Все в полной глазури!

Интервью с руководителем Могилевской фабрики мороженого Татьяной Бондарчук

Могилевская фабрика мороженого стала одним из немногих предприятий молочной отрасли, которые могут без оговорок записать прошедший год себе в актив. Под руководством амбициозной Татьяны БОНДАРЧУК продукция с торговым знаком «Лёва» на этикетке устроила настоящее сафари на рынке мороженого и глазированных сырков, которые продаются в 2,5 раза лучше, чем планировалось.

Александр ВЛАДЫКО

— Татьяна Александровна, допустим, как вы говорите, что в прошлом году вы попросили работников не произносить слово «кризис». Но если бы рецепт успеха был так прост, то белорусские производители уже конкурировали бы друг с другом на рынке Китая!

— Нельзя недооценивать влияние духа и амбиций. «Мы должны быть лучшими!» — вот мысль, которую я вкладываю в сознание каждого работника. Второе слагаемое успеха — грамотный маркетинг. И все это строится на фундаменте качественного производства.

Если честно, для меня многое стало приятным сюрпризом. Думала, что, продав 100 тонн сырков до конца года (новая линия по их производству была запущена в марте 2009 года), я буду счастливым директором. Конкуренция ведь очень серьезная в области, я с опаской начинала этот проект. Но, сделав 11 тонн сырков в марте, в декабре мы вышли на 43 тонны. А вместе с этим опередили многих тех производителей, которые уже давно работают.

— Вы рассчитываете, что в 2010 году сохраните темп роста по сыркам?

— Мощности нам позволяют производить до 60 тонн в месяц. Не уверена, что наша динамика останется такой же завидной, но, резко ворвавшись в рынок, свою долю мы уже завоевали.

— Почему у вас быстро получилось то, что не выходит у многих других на протяжении долгого времени?

— Мы очень внимательно подошли к выбору вкусового ассортимента (сейчас 9 вкусов. — Авт.), проведя предварительные исследования. Технологические наши сырки тоже особенные. Мы «связываем» сыворотку в продукте, отчего сырок становится и мягче, и полезнее.

— В чем особенности вашего ассортимента? Давно ведь известно, что есть «валовые» вкусы ванили и какао.

— Оказалось, что нет. Наши «Картошка» и «Картошка на печенье» занимают около трети всего производства. Я сама никогда не предсказала бы такую раскладку сил, а предварительные опросы покупателей — подсказали. Немного оглядывались из-за того, что аналогичный продукт в это же время выводил на рынок столичный ГМЗ № 1, но напрасно. Я надеюсь, дела у коллег идут так же хорошо.

— А что же с ванильным вкусом?

— У нас — это крепкий середняк, уступающий сыркам с черносливом и «Кис-кис». Да, у ванильных сырков есть стабильные покупатели, но не меньше армия покупателей, любящих что-то новенькое.

— Производя столько продукта на внутреннем рынке, вы же задумывались об экспорте?

— Проблема в том, что на Западе нет культуры потребления глазированных сырков. Последняя попытка внедрить их на рынок была, насколько я знаю, в Чехии, но она закончилась с небольшим успехом. Европейцы едят творог с шоколадом, а к сыркам относятся так же, наверное, как я к сырам с плесенью (смеется. — Авт.).

— Остается опять только Россия?

— Мы буквально на днях получили российский сертификат. Честно говорю: я не знаю, что у нас получится на этом рынке. С одной стороны, рынок тех же сырков там сформирован, упаковкой удивить сложно. С другой — нам в помощь палочка-выручалочка для многих производителей Беларуси: лояльное отношения российских покупателей к нашим продуктам. Недавно Бобруйский мясокомбинат открыл в Калуге свой магазин. Наша фабрика реализует с их помощью мороженое «Лёва». Так вот этот магазин увеличивает свой товарооборот едва ли не ежедневно.

— Вы готовы, что первые партии будут не очень экономически интересными?

— Почему? Экспорт будет рентабельным даже на этапе завоевания рынка.

— Совсем скоро начнется новый сезон мороженого, вашего основного продукта. Насколько вы готовы к нему и каких ждете результатов?

