Зарабатывать на переработке молочных отходов в Беларуси пока не получается

Отходы молочной промышленности представляют серьезную опасность для окружающей среды.

Об опасности, которую могут представлять отходы молочной промышленности для окружающей среды, «Рэспублiка» писала около года назад.

Речь шла о ряде программ, которые должны были бы изменить ситуацию, о мерах, которые принимают в этом направлении руководство регионов, сами предприятия. Но во многом приходится констатировать: воз и ныне там. А тонны молочных отходов все еще попадают вместо цехов переработки в реки.

Не так давно Минприроды составило список предприятий, которые на протяжении нескольких лет (за период 2008 года — первое полугодие 2010-го) систематически загрязняют окружающую среду и не принимают должных мер по устранению нарушений природоохранного законодательства. К слову, сюда вошли даже четыре предприятия, сертифицировавших систему управления окружающей средой на соответствие требованиям СТБ ИСО 14001-2005! Если такие проблемы возникают у предприятий с сертификатами, что уж тогда говорить о тех, которые такого документа не получали? Так что нарушений, увы, меньше не становится…

Надо ли напоминать, какой вред природе наносит такая халатность? Кислая среда сыворотки убивает микроорганизмы, которые применяются на сооружениях биологической очистки воды. И это далеко не все. Резкое окисление органических соединений вызывает неприятный запах, от которого страдают жители близлежащих населенных пунктов. Кроме того, это удар по биоразнообразию водоемов. Ведь увеличение, к примеру, фосфора в воде в теплое время года вызывает рост водорослей, в холодное — их гниение, а все это забирает из воды кислород, вызывая гибель рыбы.

Но, помимо экологического, есть и экономический ущерб. Ведь сыворотка — еще и ценное белковое сырье, которого сегодня нам не хватает. И сбрасывать его в канализацию или на поля фильтрации — это преступление! Ставится задача — перерабатывать молочные отходы на сто процентов. Но что мы имеем в реальности?

В Беларуси — 86 предприятий, где есть молочные отходы.

«Общий объем стоков молокоперерабатывающих предприятий составляет порядка 10–12 миллионов/млн тонн/т в год, — говорит заместитель директора по научной работе РУП «Институт мясомолочной промышленности» Олег Дымар. — Из них примерно 30 % поступает на поля фильтрации, а остальное — в коммунальную канализационную сеть. Особенно остро стоит проблема в небольших населенных пунктах в летний период».

Вместе с тем, по словам Олега Дымара, ситуация не безнадежна и работа по решению проблемы ведется. Да, можно было бы сделать и больше, но подвела экономическая ситуация. «Сдерживало отсутствие финансирования, — отмечает он/Олег Дымар. — В связи с этим не построены предприятия, которые должны были перерабатывать кислую сыворотку в масштабах республики. Когда все это реализуется, вопрос с переработкой сыворотки в Беларуси можно будет считать решенным. Поскольку сейчас задержка именно по тяжелым сывороткам — кислой казеиновой и творожной».

Но пока суд да дело, проблема вырастет вместе с ростом объемов производимой предприятиями молочной продукции. По словам специалиста, до 2015 года в стране планируется перерабатывать до 9 миллионов/млн тонн/т молока. «Основной упор, — уточняет Олег Дымар, — будет сделан на производство сыров и других молочных продуктов. Но раз мы планируем увеличить объем выпускаемой продукции, значит, будет рост и в плане отходов производства. Кстати, только с 2004-го по 2010 год производство сыворотки выросло в 1,8 раза. Впрочем, в 10 раз за этот же период увеличились и объемы ее переработки. Скачок наблюдался в 2010-м, когда был введен ряд объектов по программе».

Да, действительно, в прошлом году некоторые предприятия ввели мощности по переработке сыворотки. И все же локальные установки — лишь частичное решение проблемы. И совсем другое дело — ввод хотя бы одного большого завода, куда можно было бы свозить молочные отходы со всей республики.

Такая работа, рассказал заместитель директора по капитальному строительству и инвестициям ГУ «Миноблмяспром» Анатолий Стрижко, на Минщине ведется. «Понимая важность проблемы, — говорит он, — мы год назад вышли с предложением о необходимости строительства в Минской области завода по переработке творожной сыворотки. Составили бизнес-план этого инвестиционного проекта и провели тендерный отбор участников. Сейчас подводим итоги. Если проблем с финансированием не возникнет, то завод, мощность переработки которого миллион/ 1 млн тонн/т сыворотки, может появиться в двухлетний срок». Привозить молочные отходы из регионов, уточнил собеседник, будет выгодно в виде концентрированной сыворотки. А для этого предприятия должны поставить у себя установки нанофильтрации. Кстати, такие линии,/ Необходимые для этого установки нанофильтрации, по словам Анатолия Стрижко, уже имеются на всех предприятиях Минщины.

Что ж, если с переработкой сыворотки, пусть и в ближайшем будущем, ситуация вырисовывается понятная, такой ясности, увы, нет с системами очистки на предприятиях. Ведь многие из них, если и имеются в наличии, зачастую морально устарели и не справляются со своей задачей в полной мере. Не все гладко со строительством и запуском новых очистных сооружений. «За время работы мы столкнулись с целым рядом проблем, — говорит Аркадий Фомин, заместитель директора ЗАО «ДиАрКласс», запроектировавшего в Беларуси 30 очистных сооружений. — Одна из них заключается в том, что на существующих предприятиях нет площадей, где бы можно было построить очистные сооружения. В Новогрудке, Полоцке и Верхнедвинске их возводили фактически в чистом поле, где отсутствует вся инфраструктура. Мы сталкиваемся с отношением к очистным сооружениям как к побочным цехам и участкам. Но главная проблема, пожалуй, в отсутствии в стране системы пусконаладки очистных сооружений. А это приводит к таким проблемам, как в Верхнедвинске, где с момента их покупки до запуска прошло 4 года. Есть вопросы и к соблюдению правил эксплуатации».

Халатное отношение обходится дорого и природе, и предприятиям. Так, неправильная пусконаладка на новеньких/новых сооружениях в Воложине обернулась массовой гибелью рыбы в реке Воложинке. Да и средств на восстановление установки потребовалось немало…