Вы здесь

Артем Белов о трендах мирового молочного рынка

14.09.2018

Исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов рассказал на своей странице в facebook о трендах мирового молочного рынка:

Принял участие в ежегодной встрече GIRA Dairy Club. Хочу поделиться некоторыми соображениями по ее итогам о ситуации и перспективах рынка.

1. 2018 год в целом неплохой для молочной отрасли с точки зрения динамики основных показателей – потребление, производство, мировая торговля. Из негативных трендов – аномальная жара в ряде регионов, а также вялотекущая и долгоиграющая ситуация на рынке СОМ. Кстати, отчасти ситуация с СОМ способствовала активному перетеканию инвестиций в европейский сырный сектор на протяжении последних нескольких лет.

2. Китай тема номер один и источник оптимизма. В стране активно растет потребление. Темпы высокие. Рост не только в крупнейших мегаполисах, но и относительно небольших городах. Основные категории – йогурты, сыры. Большой спрос со стороны HoReCa и пищевой индустрии, в том числе, на молочные ингредиенты. Кстати, прошлогодний прогноз не оправдался и продолжает активно расти импорт UHT-молока.

3. Рост потребления в Китае обеспечивается в основном за счет импорта. В ближайшие годы он достигнет 37% потребления. Причина – высокая себестоимость производства сырья, низкая эффективность, ресурсные ограничения – земля, вода.

Много банкротств в сырье, капитализация публичных компаний – минимальна. Но есть ряд реализованных интересных проектов взаимных инвестиций с Новой Зеландией. Этот опыт может быть интересен для России и Беларуси.

4. Европейский интервенционный фонд активно распродает остатки. Сейчас там около 250 тыс. тонн. Минус более 100 тыс. тонн за год. Ключевой вопрос, куда идет это молоко? Вариантов ответа три: на корма, смешивается со свежим сухом молоком, и (!!!) просто продается с новыми сроками годности. Видимо, на развивающихся рынках. Чиновники комментировать этот вопрос не готовы.

5. Торговые войны могут привести к некоторым изменениям в торговле молочными продуктами. Борьба США против Мексики, Китая, отчасти Канады открывает хорошие возможности для игроков, в том числе, за пределами большой четверки экспортеров. Например, для Уругвая, Беларуси, Украины. Может, России.

6. Доля растительных альтернатив молока на b2c рынке может вырасти в ближайшие годы до 20% или в 4 раза по сравнению с 2002 годом. По сути, растет 2 основных рынка – это Китай и США - это 70% потребления. Много стартапов в поисках новых источников протеинов: соевые продукты падают, растут альтернативы. Дискуссионный вопрос – это как называть данные продукты и что будет с потреблением, если запретить называть их молоком, а просто перевести в категорию напитков?

7. Интересный и расширяющийся b2b рынок – «СЦМ для бедных» или FFMP. Растет динамично, активно отъедает долю рынка СЦМ на развивающихся рынках – Африка, Ближний, Средний Восток, потенциально – Китай. Основной бенефициар – ЕС. Вопрос, который пока остается: а не связан ли весь этот хайп просто с высокими ценами на молочные жиры?

8. В 2019 году стоит ожидать дальнейшего сокращения дельты в стоимости жиров и протеинов. Согласно консенсус прогнозу экспертов, стоимость масла на европейском рынке будет в районе 5 000+ евро, СОМ в районе 1 800 евро в 2019 году.

9. Россия и Беларусь в целом остаются не самыми понятными игроками. С большим потенциалом, в том числе, экспортным, но пока не реализованным. Вопрос доступности сырья – актуален. При этом уровень самообеспеченности молоком РФ и РБ (совместно) около 96-97%. Рынок может быть вполне эффективно сбалансирован и устойчиво развиваться.

10. Если не будет форс-мажоров, молочная отрасль будет развиваться вполне динамично в 2019 году – потребление, производство, торговля. Основные факторы, которые могут активно влиять – традиционно, погода, геополитика (NAFTA, США vs Китай) и курсы валют основных молочных импортеров, а также второго эшелона экспортеров.

Еще раз спасибо большое коллегам из GIRA. Отдельная благодарность - Veronique Agr.

Новости по теме:
По мнению экспертов CLAAS, исследующих перспективы развития мировой аграрной индустрии, среди всего многообразия...
На Всемирной выставке «ЭКСПО 2020» (ОАЭ) состоялась деловая программа Российской недели сельского хозяйства,...
Каждый год исследовательская компания Euromonitor International определяет главные потребительские тренды рынка. Как...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707
+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
  +375 (17) 396-53-22




*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.