Вы здесь

Алексей БОГДАНОВ: «Экспортные поставки белорусской молочной продукции в Россию выросли на 4,6 %»

На сегодняшний день Республика Беларусь занимает первое место по объему товарооборота продукции АПК среди всех торговых партнеров России. При этом она также является лидером во внешних поставках большинства видов молочной продукции в РФ.

О том, как развивается молочная отрасль Беларуси, какие задачи стоят перед ней, что происходит с экспортными поставками белорусской молочной продукции на российский и другие рынки и каковы планы дальнейшего расширения экспортного потенциала страны в интервью Milknews рассказал начальник Главного управления ВЭД Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексей БОГДАНОВ.

Milknews: Алексей Игоревич, расскажите, пожалуйста, как сейчас обстоят дела в молочной отрасли Беларуси? Каковы объемы производства и переработки молока в стране?

Алексей БОГДАНОВ: В настоящее время молочное скотоводство — одна из самых эффективных отраслей животноводства. На протяжении последних лет обеспечивается рост производства молока при положительной рентабельности его реализации.

В 2019 году валовое производство молока в Республике Беларусь составило 7394,4 тыс. тонн, что превысило уровень 2018 года почти на 50 тыс. тонн или на 0,7%. Производство основной доли в валовом объеме молока осуществляется в сельскохозяйственных организациях (96%).

В текущем году также поддерживаются высокие темпы роста производства молока. За январь-сентябрь 2020 года производство молока увеличилось к январю-сентябрю 2019 года на 5,8% (5701,3 тыс. тонн молока).

В Республике Беларусь уровень самообеспечения молочной продукцией в 2019 году сложился на уровне 240,8%. На душу населения в 2019 году произведено 785 кг молока, что на 42 кг больше, чем в 2015 году, и 132 кг мяса («плюс» 11 кг к 2015 году). Потребность населения республики в молочных продуктах обеспечивается в полной мере за счет продукции отечественного производства. Среднедушевой уровень потребления молока в республике составляет 246 кг/чел., при среднемировом − 111 кг/чел.

Положительная тенденция отмечается и в увеличении реализации продукции животноводства. За 9 месяцев текущего года реализация молока увеличилась на 6,6% к соответствующему периоду прошлого года.

Достигнутый в настоящее время объем производства молока и молокопродуктов не только соответствует оптимистическому уровню продовольственной безопасности, но и позволяет наращивать экспорт продовольственных товаров, обеспечивая поступление валютных средств.

Порядка 60% произведенного молока или 4,4 млн тонн (в пересчете на молоко) поставляется на экспорт. При этом практически всё производимое сухое обезжиренное и сухое цельное молоко экспортируется, сыры — 83,5%, масло — 67,2%.

Milknews: Растет ли продуктивность КРС в стране и за счёт чего?

Алексей БОГДАНОВ: Рост производства продукции осуществляется за счет максимальной реализации потенциала продуктивности животных. Средний удой молока от коровы за январь-сентябрь по республике составил 4034 кг против 3824 кг в соответствующем периоде 2019 года («плюс» 210 кг). Традиционно в лидерах по продуктивности дойного стада — районы с высоким уровнем технологической дисциплины в животноводстве.

Milknews: Как обстоят дела с модернизацией производственных мощностей в молочной отрасли?

Алексей БОГДАНОВ: Для производства конкурентоспособной молочной продукции на внутреннем и внешнем рынках необходима целенаправленная работа по повышению качества молока-сырья. Одним из условий для результативности этой работы является модернизация производственных мощностей молочно-товарных ферм для внедрения современных технологий производства.

Так, в настоящее время в республике почти 65% молока производится на 1,6 тыс. ферм, оборудованных доильными залами и роботизированными доильными установками. Благодаря обновлению производственных мощностей в молочном скотоводстве реализация молока сортом «экстра» возросла с 13,3% в 2010 году и с 38,1% — в 2015 году до 58,1% в текущем году. На фермах с современными технологиями удельный вес такого молока в общей реализации превышает 70 процентов.

Новые технологии обеспечивают не только высокое качество молока, но и постоянный рост его эффективности.

Milknews: В России наблюдается рост цен на корма. В Беларуси производители сталкиваются с такой проблемой?

Алексей БОГДАНОВ: Что касается цен на корма, то основным фактором роста затрат на корма является удорожание иностранной валюты, что увеличивает стоимость белковой составляющей кормов (шроты, рыбная мука), аминокислот и т. д., которые не производятся в республике или производятся в недостаточном количестве и завозятся по импорту.

