Зачем нам всем нужен экспортный мясной форум?

Валерий Бороденя
Валерий Бороденя
депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (пятый созыв)

На сей раз этот вопрос «Продукт.BY», ставший уже традиционным для второй половины 2016 года, освещает Валерий Бороденя — депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (пятый созыв). Нашему, традиционно находящемуся вне политики изданию, этот человек интересен тем, что на работу в парламент ушел с поста декана факультета маркетинга Белорусского государственного экономического университета (Нархоза). А бывших маркетологов, как известно, не бывает.

Напомним также на всякий случай, что в течение двух дней, 27 и 28 октября, в Минске пройдет масштабный Экспортный форум «Беларусь мясная». Его организаторами выступают Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси и наш журнал.

По мнению Валерия Бородени, бывшего активным участником апрельского Экспортного форума «Беларусь молочная», «мероприятия такого уровня неплохо отображают реальное состояние рынка: пока переработчики молока работают с определенным опережением, если исходить из того, что я увидел в апреле».

В то же время и внутренний рынок с точки зрения брендостроения остается за «молочниками». «Если спросить людей, какие бренды им знакомы в молочной и мясной переработке Беларуси, то 90 % потребителей «опознают» молочные, — констатирует Валерий Анатольевич. — Да и в России процент тех, кто знает о существовании «Савушкиного продукта», будет достаточно высок».

К проблеме наш эксперт отнес тот факт, что в России существует масса магазинов под брендом «Белорусские продукты». Однако мясо-молочная продукция, реализуемая в них под этой заманчивой торговой маркой, к Беларуси часто не имеет никакого отношения. Такого рода подделки наносят ущерб белорусским производителям, который сказывается уже сейчас и еще сильнее может ударить по нашим производителям завтра.

«Белорусский мясной бренд — уравнение с тремя неизвестными»

Развивая этот образ, Валерий Бороденя обратился к опыту наших ближайших соседок — Германии, Польши, Украины. Далее в тексте мы в беллетризованной форме передаем прямую речь нашего эксперта, его эмоции и мысли. Так будет проще и яснее.

Итак, Польша и Германия на всю Европу славятся своими колбасками, свиными в первую очередь. Их качество и вкус остаются неизменными на протяжении десятилетий, изменяется лишь ассортимент.

Что касается Украины, то ее главный мясной бренд — это сало, которое занимает топовые места в меню общепитовских заведений разного уровня; на Украине создаются музеи сала, формируются легенды и мифы в его честь, выпускаются новые, революционные продукты на его основе.

В Беларуси на этом ярком фоне имеется некий массовый мясной продукт, к которому к тому же за последние годы прилично упала лояльность со стороны населения. Причины — известны. Это и АЧС, и публикации про вред копченостей и прочих мясных деликатесов.

На сегодняшний день в Беларуси ставка сделана на свинину, говядину и курятину. При этом другие сегменты мясного рынка развиты достаточно слабо. Баранина, крольчатина, а также мясо птицы (индейка, утка) реализуются в несущественных объемах и очень слабо пропагандируются среди населения. В связи с этим ассортиментная политика отечественных переработчиков и производителей мясного сырья может быть скорректирована. Говорить также обязательно нужно о расширении, развитии потребительской культуры — с одной стороны, и производственной — с другой.

Производитель, который выйдет на рынок с интересной, продуманной стратегией, может сорвать джекпот на мясном рынке, на котором давно уже ничего интересного, кроме потрясений, не происходит.

К тому же мясной рынок Беларуси четко не сегментирован. И это то, над чем важно работать.

Вопросы качества, или О чем стоит говорить на форуме…

Тот из белорусских переработчиков, кто первым достигнет реально стабильных качественных характеристик готовой продукции (которые не изменятся на протяжении серьезного промежутка времени), получает серьезные конкурентные преимущества по определению. Это — аксиома, не требующая доказательств. Но ее почему-то очень часто выпускают из виду.

Стоит также задуматься над тем, почему даже белорусские потребители плохо осведомлены о специфике производства в своей стране; с чем связано их наивное желание видеть кусок мяса дешевле, чем готовый мясной продукт, к тому же брендированный.

На сегодняшний момент белорусским переработчикам молока удалось решить чрезвычайно важную задачу. Они позиционируют себя за пределами Беларуси в качестве производителей натуральной, качественной, зачастую ГОСТовской продукции. Их урок — другим наука. Это как раз то, чего нужно добиваться белорусским «мясникам» и обсуждать, каким образом достигать такого результата, при этом активно перенимая европейский опыт.

Можно сказать, что многих белорусских производителей мясного сырья и переработчиков сегодня реально спасают имеющиеся заградительные меры — тот же запрет на ввоз свинины из Польши. С их отменой белорусские производители могут проиграть свой собственный рынок, если не примут мер по удешевлению сырья и готовой продукции. Что это, если не тема для обсуждения на международном мясном форуме?

Кроме того, на нем есть смысл обсудить такие злободневные вопросы, как:

  • дотационная государственная политика, ее плюсы и минусы;
  • бренд-маркетинг;
  • отсутствие собственной мраморной говядины при наличии сырья и развитии соответствующей базы;
  • стратегия ценообразования.

Все эти и многие иные темы могут получить развитие в рамках проведения форума «Беларусь мясная» и сделать его роль весьма важной для страны и отрасли.