Вы здесь

Закон — то он есть, то его как бы нет…

Наталия Шаблинская
генеральный директор СООО «Белинтерпродукт»

Это не новость, но… Не так давно Правительство поручило Министерству антимонопольного регулирования и торговли «активизировать работу по противодействию недобросовестных практик в сфере розничной торговли». Неудивительно, что эта тема достаточно активно обсуждается в стране.

У всех белорусов, обывателей и профессионалов, на слуху история про то, как директора восьми предприятий пожаловались на дискриминационные, неправомерные меры белорусского ритейла в отношении них, поставщиков. Результат: в МАРТе 16 июня прошло большое совещание, где были «достигнуты определенные договоренности», «снята напряженность» и т. д. Про это «Продукт.BY» и все основные СМИ писали в июне, июле и августе.

Трудно сказать что-то новое, но...

В этом материале мы посмотрим на проблемы белорусской розницы в комплексе, взяв за основу мнения Виктора Маргелова, сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства и его коллег, имеющих независимый взгляд на развитие отечественного ритейла.

Что получается у нас и у них?

Сегодня доля первой десятки крупных сетей в общем товарообороте страны уже превышает 60 %, увеличиваясь на 2–3 % в год. Притом, что большинство из них, мягко скажем, «задерживает оплату поставщикам».

Для устойчивого развития крайне важно выстроить торговлю в стране в соответствии с целым рядом важных принципов. Есть два уровня ее построения:
* верхний — инфраструктурный — грубая настройка;
* нижний — область регламентов, правил, юридических норм и практик, то есть тонкая настройка.

Чем хуже выстроен верхний уровень, тем сложнее (а иногда уже невозможно) отрегулировать правила поведения на нижнем. Лишь комплексное их применение позволяет сформировать гармоничную картину жизни в торговле. В Беларуси, к сожалению, до такой гармонии пока далеко. Объяснимся.

Кто владеет сетями?

Ответ на этот вопрос давно находится в плоскости стратегической безопасности страны. Иностранному собственнику не особо важны чаяния населения, национальные и прочие интересы страны, где он зарабатывает добавленную стоимость с каждого вложенного доллара и потом рано или поздно вывозит средства за пределы «убранного поля», оставив временным партнерам «мелочишко на молочишко». Это — азбучная истина.

Однако в Беларуси данный вопрос чаще всего застенчиво выносится за скобки. Мол, деньги любят тишину, интересы инвестора — превыше всего и проч. Мы слышим аргументы про рабочие места, низкие цены для населения… И все. На этом обсуждение вопроса, как правило, заканчивается. И напрасно.

Например, в банковской структуре Беларуси работает законодательно установленный предел. Согласно ему, не более 25 % уставного капитала банковской системы может составлять иностранный капитал. Но для пресловутого рынка отечественного ритейла никаких ограничений не установлено. В Минске уже более 10 лет в строительство крупных торговых объектов вкладываются преимущественно иностранные капиталы — без ограничения, любого происхождения. Получив бесплатно землю, согласно Декрету Президента № 10, инвесторы возводят гигантские ТЦ из белорусских стройматериалов, на лучших площадках, без проведения каких-то конкурсов и тендеров, под «бурные, продолжительные аплодисменты».

Когда аплодисменты стихнут

Рано или поздно придется заглянуть за все эти декорации из торговых центров и гипермаркетов, которыми оказался «заставлен» Минск. И выяснится, что ничего своего там нет или почти нет. А более мелкие белорусские форматы приказали долго жить.

Про это не слишком активно говорят, но и не скрывают того факта, что собственниками наших ведущих розничных сетей являются граждане России и Литвы, Англии, Кипра и проч. Да, многие из них имеют двойное гражданство, являются уроженцами Беларуси. Но это для них — повод для легкой ностальгии, не более.

Для сравнения. В Израиле собственником того же торгового бизнеса никогда не будет не гражданин этой страны. И это — не случайность. Там большой вес имеет «пункт о стратегической национальной безопасности страны». К нему евреи относятся с большим вниманием и пиететом. Допустим, это их «проблема».

А что получаем мы благодаря своей открытости и толерантности в рознице? В первую очередь дикий системный перекос форматов розничной торговли. И это — не лозунг, не фраза на злобу дня.

