60% латвийцев не верят производителям экопродукции

Опросы свидетельствуют, что 60% латвийцев игнорируют экопродукты вовсе не из-за дороговизны – не верят, что они действительно соответствуют названию.

Можно ли на самом деле доверять тому, что продукты со словом «эко», выращены без применения разной вредной химии? Газета «Вести Сегодня» разобралась в этом.

Можно ли верить продуктам с надписью «эко»?

Конечная точка маршрута — крестьянское хозяйство «Гейдас», Тукумский район. Проезжаем поселок Джуксте, за окном микроавтобуса мелькают поля зерновых. Заброшенных клочков земли, как в других регионах страны, почти не увидеть. Вот и «Гейдас». Скромный жилой дом, под стать небольшие хозпостройки, ферма. Во дворе гостей из столицы первыми встречают четвероногие питомцы – овчарка и трое котов. Хозяйка, Гундега Екабсоне, угостив с дороги холодненьким молоком, ведет к главным кормильцам — дойным коровам, на пастбище.

— Переехали мы сюда с мужем в 1991-м, вскоре после свадьбы. Дочка еще под стол ходила, сегодня уже институт заканчивает. Здесь тогда почти ничего не было – дом, хозпостройки подняли собственными руками, — рассказывает по пути Гундега. – Начинали со всей живности – овцы, поросята, кролики, коровы. Но в итоге остановились только на молочном животноводстве.

В 2004-м «Гейдас» стал одним из первых в стране сертифицированных биологических молочных хозяйств – прошли все проверки. Однако продукты из биологического молока в Латвии тогда не производили и молоко сдавали на предприятия, как обычное, за те же суммы. Ради чего?

— Хотели жить в экологически чистой среде, чтобы наши поля, на которых выращиваем корм для скота, зерновые не опрыскивали химикатами, — разъясняет Гундега. – Прежде всего — заботились о себе и своих детях – чтобы росли здоровыми, ели чистые продукты. А не так, как у некоторых знакомых – когда обрабатывают поля, детей отправляют подальше, к родственникам, чтобы не дышали химикатами.

По словам Гундеги тот, кто полагает, что стать биологическим хозяйством несложно, ошибается. Корм, который дают коровам, нельзя обрабатывать минеральными веществами. Коровы обязательно должны пастись на пастбищах, а не жить круглые сутки на фермах, как принято на больших комплексах. Если животное заболело, то его стараются не лечить антибиотиками. Если все же ветеринарный врач решается, то срок после выздоровления, когда можно возобновлять поставки молока на рынок, вдвое длиннее, чем в обычном хозяйстве. А время — деньги.

Контролируют же биологические хозяйства несколько раз в год. Образцы продукции, корма тестируют в лаборатории. Особенно часто инспекторы наведываются зимой, когда некоторые хозяйства закупают корма у соседей. Екабсонам в этом смысле волноваться нечего – у них свои корма. На 20 гектарах выращивают зерно, три вида кормов, из которых готовят силос. Плюс сами пастбища – десятки гектаров.

Знаете, сколько коров мы увидели на пастбище? Все-то 15.

— Да, стадо у нас небольшое, плюс телята, — продолжает крестьянка. – Не жируем, но живем в созвучии с природой. Самое важное — появился надежный сбыт молока. Сегодня на «Тукума пиенс» выпускают биологическую молочную продукцию: от йогуртов и кефира до творога, масла и сырочков.

Руководитель Латвийской ассоциации биологических хозяйств Густав Норкаклис , сопровождающий прессу в поездке, поясняет, что биологического молока в Латвии сегодня не хватает. Потому что биологическую молочную продукцию выпускают три предприятия — львиную часть — в Тукумсе, а еще — в Лаздоне и Талси. Сырья не достает, хотя обычного молока сейчас в стране избыток.

Дела молочные – вещь, конечно, важная, хорошо, что на прилавках магазинов сегодня можно увидеть немало молочных продуктов с приставкой «эко», но где другие биологические продукты: например, говядина, кура?

— У меня самого есть бычки, но их не выгодно продавать на бойню. За килограмм живого веса биологического мяса там предлагают 1 евро, поэтому я, как и большинство крестьян, продаю их на аукционах иностранцам. Получаю втрое больше, — не скрывает Норкаклис. – Аукционы устраиваются в Латвии, а бычков закупают турки, немцы, литовцы. Откармливают у себя, а затем продают мясо уже в разы дороже.

По словам собеседника, биологическую куру выращивать тоже накладно. В отличие от индустриальных птицефабрик в биологических хозяйствах куры должны обязательно гулять по травке, видеть солнце, а не денно и нощно сидеть в клетках. Рацион кормов у них другой — никакой сои. Потому –то нормального веса достигают куры медленнее, чем на птицефабриках.

— Там птиц забивают через 40 дней, а в экохозяйствах — не раннее 80. Таковы нормативы. Затраты высокие – потому-то это мясо и стоит больше, — объясняет Норкаклис. – Хотя и по высоким ценам оно не залеживается в экомагазинах. А проще всего купить такое мясо – от говядины до курицы в самих хозяйствах, напрямую.

