Зерновой рынок – оценки рисков и потенциал развития

Ситуация на зерновом рынке остается сложной и противоречивой.

О некоторых сторонах проблемы «Крестьянские ведомости» попросили высказаться директора ООО Агентство «Стратег», координатора проекта «Диалог» Владимира Решетняка. И первый вопрос связан с прогнозными балансами МСХ РФ, которые будут регулировать, сколько производить и что производить регионам. Поможет ли такое планирование селянам избежать перепроизводства?

Планирование производства, на мой взгляд, необходимо не только в разрезе регионов, но и районов в разрезе сельхозпроизводителей, считает В. Решетняк. В противном случае балансы интересов среди операторов АПК будут шатки и нестабильны. Например, американцы свои внутренние балансы блюдут и мировые контролируют. Поэтому не только цены внутреннего рынка регулируют, но и на мировом рынке в этом плане первую скрипку играют.

Аграриям избежать перепроизводства можно лишь в случае, если они выработают во взаимодействии с вертикалью МСХ механизмы планирования, учитывающие потребности внутреннего и внешнего рынка, на несколько ходов вперед. Информационные технологии обеспечивают такую возможность, и мы на практике со своими деловыми партнерами отрабатывали объемно – ценовое планирование на два сезона. А как выглядят переходящие балансы, позвольте продемонстрировать на двух примерах, говорит В. Решетняк.

Перед весенней посевной кампанией и власть призывала крестьян выращивать больше кормовых культур, ориентируясь на возрастающие потребности животноводства. А какие культуры будут наиболее востребованы в ближайшей перспективе?

По мнению нашего собеседника, обобщенные рекомендации в данном случае не уместны, поскольку помимо региональных балансов существует региональная специализация. Например, южные регионы традиционно ориентируются на экспорт, а среди экспортеров в большей степени востребована продовольственная пшеница 4 класса. В Белгородской области развивается животноводство, Воронежская область разрабатывает программу по расширению производства свекловичного сахара, а регионам Урала и Сибири в ближайшей перспективе предстоит на экспортные рынки Юго-Восточной Азии выходить.

Ключевым фактором для всех крестьян как раз является план производства, чтобы их продукция была востребована рынком, чтобы рынок был готов платить достойную цену, а цена была экономически обоснованной. Например, себестоимость пшеницы в разрезе регионов и конкретных сельхозпроизводителей варьируется весьма существенно, от 3000 до 4500 рублей на тонне. Отчасти, такая разница обусловлена погодно – климатическими факторами, но в большей степени необоснованными издержками и «человеческим фактором». На дефицитном рынке, когда пшеница за 7000 рублей «зашкаливала», цена вопроса лишь в % полученной прибыли упиралась. Но когда на рынке зерна образовался избыток, цена вопроса перешла в категорию % убытков.

Поэтому панацеи, обобщенные «средней температурой тела по больнице», не работают. В аграрном секторе необходим системный подход, который можно обозначить задачей с двумя известными – снижение затрат и повышение эффективности, полагает В. Решетняк.

Оправданны ли претензии России на лидерство в мировом экспорте зерна и выдержат ли растениеводы конкуренцию на фоне растущих цен на топливо, удобрения и прочие материально-технические ресурсы? Что для России более приоритетно – развитие животноводства или экспорт зерна?

Как раз с учеными – академиками мы подсчитали, что на площади 50 млн га, при средней урожайности 3 тонны с гектара, Россия без проблем выйдет на производство в 150 млн тонн, говорит руководитель Агентства «Стратег». Этого количества зерна хватит на растущее за счет животноводства внутреннее потребление, да и экспортный потенциал при таких урожаях может возрасти до 50 млн тонн в год.

Так что в этом плане между животноводством и экспортом нет противоречий и цифры вполне реальные, если развеять сказочный миф, что, закопав на поле чудес 5 , крякнув волшебные слова, на следующий день можно ждать отдачи в виде «денежного дерева». Доводы, будто аграрный сектор получает беспрецедентную поддержку государства, мягко говоря, кривят против истины и в сравнении с развитыми экономиками США и ЕС и даже в сравнении с соседней Беларусью. В частности, сельскохозяйственный бюджет Беларуси на 2010 год равен 25% общероссийского аграрного бюджета, потребление удобрений 70% от объема нашего внутреннего потребления. Беспрецедентно высоки в России разве что кредитные ставки, с которых банкиры кучерявятся, а наши соседи задействовали финансовые активы, чтобы выйти на конкретный результат, заключил В. Решетняк и привел в качестве подтверждения следующие диаграммы.