Вместе с тем, следует отметить, что наибольшее влияние данное обстоятельство оказывает на мясную отрасль. Удорожание кормов в молочной отрасли нивелируется развитием собственной кормовой базы, соблюдением технологических регламентов, повышением удоев и качества молока. Рентабельность продаж молока у сельхозпроизводителей на протяжении ряда лет держится в среднем на уровне 20%. Переработка молока в республике также эффективна, с прибылью молочная продукция реализуется как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Положительно сказывается на эффективности производства и доходности сельхозпроизводителей уровень товарности молока. Необходимо отметить, что показатель товарности в республике приближен к показателю высокоразвитых стран ЕС. В текущем году товарность молока в сельскохозяйственных организациях составила 90,3%.

В планах Республики Беларусь обеспечить дальнейшее наращивание объемов производства, позволяющих поддерживать продовольственную безопасность страны и увеличивать экспортный потенциал. В 2025 году прогнозируется произвести 9,2 млн тонн молока, в 2030 году — 10,5 млн тонн, что позволит сформировать дополнительные объемы для экспорта.

Milknews: Какие планы у Беларуси в отношении экспорта молочной продукции на российский рынок по итогам этого года?

Алексей БОГДАНОВ: В январе-сентябре 2020 года экспорт молочной продукции в Россию составил 2,9 млн тонн на $1,5 млрд. Экспортные поставки в натуральном выражении выросли на 4,6%, в стоимостном на 0,4%. В российские регионы отгружается широкий ассортимент молочной продукции. Белорусская продукция качественная, поэтому со стороны российских потребителей на нее высокий и стабильный спрос, а значит увеличиваются объемы экспорта. По итогам года мы планируем обеспечить экспорт молочной продукции в Российскую Федерацию на уровне не ниже 100% к 2019 году.

Milknews: Периодически накладываемые ограничения со стороны Россельхознадзора на поставки как-то отражаются на белорусской молочной отрасли?

Алексей БОГДАНОВ: Относительно ограничений Россельхознадзора хочу выразить уверенность, что ветеринарные службы двух стран найдут решения имеющимся проблемным вопросам. Тема взаимодействия соответствующих служб Республики Беларусь и Российской Федерации обсуждалась на встрече министров аграрных ведомств 29 октября 2020 года.

Milknews: В прошлом году в прессе обсуждалось, что Россия и Беларусь могут перестать согласовывать торговые балансы по мясу и молоку. Как вы считаете, нужно ли их ежегодное согласование?

Алексей БОГДАНОВ: Что касается прогнозных балансов спроса и предложения Союзного государства по молоку и молокопродуктам, мясу и мясопродуктам, то на указанной выше встрече министров достигнута договоренность о подписании балансов на 2021 год в декабре 2020 года. Эксперты сторон уже приступили к их разработке.

Milknews: Как продвигается работа по расширению экспортных рынков для Беларуси?

Алексей БОГДАНОВ: Экспорт молочной продукции в структуре экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания занимает 42%. На экспорт в виде молочных продуктов реализуется почти 60% от производимого объема молока, в том числе сухих молочных продуктов — более 90%, сыров − более 80%, масла — свыше 60%.

За 9 месяцев 2020 года отмечается положительная динамика экспорта молочной продукции. За указанный период организациями Республики Беларусь экспортировано молочной продукции на сумму $1,8 млрд или 105,7% к уровню 2019 года.

Экспорт в натуральном выражении молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) вырос на 10,3% или на 337,0 тыс. тонн (всего экспортировано 3 612 тыс. тонн), в том числе масла сливочного — на 5,8% или на 3,6 тыс. тонн, сыров и творога — на 12,5% или на 21,9 тыс. тонн, сухого цельного молока — на 23,6% или на 3,9 тыс. тонн, сухого обезжиренного молока — на 3,3% или на 3,1 тыс. тонн, молока и сливок сгущенных с сахаром — на 26,9% или на 8,2 тыс. тонн, сухой молочной сыворотки — на 17,4% или на 12,2 тыс. тонн.

В совокупности с ростом валового производства молока в республике, освоение внешних рынков молокопродуктов является приоритетным направлением развития молочной отрасли. Основные преимущества молочной отрасли Республики Беларусь — это качество и безопасность продукции. Мы продвигаем эти конкурентные преимущества при продажах белорусской продукции.

