Вы здесь

Алексей БОГДАНОВ: «Экспортные поставки белорусской молочной продукции в Россию выросли на 4,6 %»

На сегодняшний день Республика Беларусь занимает первое место по объему товарооборота продукции АПК среди всех торговых партнеров России. При этом она также является лидером во внешних поставках большинства видов молочной продукции в РФ.

О том, как развивается молочная отрасль Беларуси, какие задачи стоят перед ней, что происходит с экспортными поставками белорусской молочной продукции на российский и другие рынки и каковы планы дальнейшего расширения экспортного потенциала страны в интервью Milknews рассказал начальник Главного управления ВЭД Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексей БОГДАНОВ.

Milknews: Алексей Игоревич, расскажите, пожалуйста, как сейчас обстоят дела в молочной отрасли Беларуси? Каковы объемы производства и переработки молока в стране?

Алексей БОГДАНОВ: В настоящее время молочное скотоводство — одна из самых эффективных отраслей животноводства. На протяжении последних лет обеспечивается рост производства молока при положительной рентабельности его реализации.

В 2019 году валовое производство молока в Республике Беларусь составило 7394,4 тыс. тонн, что превысило уровень 2018 года почти на 50 тыс. тонн или на 0,7%. Производство основной доли в валовом объеме молока осуществляется в сельскохозяйственных организациях (96%).

В текущем году также поддерживаются высокие темпы роста производства молока. За январь-сентябрь 2020 года производство молока увеличилось к январю-сентябрю 2019 года на 5,8% (5701,3 тыс. тонн молока).

В Республике Беларусь уровень самообеспечения молочной продукцией в 2019 году сложился на уровне 240,8%. На душу населения в 2019 году произведено 785 кг молока, что на 42 кг больше, чем в 2015 году, и 132 кг мяса («плюс» 11 кг к 2015 году). Потребность населения республики в молочных продуктах обеспечивается в полной мере за счет продукции отечественного производства. Среднедушевой уровень потребления молока в республике составляет 246 кг/чел., при среднемировом − 111 кг/чел.

Положительная тенденция отмечается и в увеличении реализации продукции животноводства. За 9 месяцев текущего года реализация молока увеличилась на 6,6% к соответствующему периоду прошлого года.

Достигнутый в настоящее время объем производства молока и молокопродуктов не только соответствует оптимистическому уровню продовольственной безопасности, но и позволяет наращивать экспорт продовольственных товаров, обеспечивая поступление валютных средств.

Порядка 60% произведенного молока или 4,4 млн тонн (в пересчете на молоко) поставляется на экспорт. При этом практически всё производимое сухое обезжиренное и сухое цельное молоко экспортируется, сыры — 83,5%, масло — 67,2%.

Milknews: Растет ли продуктивность КРС в стране и за счёт чего?

Алексей БОГДАНОВ: Рост производства продукции осуществляется за счет максимальной реализации потенциала продуктивности животных. Средний удой молока от коровы за январь-сентябрь по республике составил 4034 кг против 3824 кг в соответствующем периоде 2019 года («плюс» 210 кг). Традиционно в лидерах по продуктивности дойного стада — районы с высоким уровнем технологической дисциплины в животноводстве.

Milknews: Как обстоят дела с модернизацией производственных мощностей в молочной отрасли?

Алексей БОГДАНОВ: Для производства конкурентоспособной молочной продукции на внутреннем и внешнем рынках необходима целенаправленная работа по повышению качества молока-сырья. Одним из условий для результативности этой работы является модернизация производственных мощностей молочно-товарных ферм для внедрения современных технологий производства.

Так, в настоящее время в республике почти 65% молока производится на 1,6 тыс. ферм, оборудованных доильными залами и роботизированными доильными установками. Благодаря обновлению производственных мощностей в молочном скотоводстве реализация молока сортом «экстра» возросла с 13,3% в 2010 году и с 38,1% — в 2015 году до 58,1% в текущем году. На фермах с современными технологиями удельный вес такого молока в общей реализации превышает 70 процентов.

Новые технологии обеспечивают не только высокое качество молока, но и постоянный рост его эффективности.

Milknews: В России наблюдается рост цен на корма. В Беларуси производители сталкиваются с такой проблемой?

Алексей БОГДАНОВ: Что касается цен на корма, то основным фактором роста затрат на корма является удорожание иностранной валюты, что увеличивает стоимость белковой составляющей кормов (шроты, рыбная мука), аминокислот и т. д., которые не производятся в республике или производятся в недостаточном количестве и завозятся по импорту.

