Анна ПАСТУХОВА: «Негибкая ценовая политика и требование предоплаты тормозят белорусский молочный экспорт»

Анна ПАСТУХОВА
Анна ПАСТУХОВА
специалист по закупкам и логистике в компании Hakan Agro DMCC, Dubai

Анна ПАСТУХОВА, специалист по закупкам и логистике в компании Hakan Agro DMCC, Dubai, ответила на вопросы ПРОДУКТ.BY о том, как изменилось потребительское поведение и бизнес под влиянием кризиса, вызванного коронавирусом, а также падением цен на нефть.

— Как Вы оцениваете сегодняшнее положение дел в сегменте оптовой торговли с точки зрения того какие изменения происходят у ваших постоянных партнеров и клиентов.

Анна ПАСТУХОВА — специалист по закупкам и логистике в компании Hakan Agro DMCC, Dubai

— Под влиянием коронавируса мировой продовольственный рынок претерпевает значительные изменения. Сегмент оптовых продаж не исключение — он стал очень нестабильным, никто не берется предсказать, что нас ждет завтра. Между тем, в розничной торговле спрос на продукты питания на фоне карантина остается высоким. Мы, работая в сфере оптовой торговли, стараемся не останавливаться, ведем бизнес, как и до коронавируса, только в меньших объемах. Клиенты не спешат заключать сделки, так как многие сейчас терпят убытки из-за нехватки бюджета на приобретение продукции.

Также существует проблема с оплатой по договорам, так как многие банки прекратили выдавать кредиты. Общие объемы продаж, скорее, упали, в связи с коронавирусом и сложной экономической ситуацией на мировом рынке, но спрос на молочную продукцию есть. При этом многие предприятия приостановили производство, так как хотят продать объемы, скопившиеся на складах до ситуации с вирусом.

Цены на СОМ, масло, сыворотку по итогам последнего GDT (Global Dairy Trade) упали в среднем на 4% и более, а на сыр (Сheddar) возросла. Приблизительные цены на мировом рынке на молочную продукцию с доставкой: масло: 2900 Euro, СОМ: 2000 долларов, сыр Mozzarella 2,500 долларов, сыворотка: 800 долларов.

Однако они не являются нашим стопроцентным ориентиром, так как каждая страна продает, исходя из своей экономики, объемов производства, и других значимых факторов. Я считаю, что цена на молоко будет снижаться какое-то время, вследствие значительного предложения, но потом после восстановления цены на нефть и мировой экономики в целом, цена вновь пойдет вверх.

Сейчас границы в ОАЭ открыты для коммерческих грузов, все работает в обычном режиме, только объемы стали меньше. Другие страны Ближнего Востока, такие как Катар, Саудовская Аравия также держат границы открытыми, но вследствие карантина объемы грузоперевозок уменьшились. Логистика в целом налажена, но тарифы на доставку значительно поднялись.

— Как меняется поведение арабских потребителей и компаний в условиях эпидемии коронавируса?

— Потребительское поведение конечно меняется: порой ощущаются панические настроения. Это и понятно, ведь мир переживает тяжелые времена, которые точно войдут в историю. Компании в условиях неопределенности ведут себя насторожено. Бизнес идет, но не такими темпами как раньше. Поскольку цены на рынке нестабильны, никто не спешит покупать. Компании предпочитают подождать, когда все наладится. Если сделки и заключаются, то на взаимной выгоде, с минимальными потерями для обеих сторон. Мы очень надеемся, что бизнес-контакты войдут в привычный режим в течение следующих 2-х месяцев, но это лишь наши прогнозы. Но мы ожидаем, что в целом ситуация на рынке молочной продукции придет в норму только в конце календарного года.

— Влияние каких факторов для Вас имеет самые серьезные последствия?

— На данный момент влияние всех факторов имеет серьезные последствия, так как мир находится в состоянии мирового кризиса. Безусловно существует влияние общих факторов таких как: цена на нефть, состояние экономики, объемы производства и т. д. Цена на нефть имеет наибольшее влияние, так как падение цены на нефть в странах Gulf влияет на спрос и стоимость молочной продукции (и то, и другое снижается).

