объеме проблематично. А рентабельность стоит оценивать по всей товарной линейке. По информации А.Богданова, полученной на примере расчетов «Беллакта», при производстве из тонны молока продукции, часть из которой идет в Китай по более низкой цене, часть — продается внутри Беларуси, часть — экспортируется в Россию, в целом предприятию удается работать «в плюс».

Доводы о дорогостоящей логистике представитель министерства парирует тем, что Китай, к примеру, субсидирует обратные перевозки составов.

«Я бы посоветовал (производителям) не жаловаться, а взяться за анализ. И выстраивать свои производственные процессы так, чтобы быть конкурентными не на одном рынке, а на глобальном рынке. Какой смысл стучаться в закрытые ворота? Надо головой думать и двигаться туда, где ждут нас», — прокомментировал А.Богданов скепсис отдельных участников рынка относительно китайских поставок.

Следующим по приоритетности рынком экспорта белорусского продовольствия Минсельхозпрод считает страны Персидского залива, далее следуют Африка, ЕС и американский континент.

В 2018 году в страны Африки Беларусь поставила продукции на USD 8,7 млн, в страны Америки — на USD 9,1 млн. Экспорт продовольствия в ЕС вырос на 66,6% до USD 233,5 млн. Самые большие поставки традиционно идут в Литву (USD 93,6 млн), Польшу (USD 41,3 млн) и Германию (USD 28 млн).

«Самый сладкий и интересный рынок для нас — это рынок ЕС», — признает А.Богданов, связывая это с высокой покупательской способностью европейцев.

Однако доступ на европейский рынок осложнен требованиями по сертификации предприятий и высокой тарифной защитой. Таможенная пошлина на молочную продукцию удорожает ее практически в 1,5 раза. К примеру, сыр, который Беларусь продает по USD 4,5-5 за 1 кг, с учетом пошлины в ЕС приходит уже по USD 7,5.

Тем не менее Беларусь ведет переговоры по доступу на европейский рынок. Сейчас речь идет о том, чтобы сертифицировать птицефабрики. «Востребованность есть, европейский рынок много импортирует птицеводческой продукции. Мы видим здесь перспективу», — пояснил А.Богданов.

Новости по теме:
15 июля в рамках взаимодействия Посольства Беларуси в Китае, Минсельхозпрода и Минздрава Беларуси была организована...
С июля 2020 года в розничных сетях г. Пекин началась продажа белорусского мороженого производства компании «...
Министерство сельского хозяйства Китая заявило, что так называемый штамм вируса свиного гриппа «G4» не является новым и...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.