Вместе с тем, следует отметить, что наибольшее влияние данное обстоятельство оказывает на мясную отрасль. Удорожание кормов в молочной отрасли нивелируется развитием собственной кормовой базы, соблюдением технологических регламентов, повышением удоев и качества молока. Рентабельность продаж молока у сельхозпроизводителей на протяжении ряда лет держится в среднем на уровне 20%. Переработка молока в республике также эффективна, с прибылью молочная продукция реализуется как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Положительно сказывается на эффективности производства и доходности сельхозпроизводителей уровень товарности молока. Необходимо отметить, что показатель товарности в республике приближен к показателю высокоразвитых стран ЕС. В текущем году товарность молока в сельскохозяйственных организациях составила 90,3%.

В планах Республики Беларусь обеспечить дальнейшее наращивание объемов производства, позволяющих поддерживать продовольственную безопасность страны и увеличивать экспортный потенциал. В 2025 году прогнозируется произвести 9,2 млн тонн молока, в 2030 году — 10,5 млн тонн, что позволит сформировать дополнительные объемы для экспорта.

Milknews: Какие планы у Беларуси в отношении экспорта молочной продукции на российский рынок по итогам этого года?

Алексей БОГДАНОВ: В январе-сентябре 2020 года экспорт молочной продукции в Россию составил 2,9 млн тонн на $1,5 млрд. Экспортные поставки в натуральном выражении выросли на 4,6%, в стоимостном на 0,4%. В российские регионы отгружается широкий ассортимент молочной продукции. Белорусская продукция качественная, поэтому со стороны российских потребителей на нее высокий и стабильный спрос, а значит увеличиваются объемы экспорта. По итогам года мы планируем обеспечить экспорт молочной продукции в Российскую Федерацию на уровне не ниже 100% к 2019 году.

Milknews: Периодически накладываемые ограничения со стороны Россельхознадзора на поставки как-то отражаются на белорусской молочной отрасли?

Алексей БОГДАНОВ: Относительно ограничений Россельхознадзора хочу выразить уверенность, что ветеринарные службы двух стран найдут решения имеющимся проблемным вопросам. Тема взаимодействия соответствующих служб Республики Беларусь и Российской Федерации обсуждалась на встрече министров аграрных ведомств 29 октября 2020 года.

Milknews: В прошлом году в прессе обсуждалось, что Россия и Беларусь могут перестать согласовывать торговые балансы по мясу и молоку. Как вы считаете, нужно ли их ежегодное согласование?

Алексей БОГДАНОВ: Что касается прогнозных балансов спроса и предложения Союзного государства по молоку и молокопродуктам, мясу и мясопродуктам, то на указанной выше встрече министров достигнута договоренность о подписании балансов на 2021 год в декабре 2020 года. Эксперты сторон уже приступили к их разработке.

Milknews: Как продвигается работа по расширению экспортных рынков для Беларуси?

Алексей БОГДАНОВ: Экспорт молочной продукции в структуре экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания занимает 42%. На экспорт в виде молочных продуктов реализуется почти 60% от производимого объема молока, в том числе сухих молочных продуктов — более 90%, сыров − более 80%, масла — свыше 60%.

За 9 месяцев 2020 года отмечается положительная динамика экспорта молочной продукции. За указанный период организациями Республики Беларусь экспортировано молочной продукции на сумму $1,8 млрд или 105,7% к уровню 2019 года.

Экспорт в натуральном выражении молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) вырос на 10,3% или на 337,0 тыс. тонн (всего экспортировано 3 612 тыс. тонн), в том числе масла сливочного — на 5,8% или на 3,6 тыс. тонн, сыров и творога — на 12,5% или на 21,9 тыс. тонн, сухого цельного молока — на 23,6% или на 3,9 тыс. тонн, сухого обезжиренного молока — на 3,3% или на 3,1 тыс. тонн, молока и сливок сгущенных с сахаром — на 26,9% или на 8,2 тыс. тонн, сухой молочной сыворотки — на 17,4% или на 12,2 тыс. тонн.

В совокупности с ростом валового производства молока в республике, освоение внешних рынков молокопродуктов является приоритетным направлением развития молочной отрасли. Основные преимущества молочной отрасли Республики Беларусь — это качество и безопасность продукции. Мы продвигаем эти конкурентные преимущества при продажах белорусской продукции.