— Как складывается конъюнктура рынка молочного сырья и готовой продукции, в том числе и биржевых продуктов на сегодняшний день? Ваш прогноз цены на СОМ, масло, сыворотку, сыр через 1-2 месяца.

— Конъюнктура рынка молочного сырья и готовой продукции на данный момент поменялась. Потребители запасаются продуктами с длительным сроком хранения, падает спрос на свежую молочную продукцию. Производители меняют свое производство и переходят на выпуск готовой продукции, с длительным сроком хранения. В целом растет предложение молока сырья, но при этом переработчики обеспокоены проблемой сокращения объемов из-за нехватки работников на заводах в связи с карантином. В целом цены на биржевые молочные продукты снижаются, но возможен скорый рост, все зависит от общей ситуации на мировом рынке. Цена на СОМ, по нашим прогнозам, еще упадет — до уровня европейских цен и будет оставаться такой минимум последующие шесть месяцев. Цена на масло будет снижаться, что связано с началом сезона в Новой Зеландии (необходимо будет экспортировать значительные объемы на мировой рынок).

— Какие перспективы у белорусской молочной продукции на ближневосточном рынке в ближайшее время? Какие преимущества у белорусов по сравнению с украинскими и литовскими заводами? Дайте совет белорусским производителям по работе с вашим рынком.

— Перспективы белорусской молочной продукции на ближневосточном рынке большие. Наша компания Hakan Agro DMCC начала работать с белорусскими поставщиками сравнительно недавно, но даже сейчас мы сотрудничаем достаточно тесно. На ближневосточном рынке есть спрос на белорусскую молочную продукцию, и наши самые крупные клиенты предпочитают именно белорусскую продукцию в связи с хорошим качеством и соответствием всем стандартам и требованиям.

Но существует и ряд проблем, которые тормозят развитие наших отношений с белорусскими поставщиками, такие, как: фиксированная цена на продукцию, которая подтверждается правительством РБ, что делает наших поставщиков не гибкими к обсуждению цены, 100% предоплата на приобретение продукции, в том время как с поставщиками из других стран мы имеем возможность работать по аккредитиву.

Преимущества белорусских производителей: качество и только, во всем остальном Украина и Литва более продвинуты. А именно готовы к обсуждению цен, не зависят от России в экономическом плане. Белорусские поставщики стараются более активно продвигать свою продукцию, в этом мы убедились на выставке Gulfood в этом году, занимаются рекламой и продвижением. У нас была возможность посетить стенды белорусских поставщиков, и мы были приятно удивлены организацией и презентацией продукции.

Белорусские заводы были открыты к диалогу и презентовали свою продукцию на высоком уровне. Но когда дело касается цены и условий оплаты (100%), эти пункты все еще остаются нерешенными и не дают возможность белорусским поставщикам в полной мере освоить мировой рынок, в том числе и ближневосточный. Ассортимент белорусских поставщиков расширяется, каждый раз нам предлагают альтернативную продукцию, что означает поставщики развиваются и стараются соответствовать мировому рынку.

Наш главный совет белорусским поставщикам: стать более гибкими в обсуждении цен, больше следить за ценами на мировом рынке, и не создавать настолько большой разницы в цене с европейскими и другими поставщиками. Это поможет белорусским поставщикам быть более конкурентоспособными и продвинуть белорусскую продукцию на мировой рынок.

Также необходимо усовершенствовать производство, и подвести его к мировым (европейским стандартам). Что касается условий оплаты, необходимо также рассмотреть возможность аккредитива, так как 100% предоплата значительно уменьшает их шансы на продажу продукции. С нашей стороны мы готовы к сотрудничеству и к открытому диалогу с поставщиками Беларуси, и готовы помочь в продвижении продукции на ближневосточный рынок, но мы также надеемся на поддержку и помощь белорусских поставщиков в нашем общем деле.

Источник: ПРОДУКТ.BY