«Беларусь молочная»: инновационные идеи и новые возможности для развития экспортного потенциала

Пятый экспортный форум «Беларусь молочная» подвел итоги работы отрасли за минувший год и наметил перспективы развития на будущее. Мероприятие проводилось по инициативе журнала «Продукт.BY» при поддержке Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Об этом пишет sb.by.

 
Дегустация новых продуктов на стенде производителя.

Ведущие специалисты молочных заводов и топ‑менеджеры, мировые эксперты и представители власти, маркетологи и потенциальные покупатели, представители дипломатического корпуса и науки по традиции собрались на одной площадке, чтобы обсудить проблемы и перспективы молочного рынка. Нынешний форум собрал свыше 400 участников из полутора десятков стран. В его работе приняли участие почти все ведущие отечественные молокоперерабатывающие предприятия.

Беларусь — молочная страна, за успехами которой, без преувеличения, пристально следит весь молочный мир. Оптовые компании из разных стран были в этом году особенно активны. Их представители приехали в Минск, чтобы тщательнее изучить продукцию белорусских предприятий, продегустировать ее и обсудить перспективы сотрудничества с производителями в неформальной обстановке.

С приветственным словом к участникам форума «Беларусь молочная» обратился министр сельского хозяйства и продовольствия Анатолий Хотько. Руководитель отрасли отметил, что сегодня Беларусь входит в десятку мировых производителей молочной продукции. В прошлом году наша страна произвела 771 кг молока на душу населения, опередив по этому показателю многие развитые страны. Беларусь вышла на 3 место в мире по экспорту сливочного масла и на 4 место по экспорту сыра и творога. Молочная доля в экспортном портфеле сельскохозяйственной продукции достигла 40 процентов.

За последние три года мы провели большую работу по сертификации предприятий на поставки в Китай, — отметил Анатолий Николаевич. — В результате экспорт в КНР вырос в 7 раз. Впервые в 2018 году удалось организовать отправку полноконтейнерных поездов с сухим молоком в рамках инициативы «Один пояс — один путь». В 2019 году пять молокоперерабатывающих предприятий прошли сертификацию на соответствие требованиям стандарта «Халяль» для поставок молочной продукции в Объединенные Арабские Эмираты и страны Персидского залива.

 
С приветственным словом к участникам форума обратился министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Анатолий Хотько.

Министр также подчеркнул, что белорусская молочная промышленность постоянно развивается и совершенствуется, находится в непрерывном поиске механизмов повышения экономической эффективности. Перед ней стоит сложная задача: к 2020 году нарастить экспорт до 7 миллиардов долларов. Увеличение объемов производства молока, отметил глава Минсельхозпрода, должно идти параллельно с повышением качества. Диверсификация географической и товарной структуры экспорта, наращивание поставок продукции с высокой добавленной стоимостью остаются приоритетами отрасли на ближайшую перспективу.

Рабочая площадка форума «Беларусь молочная» — это не только место, где обсуждаются насущные проблемы отрасли, но и рождаются новые планы и прорывные идеи, которые будут способствовать развитию экспортного потенциала Беларуси, — подчеркнул Анатолий Хотько.

С подробным анализом мирового молочного рынка и экспортных возможностей для отечественных производителей во всех перспективных регионах выступил начальник главного управления ВЭД Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексей Богданов.

Он отметил, что по итогам работы за 2018 год объем экспорта молока и молочных продуктов сложился на уровне 2 миллиардов долларов. Внешние поставки молочной продукции в натуральном выражении стабильно прирастают из года в год. 

Если в 2014 году это было всего 3,5 миллиона тонн, то в 2018 году — уже 4,2 миллиона тонн, — подчеркнул Алексей Игоревич. — За первые два месяца текущего года экспорт молочной продукции вырос на 17 процентов к соответствующему периоду 2018 года, достигнув 353 миллионов долларов. Прирост по итогам двух месяцев составил 12,8 процента.

 
«Круглый стол» представителей молочного бизнеса и органов власти.

Выступающий заметил, что товарная структура экспорта остается стабильной, а география существенно расширяется. По мнению аналитиков Минсельхозпрода, наиболее перспективны с точки зрения наращивания объемов и расширения ассортимента поставок молочной продукции страны Азии, Персидского залива и Африки.

За год освоено 18 новых рынков — Бангладеш, Ирак, Иран, Ливан, Мьянма, Пакистан, Гана, Камерун, Малави, Марокко, Нигерия, Центрально‑Африканская Республика, Южная Африка, Венесуэла, Болгария, Дания, Сербия, Швейцария. В прошедшем году экспорт в страны дальнего зарубежья вырос в 2,8 раза и составил 119,3 млн долларов. 

Вместе с тем 94 процента экспорта формируют товарные потоки в страны СНГ. Россия остается приоритетным направлением, но и экспорт в другие союзные государства заметно растет. За прошедший год на 36,6 процента увеличились поставки в Азербайджан, на 57,9 — в Молдову, в Кыргызстан — на 18,4, в Украину — на 39,4 процента. Почти в 3 раза выросли продажи в Казахстан, в 3,5 раза — в Таджикистан, в 2,2 раза — в Узбекистан. 

Алексей Богданов подробно рассказал о том, что удалось сделать в продвижении молочной продукции на всех перспективных внешних рынках, очертил новые горизонты и пути их достижения.

Деловая программа форума «Беларусь молочная» была содержательной и интересной для самого широкого круга специалистов. Для топ‑менеджеров, технологов и маркетологов были сформированы отдельные секции с соответствующим подбором докладчиков и мероприятий. В качестве спикеров выступали авторитетные белорусские и зарубежные эксперты.

Мастер‑класс по сыроделию провела заведующая отделом сыроделия Всероссийского научно‑исследовательского института маслоделия и сыроделия Валентина Мордвинова. Живой интерес участников вызвали мастер‑классы от известных маркетологов, практический экспортный опыт отечественных производителей, аналитические доклады, посвященные перспективным рынкам. Было много также неформального общения и оживленных дискуссий.

Чтобы обеспечить всем заинтересованным участникам рынка доступ к полезной информации и материалам форума, создать эффект присутствия, впервые велась прямая интернет‑трансляция на сайте организатора Продукт.BY.

По общему признанию, форум «Беларусь молочная» стал для участников рынка поистине знаковым событием, а для многих — еще и действенным мотиватором, импульсом к дальнейшему развитию и достижению поставленных целей.

КСТАТИ

Производство молока в Беларуси в 2018 году составило 7,4 миллиона тонн. На протяжении последнего десятилетия наша страна уверенно входит в десятку мировых производителей молока и сегодня занимает 4 место в мире по экспорту молочной продукции. География поставок охватывает 58 стран.

Новости по теме