В январе-сентябре 2020 года молочная продукция экспортировалась в 52 страны (в январе-сентябре 2019 года также 52 страны).

В страны СНГ экспортировано молочной продукции на $1,7 млрд, что составило 103,0% к уровню соответствующего периода 2019 года. Экспорт в страны вне СНГ вырос в 1,7 раза до $115,8 млн. Доля этих стран в экспорте молочной продукции Республики Беларусь увеличилась на 2,5 процентных пункта и составила 6,4%.

Наиболее объемные поставки молочных продуктов пришлись на Россию 83,9% ($1518,5 млн или 100,4% к уровню января сентября 2019 года), далее Казахстан — 4,5% ($81,2 млн или 115,8%) и Украину — 2,6% ($47,3 млн или 159,3%).

Среди стран вне СНГ наибольший объем экспорта молочной продукции приходится на страны Азии и Океании — 6,1% от общего объема экспорта ($109,6 млн или 178,1%) или 94,6% от экспорта молочной продукции в страны дальнего зарубежья. Основными импортерами в указанном регионе являются Китай, Бангладеш, Малайзия, Саудовская Аравия, Грузия, Филиппины, Монголия, Израиль и Вьетнам. Освоены рынки Гонконга (сухая сыворотка, сыры и творог, масло, цельномолочная продукция) и Индии (сухая сыворотка).

На страны Европейского союза приходится 2,4% от экспорта молока в страны вне СНГ или $2,8 млн (92,4%). За указанный период продукция поставлялась на рынки Литвы, Польши, Болгарии, Германии и Бельгии.

Белорусская молочная продукции постепенно покоряет и страны Африки — $1,4 млн (67,2%) или 1,2% от объема экспорта в страны дальней дуги. Освоены три новых рынка: реализованы поставки сухого обезжиренного молока в Нигер и Нигерию, а также сухого цельного молока в Южный Судан.

Импортерами молочной продукции в странах Америки и карибского бассейна стали Венесуэла, США, Канада и Куба. В эти страны поставлено молочной продукции (сухое молоко, сыры, сгущённое молоко, масло, творог, цельномолочная продукция) на $0,7 млн (175,8%).

Milknews: Каковы планы по дальнейшему открытию международных рынков для молочной отрасли Беларуси?

Алексей БОГДАНОВ: В настоящее время согласован ветеринарный сертификат для поставок молочную продукцию в Египет (уже осуществляются поставки); завершен процесс сертификации белорусских производителей молока и молочной продукции во Вьетнаме; согласована новая форма ветеринарного сертификата на право поставок молока и молочной продукции в Японию; получено право поставок молочной продукции в Черногорию белорусскими предприятиями, имеющими право поставок в Европейский союз.

В планах получение доступа молочной продукции в Гонконг, Корею, Сербию, страны Африки (Алжир, Марокко и др.).

Как видите, организациями Республики Беларусь наращивается объем экспорта молочной продукции на внешние рынки, где существует спрос на продукцию, а также проводится плановая работа по аккредитации на получение права поставок молочной продукции.

Milknews: В чем сложность работы с Китаем, куда Беларусь сейчас активно наращивает поставки?

Алексей БОГДАНОВ: По итогам работы за три квартала 2020 года расширен список предприятий, аккредитованных для поставок молока («плюс» два предприятия) в Китай. В настоящее время аккредитовано для экспорта на китайский рынок 56 молокоперерабатывающих организаций. В 2019 году экспорт молочной продукции в сравнении с 2015 годом увеличился с $0,3 млн до $51,7 млн, а за 9 месяцев 2020 года достиг $67,2 млн.

Есть сложности при выходе на китайский рынок, это, прежде всего логистика, высокий уровень конкуренции со стороны крупных поставщиков, а также особые требования потребителей к упаковке и продукту (мелкая фасовка, низкое содержание сахара и др.).

Вместе с тем, емкость китайского рынка по всем видам молочной продукции высокая, поэтому у предприятий существуют возможности для увеличения поставок продукции и развития экспорта новых видов продукции при четко отработанной стратегии выхода на рынок.

Фото: из интернета

Источник: Milknews

Новости по теме:
В Евразийском экономическом союзе разрабатывают проект «Евразийский агроэкспресс» для ускорения доставки...
Белорусские продукты занимают места на мировых полках, несмотря на глобальный карантин. Вслед за Россией растут...
На Белорусской универсальной товарной бирже прошли крупнейшие в текущем году торги сырым коровьим молоком, сообщил...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.