«Бакалея»: партнеры и конкуренты. Крупный логистический центр Бреста отмечает 70-летний юбилей

В марте 1949 года в тресте «Белкондитерторг» Министерства пищевой промышленности БССР образовали новую структуру для обеспечения продовольствием жителей Бреста. Этот момент стал отсчетом истории Брестской областной базы «Бакалея». С начала 90-х предприятие стало развивать собственную розничную сеть, постепенно увеличивая число магазинов, которое в настоящее время насчитывает 36 торговых объектов в различных регионах страны. В 2006 году была зарегистрирована собственная торговая марка «Винарь» под которой стала формироваться сеть специализированных магазинов алкогольной продукции. А с 2013 года заработал первый магазин брестской «Бакалеи» под собственной торговой маркой «Хлебосолье», пишет «Вечерний Брест».



20 лет назад знаковым шагом в развитии компании стало осуществление внешнеэкономической деятельности — сегодня с предприятием сотрудничают более 50 партнеров из 25 стран мира: Украины, России, Молдовы, Франции, Германии, Италии, Испании, Уругвая, ЮАР, США, Чили, Шри-Ланки и других.

В канун юбилейных торжеств, когда на предприятии ожидают гостей со всего мира, мы встретились с генеральным директором ОАО «Брестская областная база «Бакалея» Валентиной ХАНДОШКО.



Валентина ХАНДОШКО, генеральный директор ОАО «Брестская областная база «Бакалея» — лауреат конкурса «Человек дела в пищевой промышленности» в номинации «За активное продвижение продукции на белорусском рынке».

Трудовая деятельность Валентины Алексеевны связана со сферой торговли. Окончила Белорусский государственный институт народного хозяйства и Академию управления при Президенте Республики Беларусь. Восемь лет возглавляла управление торговли и услуг Брестского облисполкома, почти семь лет руководит ОАО «Брестская областная база «Бакалея». В ноябре 2018 года Валентина Хандошко награждена медалью «За трудовые заслуги».

— Валентина Алексеевна, многие аналогичные вашей структуры в 90-е потеряли слово «база» в названии. Теперь они именуются по-модному — почему вы не взяли новое «имя», хотя давно выросли из «базового» статуса?

— Слово «база» осталось в нашем названии как свидетельство богатой истории предприятия. 70-летняя история компании неразрывно связана с историей торговли страны в целом. Только подумайте, наше предприятие прошло через все этапы: восстановление разрушенного во время войны хозяйства, периоды тотальной распределительной системы и сплошного дефицита. Это были трудные времена, которые требовали очень нестандартных решений. Сегодняшний день — полный товарного изобилия и жесткой конкуренции на рынке оптовой и розничной торговли — это новый виток истории предприятия. И снова нужны нестандартные решения. День за днем.

Но, если честно, если бы сейчас проходила реорганизация Белбакалеи, наверное, мы от слова «база» ушли — теперь наша деятельность к нему имеет достаточно опосредованное отношение.

— За последние годы вы резко превратились в крупный логистический центр...

— «Резко»? Не стоит так говорить. Инфраструктура, которую мы сегодня имеем, — результат работы многих поколений. Сегодня наше предприятие — это порядка 35 000 квадратных метров складских площадей, собственные таможенные склады и подъездные пути, склад временного хранения, камеры низко- и среднетемпературного режима для хранения всех типов товаров, собственный автомобильный парк. Большое преимущество — это развитая сеть оптовых филиалов по всей стране. Сегодня их у нас 6 в таких городах, как Барановичи, Пинск, Минск, Гомель, Могилев, Молодечно. Благодаря этому мы имеем возможность оперативного товарообеспечения торговых объектов любого формата, в том числе — эффективно сотрудничать с торговыми сетями. Автоматизированы процессы логистики: выписка сопроводительных документов, формирование планов загрузки, построение маршрута движения транспорта. С целью обеспечения своевременной доставки грузов движение транспорта контролируется посредством GPS-навигации. Это существенно повышает эффективность работы предприятия в целом. Подобные центры существуют во всем мире, и опыт их работы подтверждает востребованность такого рода услуг.

— Конкурентная борьба в наше время только набирает обороты. Какие шаги предпринимаете, чтобы обойти конкурентов?

— У нас есть большое преимущество на рынке — универсальность ассортимента. Сегодня мы работаем с абсолютным большинством продовольственных товаров, за исключением скоропортящихся. Их логистика, учитывая короткие сроки реалиации, выстраивается самими производителями. Мы осуществляем дистрибуцию продуктов питания абсолютного большинства производителей Беларуси, а также продовольственных товаров критического импорта.

— Известно, что 80 процентов товарооборота брестской «Бакалеи» составляет продукция отечественного производства. Это знак патриотизма, дань высокому качеству белорусских товаров или что-то еще?

— Это результат взаимовыгодного сотрудничества с отечественными производителями. Каждый может представить механизм товароснабжения розничного торгового объекта. Однозначно логистика отдельно взятой продукции одного производителя будет в разы дороже, чем логистика универсального ассортимента. Сегодня в нашем портфеле порядка 5000 SKU — товара, который мы единомоментно можем доставить в каждую точку.

— Что касается критического импорта, ваше предприятие отличается исключительно прямыми поставками из-за рубежа?

— Это действительно так. Мы ни у кого ничего не перекупаем. Товары критического импорта, которые по понятным причинам не могут производиться в Беларуси, мы поставляем по прямым договорам. Все наши партнеры — крупные производители непосредственно из тех регионов, где производится данный товар. Если мы говорим о рисе, то это Индия и Пакистан, оливковое масло приходит в Брест непосредственно из Италии, чай — из Шри-Ланки и Вьетнама и так далее. Кроме того, мы реализуем исключительное право государства на импорт алкогольных напитков и оптовую торговлю маком.