В январе-сентябре 2020 года молочная продукция экспортировалась в 52 страны (в январе-сентябре 2019 года также 52 страны).

В страны СНГ экспортировано молочной продукции на $1,7 млрд, что составило 103,0% к уровню соответствующего периода 2019 года. Экспорт в страны вне СНГ вырос в 1,7 раза до $115,8 млн. Доля этих стран в экспорте молочной продукции Республики Беларусь увеличилась на 2,5 процентных пункта и составила 6,4%.

Наиболее объемные поставки молочных продуктов пришлись на Россию 83,9% ($1518,5 млн или 100,4% к уровню января сентября 2019 года), далее Казахстан — 4,5% ($81,2 млн или 115,8%) и Украину — 2,6% ($47,3 млн или 159,3%).

Среди стран вне СНГ наибольший объем экспорта молочной продукции приходится на страны Азии и Океании — 6,1% от общего объема экспорта ($109,6 млн или 178,1%) или 94,6% от экспорта молочной продукции в страны дальнего зарубежья. Основными импортерами в указанном регионе являются Китай, Бангладеш, Малайзия, Саудовская Аравия, Грузия, Филиппины, Монголия, Израиль и Вьетнам. Освоены рынки Гонконга (сухая сыворотка, сыры и творог, масло, цельномолочная продукция) и Индии (сухая сыворотка).

На страны Европейского союза приходится 2,4% от экспорта молока в страны вне СНГ или $2,8 млн (92,4%). За указанный период продукция поставлялась на рынки Литвы, Польши, Болгарии, Германии и Бельгии.

Белорусская молочная продукции постепенно покоряет и страны Африки — $1,4 млн (67,2%) или 1,2% от объема экспорта в страны дальней дуги. Освоены три новых рынка: реализованы поставки сухого обезжиренного молока в Нигер и Нигерию, а также сухого цельного молока в Южный Судан.

Импортерами молочной продукции в странах Америки и карибского бассейна стали Венесуэла, США, Канада и Куба. В эти страны поставлено молочной продукции (сухое молоко, сыры, сгущённое молоко, масло, творог, цельномолочная продукция) на $0,7 млн (175,8%).

Milknews: Каковы планы по дальнейшему открытию международных рынков для молочной отрасли Беларуси?

Алексей БОГДАНОВ: В настоящее время согласован ветеринарный сертификат для поставок молочную продукцию в Египет (уже осуществляются поставки); завершен процесс сертификации белорусских производителей молока и молочной продукции во Вьетнаме; согласована новая форма ветеринарного сертификата на право поставок молока и молочной продукции в Японию; получено право поставок молочной продукции в Черногорию белорусскими предприятиями, имеющими право поставок в Европейский союз.

В планах получение доступа молочной продукции в Гонконг, Корею, Сербию, страны Африки (Алжир, Марокко и др.).

Как видите, организациями Республики Беларусь наращивается объем экспорта молочной продукции на внешние рынки, где существует спрос на продукцию, а также проводится плановая работа по аккредитации на получение права поставок молочной продукции.

Milknews: В чем сложность работы с Китаем, куда Беларусь сейчас активно наращивает поставки?

Алексей БОГДАНОВ: По итогам работы за три квартала 2020 года расширен список предприятий, аккредитованных для поставок молока («плюс» два предприятия) в Китай. В настоящее время аккредитовано для экспорта на китайский рынок 56 молокоперерабатывающих организаций. В 2019 году экспорт молочной продукции в сравнении с 2015 годом увеличился с $0,3 млн до $51,7 млн, а за 9 месяцев 2020 года достиг $67,2 млн.

Есть сложности при выходе на китайский рынок, это, прежде всего логистика, высокий уровень конкуренции со стороны крупных поставщиков, а также особые требования потребителей к упаковке и продукту (мелкая фасовка, низкое содержание сахара и др.).

Вместе с тем, емкость китайского рынка по всем видам молочной продукции высокая, поэтому у предприятий существуют возможности для увеличения поставок продукции и развития экспорта новых видов продукции при четко отработанной стратегии выхода на рынок.

Фото: из интернета

Источник: Milknews

Новости по теме:
Ассортимент продуктов бренда «Савушкин» расширился — в Бресте начали производить сладкие творожные пудинги. Линейка...
Хорошая логистика, схожесть вкусовых предпочтений, плюс популярность продуктов под маркой «Сделано в Беларуси» —...
Продовольственная безопасность Союзного государства в этом сельскохозяйственном году, который традиционно начался...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.