Выясняется, что многие экомагазины, открытые в Риге в последние годы, не выдержали конкуренцию и закрылись. Впрочем, далеко не все, что продавали эти магазины, было экопродукцией.

— Сегодня от 60 до 70 наименований продуктов имеет в названии слово «эко», но это не значит, что они изготовлены из биологического сырья, — продолжает Норкаклис. – Часто это трюк производителей, законодательство не запрещает. А убедиться в том, что продукт действительно экологический, можно лишь, если на упаковке стоит специальный сертификат – европейский или латвийский.

Другая деталь. Сегодня чуть ли не каждом втором батоне хлеба встречается слово «эко». На деле выясняется, что в торговых сетях сертифицированный биологический хлеб продается лишь у трех производителей. Да и то — несколько видов.

А почему наша биологическая продукция, зачастую, дороже, чем на Западе?

По словам Норкаклиса, объемы невелики, хотя цены на те же молочные продукты снижаются.

— Нынче они процентов на 30 выше обычных, — говорит собеседник. – Но это нормально. Потому что себестоимость биологического сырья выше, чем обычного.

...Классик латышской литературы Андрейс Упитс когда-то написал роман «Земля зеленая». Поездка в небольшое хозяйство Тукумского района лишний раз убедила — мы и сегодня не растеряли это богатство. Хотелось бы только, чтобы и горожане могли увидеть его плоды на полках магазинов. А то на бумаге у нас свыше 4000 экологических хозяйств, но много ли их продуктов можно купить? Да и с обычной крестьянской продукцией не густо. За субсидиями в госслужбу поддержки селу недавно обратилось 60 000 крестьянских хозяйств. Деньги, конечно, нужны, ну, а где ваши продукты, ребята? Не потому ли их так мало, что в стране только 1000 крупных фермерских хозяйств?!

Фото автора: Корова пришла знакомиться. Чета Екабсонов переехала в эти места в 1991-м. Глава ассоциации биологических хозяйств Густав Норкаклис. Скромный жилой дом, и хозпостройки «Гейдас» построены собственными руками.

Цены на экопродукты в Риге

Латвийские

Сметана, 350 граммов 20% — 1,30 евро; масло, 175 граммов – 1,79 евро; йогурт, 375 граммов — 1,06 евро, йогурт, 290 граммов – 0,79 евро; сырочки шоколадные, 38 граммов — 0,39 евро; молоко 2%, 1 литр – 0,99 евро; кефир 2%, 1 литр – 1,01 еаро.

По акции все это стоит дешевле.

Импортные

Печенье, 200 граммов – 1,96 евро; вафли, 70 граммов – 0,60 евро; макароны, 200 граммов – 2,25 евро; кофе молотый, 500 граммов — 6,99 евро; какао, 125 граммов – 2,25 евро; корнфлайкс, 375 грамиов – 1,69 евро; варенье, 400 граммов – 2,39 евро, мед, 425 граммов – 3,94 евро.

Факт

По данным Латвийской ассоциации биологических хозяйств экопродукты в Латвиистоят на 14-52% дороже, чем обычные. Самая минимальная разница в цене экопродуктов и обычных, в таких группах продуктов, как йогурт, кефир, пшеничная мука и кисло-сладкий хлеб. Самая значительная разница в группе биологических овощей и фруктов,завозимых из-за границы.

Расклад

Себестоимость литра биологического молока 0,30-0,35 евроцентов в зависимости от хозяйства. Чем крупнее, тем она ниже.

Себестоимость килограмма говядины – более 3 евро.

Куру и свинину экохозяйства выращивают, в основном, только для собственных нужд.

Где можно купить

Во всех торговых сетях Maxima X – молочные продукты, мед, муку, чай, кофе, приправы.

В торговых сетях Maxima XX дополнительно — овощи, фрукты, макароны, крупы, шоколад соки, детское питание.

В торговых сетях Maxima XXX дополнительно – хлеб, орехи, семена, масло.

В гипермаркетах Рими Klets – кроличье мясо, баранину, сезонные овощи, мед, варенье, травяные чаи, сладости, яйца.

В 8 экомагазинах Риги.

На крестьянских рынках: у торгового центра Sky&More на улице Дунтес каждый четверг и пятницу с 12 до 19 часов; на Базаре Берга – каждую субботу с 10 до 16 часов; на базарчике Калнциема (Калнциема,35) – каждую субботу с 10 до 16 часов; на рынке в Страупе (5 км от Страупе в сторону Валмиеры, местечко Плаци) – в первое и третье воскресенье каждого месяца с 11 до 15 часов.

Мнение

— Контроль за биологическими хозяйствами строгий – на месте проверяем от одного до трех раз в год. Тестируем корма, которые дают животным, культуры, которые выращивают. Никаких минеральных удобрений не должно быть использовано ни там, ни там. Бывало, конечно, что кто-то нарушал нормативы. Но это – единичные случаи. Фермеры могут лишиться всего: а самое главное возможности продавать продукцию. И решаются они создавать биологические хозяйства не для того, чтобы потом нарушать закон

Источник: telegraf.lv