Второе рождение ГМЗ № 2

Стоит сразу отметить, что ГМЗ № 2 — предприятие уникальное.

Оно создавалось для обеспечения молочными продуктами организаций бюджетной сферы — школ, больниц, воинских частей, детских садов. Вся продукция, выпускаемая под брендом «Малочны гасцiнец», имеет стабильно высокое качество.

Знаковый год

Об этом знают не только отечественные потребители, но и покупатели в России, Казахстане, Туркменистане и Армении. На зарубежные рынки сегодня поставляется порядка 50 % от общего объема производства. Основным экспортным партнером является Российская Федерация.

— Уходящий год оказался для государственного предприятия «Молочный гостинец» поистине непростым. Из-за того, что завод рассматривали как вновь созданное предприятие, была утеряна клиентская база. Договоры с торговыми предприятиями приходилось перезаключать заново — а это, считай, нужно было начинать работу практически с нуля, — говорит генеральный директор предприятия Дмитрий ДУДО. — Не легче складывались и взаимоотношения с банками. Они отказывались иметь с нами дело, потому что у предприятия не было никакой кредитной истории. Однако мы справились со всеми трудностями, восстановили свою клиентскую базу — причем не только в Минске, но и в других регионах Беларуси, а также в России. И, пожалуй, самое главное — мы сделали все возможное, чтобы предприятие приносило прибыль. А добиться этого зачастую было действительно сложно.

За последние 15 лет в развитие предприятия было вложено около 20 млн евро. Это позволило заводу выйти в лидеры среди перерабатывающих предприятий Беларуси по уровню технической оснащенности и встать вровень со многими передовыми европейскими производителями.

В рамках модернизации закуплено и установлено оборудование ведущих мировых производителей: линия розлива молочной, кисломолочной и сокосодержащей продукции в полиэтиленовые бутылки (0,45 и 1,00 л), работающая по технологии Ultra Clean; линия по выпуску продукции в пакетах Пюр-Пак с отвинчивающейся крышкой; линия по производству в стерильном потоке творога «Мягкий» и гордость завода — линия по производству твердых сыров.

Два года назад предприятие запустило в эксплуатацию новый цех молочных продуктов, оснащенный по самому последнему слову техники, с роботизированной системой упаковки, что дало возможность свести к минимуму человеческий фактор. Розлив молока и молочных продуктов производится на автоматах с устройствами для очистки подаваемого внутрь камеры розлива воздуха. Упаковочный материал перед розливом обрабатывается асептическими растворами. Это позволяет выпускать высококачественную продукцию — молоко со сроком годности 20 дней.

Творог и творожные десерты изготавливаются на комплектной линии фирмы «Вестфалия-Сепаратор» (Германия). Технологический процесс на всех этапах выполняется и контролируется компьютером и осуществляется в закрытом контуре.

— Между тем останавливаться на достигнутом мы не собираемся, — констатирует Дмитрий Михайлович. — Предприятие и дальше будет заниматься техническим переоснащением производства и расширением ассортимента. В частности, планируем сделать модернизацию цеха твердых и мягких сыров и освоить выпуск новых видов продукции. Одна из последних новинок — расширение ассортимента молочных коктейлей «Сладкая жизнь», линейка которых пополнится пятым вкусом — шоколадным. Также в ближайшее время на полках магазинов появится еще один продукт — высокожирные сливки (33 %), которые могут использоваться в качестве сливочного крема и идеально взбиваются. Однако на этом наши сюрпризы не заканчиваются. В перспективе собираемся порадовать своих покупателей новинками, аналоги которых представлены на белорусском рынке только импортными продуктами. Какая именно это будет продукция, пока секрет.

Еще одна серьезная задача, которая стоит перед коллективом предприятия, — полностью поменять концепцию упаковки. «Мы хотим удивить потребителей — встряхнуть привычное восприятие, — поясняет Дмитрий Дудо. — Свежий взгляд на продукцию всегда оживляет и притягивает к себе внимание. Первое, что сделаем в новом оформлении, — это десерты. Они станут своеобразным подарком нашим потребителям к юбилею завода. Постепенно на такую концепцию подачи будем переводить и остальные виды продукции».