генеральный директор Белинтерпродукт, торговые сети, Наталия Шаблинская, Виктор Маргелов, ритейл, товарооборот

Например, в Финляндии площади торговых объектов давно ограничены показателем в 2000 кв. м. Вам напомнить, каких площадей сегодня достигают минские гипермаркеты? Пожалуйста — 80 000. Это что, от богатой жизни, невероятного роста благосостояния?

Сегодня в Европе (той же Польше) число гиперов, как правило, ограничено одной единицей на 200 тысяч населения. А в двухмиллионном Минске количество гипермаркетов уже сейчас превысило 20, причем это число продолжает расти.

Если посчитать и даже грубо проанализировать реальные доходы белорусов и поляков, разумность в такой торговой гиперактивности вызовет большие вопросы. Разумным числом гипермаркетов для Минска, по некоторым экспертным данным, можно считать пять. Максимум — семь гипермаркетов. Но пока только лишь Брестский облисполком (по нашим данным) поставил вопрос об избыточности гипермаркетов в областном центре.

Антимонопольные истории

Конечно, все перекосы можно попробовать отрегулировать продуманными законами, ручным управлением, кодексами добросовестных практик и т. д. Но по причинам, описанным выше, сделать это чрезвычайно сложно. К тому же потеряно много времени…

Пока в России развивалось и набирало вес ведомство под емким названием ФАС (Федеральная антимонопольная служба), в Беларуси под крылом Минэкономики весьма умеренно действовало наше антимонопольное ведомство. Несмотря на имеющийся в распоряжении Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», оно проявляло удивительную мягкость. В год его центральным аппаратом расследовалось до 10 дел, связанных с монополистическими проявлениями (и это — во всех сферах экономики!!!).

Идем дальше. В 2014 году был ратифицирован Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (чаще называют Законом «О торговле»). А на базе Минторга в 2016-м создали Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Однако ситуацию сходу переломить не удалось, что и неудивительно.

Интересно то, что на сегодняшний момент практически никто в стране не наказан по закону за прямое, вопиющее нарушение антимонопольного законодательства. И это в то время, когда живые примеры у всех на слуху. Кто и где за это ответил? Никаких законных штрафных санкций за нарушение Закона «О торговле» в отношении нарушителей не было принято — кроме угроз разобраться…

Подобное поведение регулятора привело к тому, что в стране все громче стали слышны голоса недовольных, что привело к пресловутому «обращению восьми». Особенно сумел настроить против себя поставщиков постоянный ньюсмейкер — «Евроторг».

Однако, на взгляд Республиканской конфедерации предпринимательства, основная проблема — даже не в поведении отдельных сетей, а в самой системе розничной торговли, которая в стране оказалась выстроена. Несмотря на усилия государства, доля импортных товаров в ассортименте гиперов, построенных с привлечением иностранных инвестиций, значительно преобладает и растет дальше. Показатель импорта доходит в некоторых из них (непродовольственных, к счастью) до 95 %. И здесь нет ничего удивительного.

С одной стороны, есть экспансия иностранного капитала, ТНК, не заинтересованных особо в развитии белорусской экономики. С другой, объективно рассуждая, отечественные производители не в состоянии заполнить те 50 тысяч товарных позиций, которыми свободно оперируют гипермаркеты.

Ситуация достигла логического предела. И если не принять решительных мер, любой, самый мелкий негативный случай может спровоцировать такую цепочку событий (неплатежей, банкротств и чего похуже), что все предыдущие кризисные проявления в рознице покажутся ритейлерам пустяками.

Генеральный директор СООО «Белинтерпродукт» (торговая сеть универсамов «Рублевский»), сопредседатель Ассоциации розничных сетей Наталия Шаблинская полагает: «Сейчас отечественной торговле, при наличии самых либеральных законов, удастся нормально работать при одном условии: если получится уделять примерно одинаковое внимание всем партнерам, то есть быть в роли пресловутого верблюда, способного «вписаться» в игольное ушко. А сделать это практически нереально, как вы понимаете».

Источник: Produkt.by

Читайте также
Важнейшая задача для отечественных сетей сегодня — снижать затраты, оптимизировать процессы, но при этом...
Сегодня потребитель диктует условия рынку. По образному выражению директора маркетингового агентства ФНЦ пищевых...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

 


 
 
Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
 
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.