Мировые производители — партнеры брестской «Бакалеи»

Много лет предприятие осуществляет эксклюзивную дистрибуцию продукции коньячного дома Camus. В портфеле компании — такие всемирно известные бренды, как Jim Beam — вся линейка, начиная от виски и заканчивая ликерами Courvoisier, Laphroaig, Campari и др. В числе производителей вин, которые входят в топ-листы мировых рейтингов, известнейшие во всем мире винодельни Италии, Испании, Португалии, Франции, а также стран Нового Света: Аргентины, Чили, Уругвая, ЮАР.

Именно наличие сбалансированного ассортимента товаров критического импорта по конкурентным ценам позволило нам войти во все регионы Беларуси и сформировать там необходимую инфраструктуру. В результате этой деятельности мы сегодня в состоянии обеспечить логистику и все процессы товароснабжения розничных сетей любого формата.

— Зачем параллельно с оптовой торговлей вы начали развивать розничную сеть?

— В какой-то момент стало очевидным, что, имея широкое предложение, мы можем продвигать товары через собственную розничную сеть. Часть наших магазинов выступает под маркой «Винарь» — это специализированные магазины по продаже алкогольной продукции. Эта марка давно завоевала высокую репутацию. Мы предлагаем широчайший ассортимент вин, которые входят в топ-листы мировых рейтингов. Эти продукты охотно включают в свои винные карты популярные объекты ресторанного бизнеса. Помимо специализированных магазинов, параллельно развиваем розничную сеть под собственной маркой «Хлебосолье». Это в основном торговые объекты формата «у дома».



— Все магазины вашей розничной сети — шаговой доступности. Не планируете выйти на статус супер- или даже гипермаркетов?

— Нет. Сегодня объектов крупного формата практически во всех регионах нашей страны более чем достаточно. На этой карте нет пустых мест. Поэтому дополнительные вложения именно в этот формат — это очень рисковые инвестиции. Наши магазины небольшого формата с учетом плотности застройки и трафика покупателей являются востребованными, и в этом формате розничной сети мы планируем развиваться и дальше. Кстати, под нашей маркой «Хлебосолье» мы развиваем и собственное фасовочное дело: фасуем крупы и сыпучие продукты, орехи и сухофрукты, мак. По нашим заказам разливаются минеральные воды, производится овощная и фруктовая консервация, бутилируется масло и другие продукты питания. Эта деятельность ведется как в пределах нашей страны, так и за рубежом.

— В эти юбилейные дни важно вспомнить, что сегодняшний высокий статус Брестской базы «Бакалея» — во многом заслуга вашего коллектива.

— Мы дорожим нашими людьми. В компании работает около тысячи человек. Для многих из них запись о работе на предприятии — единственная в трудовой книжке. В организации много профессионалов, квалифицированных грамотных работников торговли. Мне импонирует, что коллеги постоянно совершенствуют свои знания и мастерство. Мы стараемся заботиться о своих людях. Заслуживает внимания наш социальный портфель. Коллективный договор брестской «Бакалеи» неоднократно признавался лучшим среди предприятий торговли Беларуси. Социальный пакет, предоставляемый работникам, предусматривает выплаты к юбилейным датам и значимым событиям, к профессиональному и другим праздникам (Новому году, 8 Марта, 23 февраля), помощь в трудных жизненных ситуациях, при рождении детей и вступлении в брак, выплаты на оздоровление. У нас оборудован собственный тренажерный зал, финансируются туристические поездки, спартакиады, посещение фестивалей.

Мне приятно знать, что все это приносит результат: высокие показатели и признание заслуг коллектива. В последние годы мы получили 4 почетные награды Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь «Бронзовый Меркурий», Почетные грамоты областного и городского исполнительных комитетов, 8 сотрудников носят высокое звание «Выдатнiк гандлю РБ».

— Каковы перспективы компании?

— Главная задача — дальнейшее совершенствование качества дистрибуции. Конкуренция на рынке становится все жестче, поэтому мы учитываем интересы каждого клиента, понимая, что любое сотрудничество должно быть взаимовыгодным. Постоянно совершенствуем и развиваем наш ассортиментный портфель, оптимизируем логистические процессы. Конечно, дальнейшее развитие получит собственная фасовка. Кроме фасовки под собственной маркой мы готовы оказывать эти услуги другим субъектам хозяйствования. Плюс дальнейшее развитие розничной сети.

Высокий уровень конкуренции заставляет каждый день искать новые подходы в работе. Жизнь меняется очень стремительно. То, что в недалеком прошлом было создано, сегодня уже требует коренной трансформации и развития с учетом требования времени.

Программа лояльности брестской «Бакалеи»

Дисконтная система «Выгода в каждый дом»;
Дисконтная скидка «Пенсионер» — действует в магазинах ОАО «Брестская областная база «Бакалея» «Хлебосолье» (г. Брест, ул. Гоголя, 82) и «Свитанок» (г. Пинск, ул. Рокоссовского, 12) ежедневно с 8.00 до 12.00. В магазине «Продукты» (г. Жабинка, пос. Сахарный завод, ул. Калинина, 8) — в понедельник, вторник, среду с 9.00 до 12.00.
Скидки на товары повседневного спроса предоставляются пенсионерам и инвалидам I и II групп при предъявлении кассиру пенсионного удостоверения и/или удостоверения инвалида I и II группы.