Технологи превращаются в… кулинаров

ГМЗ № 2 на личном опыте знает, как тяжело быть первопроходцем. Идти по проторенной дорожке всегда проще, и, прежде всего, потому, что есть у кого перенять опыт и поучиться на чужих ошибках. А вот вывести на рынок новый продукт, который не знаком ни потребителям, ни розничной торговле,— с такой задачей может справиться далеко не каждый. Взять хотя бы, к примеру, мягкий творог. «Когда на заводе начали его выпускать, для белорусского потребителя этот продукт был в диковинку: люди не понимали, что такое мягкий творог, как его нужно кушать, что из него можно приготовить, — рассказывает главный технолог предприятия Татьяна ТЕРЕХОВА. — Как убедить недоверчивого покупателя? Только с помощью кулинарного мастер-класса, решили мы. Пригласили представителей торговли, детских садов, школ — и тут же на их глазах приготовили запеканку из мягкого творога, а после дегустации снабдили еще и рецептом. Эффект такого маркетингового хода не заставил себя долго ждать. Постепенно мягкий творог стал одной из излюбленных позиций в заказах детских дошкольных и школьных учреждений. И на экспорт этот продукт идет на ура».

50 лет — дата действительно солидная. Полувековой юбилей — это целая эпоха в истории предприятия, повод оглянуться назад, подвести итоги, оценить пройденный путь. Время поговорить о модернизации, достижениях, сложных периодах и трудностях, которые приходилось преодолевать. Но при этом не стоит забывать о самом главном — людях, создававших историю предприятия. О тех работниках, которые пришли на завод с открытия и работают по сегодняшний день. О тех, кто руководил предприятием не один год. Это благодаря их усилиям продукцию завода любят и знают во многих странах.

«Столичный» — вкус отличный»

Особой гордостью предприятия является сыр с пропионовокислыми бактериями, который был сделан по заказу бывшего мэра Минска Михаила Павлова. Именно поэтому из 14 вариантов наименований, которые предлагались для обсуждения, остановились именно на названии «Столичный». Сегодня этот сыр занял заслуженное место на пьедестале почета и в рекламе не нуждается: он пользуется неизменным спросом у потребителей — как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Судите сами: «Столичный» который год подряд является неизменным лидером народных дегустаций конкурса «Чемпион вкуса». Что касается экспортных поставок, то уже сегодня на этот сыр есть заявки вплоть до конца года.

Единственный в Беларуси

Государственное предприятие «Молочный гостинец» является единственным в Беларуси, которое выпускает концентрат лактулозы — пребиотик, используемый для обогащения продуктов. Между тем этим продуктом уже заинтересовались россияне. Не так давно завод получил все необходимые документы для поставки концентрата лактулозы в соседнюю страну.

Десять фактов о «Молочном гостинце»

1. Ассортимент ОАО «Гормолзавод № 2» насчитывает более 100 наименований: цельномолочная и кисломолочная продукция, творожные изделия, творог, мягкие сыры, плавленые и сычужные сыры, овощные и фруктовые соки и нектары, сгущенное молоко, крестьянское масло.

2. Предприятие перерабатывает порядка 300 тонн молока в сутки.

3. Сырьевая база — 26 сельхозпроизводителей, в основном Минской области.

4. Завод работает ежедневно в круглосуточном режиме — в три смены.

5. С 2004 года продукция предприятия выпускается под брендом «Малочны гасцiнец».

6. Лидерами продаж являются ультрапастеризованное молоко и творог.

7. Сорт экстра поступающего на завод сырья составляет порядка 50 %, высший сорт — 40 %, первый — 10 %.

8. 40 % перерабатываемого на предприятии молока идет на производство творога.

9. Сыр «Столичный» занимает 80 % в общем объеме производства всех сыров.

10. У государственного предприятия «Молочный гостинец» есть свое сельхозпредприятие «Юник-агро», которое находится в Вилейском районе. В этом году здесь был введен в строй новый молочно-товарный комплекс на 600 голов дойного стада.

ОАО «ГОРМОЛЗАВОД №2»

220075, РБ, г. Минск,

пр. Партизанский, 170

+375 (017) 344-37-93

+375 (017) 344-67-93

gmz2@nsys.by

www.gmz2.by