— Надеюсь, что рынок не будет сокращаться, как в прошлом году. Я поставила задачу специалистам удержать свою долю. Но не покидает чувство уверенности, что мы можем добавить.

— Что вас так обнадеживает?

— Мы продолжили оптимизацию ассортимента и нашли интересные решения для упаковки. В апреле фабрика запустит новый участок варки мороженого, что поднимет уровень качества продукта, повысит КПД производства и сократит объем человеческого труда. Теоретически мы сможем все варить в одну смену вместо двух.

— А вдруг рынок еще больше сократится…

— Поэтому мне очень хотелось бы купить новую линию. Это не ради объемов, а для ассортимента и усиления наших позиций. Развиваясь только количественно, мы можем прийти в тупик.

Фабрика активно сотрудничает с сектором общественного питания, предлагает крупную фасовку для обычных покупателей. Относительно недавно я даже пыталась поднять тему развесного мороженого. Но, как оказалось, торговле это пока не нужно, потому что тянет за собой необходимость покупки и расстановки оборудования.

— Российские производители вам уже не мешают?

— Раньше было засилье их продукции. А после того, как в России вышел новый техрегламент, поменялось ценовое соотношение, конкурентоспособность российской продукции снизилась.

— Получается, что теперь и идеи не у кого брать. Ведь те же россияне первыми в Беларуси стали продавать сырки «Картошка».

— Белорусский рынок уже дорос до российского. Свои идеи мы теперь рождаем сами, обсуждая, участвуя в выставках, следя за новостями. Мне кажется, что российский рынок мороженого чуть сбавил, подешевел в упаковке. После перерыва я отправила своих сотрудников на «Продэкспо» в Москву, где проходил форум мороженщиков. И предупредила их, что без идей могут не возвращаться, но там на самом деле мало чего удалось почерпнуть. Украинский рынок более интересен.

— Татьяна Александровна, когда вы пришли на фабрику, здесь было только мороженое?

— Да, 98 % от производства и майонез.

— Вы не думали, что скоро придется переименовываться, потому что из ворот предприятия, на которых написано «Фабрика мороженого», сегодня выезжают и гофроящики, и глазированные сырки, и майонез?

— Возможно, придется, но лидирующие позиции у мороженого остались, пусть и сократившись до 68 % от объема производства в натуральном выражении.

Что касается остальных производств, то без сырков и цеха по производству тары нам не удалось бы достичь хороших финансовых показателей. Мороженое в прошлом году по стране упало на 12–14 %, а у нас — на 5 %. При этом мы закрыли год с рентабельностью около 13 %. На мороженом такое предприятие не вытянуть.

— Для вас 13 % большой показатель?

— Для фабрики? Еще бы! Он в два раза больше, чем был два года назад.

— Может быть, на такой волне пора искать инвестора?

— Пока что к нам никто не присматривался. Может быть, сейчас (фабрика мороженого заняла второе место по итогам городского соревнования в группе предприятий до 300 работников по сумме социально-экономических показателей. — Авт.) кто-нибудь посмотрит. Хотя большого желания продаваться нет. За 4 года мы процентов на 70 перевооружили фабрику. Каждый год у нас появлялась новая линия: мороженое, сырки, линия по производству гофротары, варочная линия.

— Или вы просто ревнуете свою фабрику?

— Уже да (смеется. — Авт.). Я же 21 год отработала на Могилевском молочном комбинате. Поэтому первые полтора года своего руководства называла фабрику комбинатом. А теперь наоборот… Фабрика для меня стала родным местом, и я очень ревностно отношусь ко всему, что может нанести нам ущерб. Считаю это нормальным. Раньше фабрику никто не знал. С 900 тонн мороженого мы поднялись до 1600, плюс 250 тонн сырков, плюс 200 тонн (вместо 40) майонеза. Мы на 22 % относительно 2008 года подняли среднюю зарплату, до 1,1 млн рублей.

— Вы нашли себя в роли руководителя?

— Да.

— Нравится?

— Очень. Мне нравится, что мое непосредственное руководство вмешивается в мою работу лишь советом и помощью, ничего не диктуя. Конечно, чтобы оправдать такое отношение, нам приходится хорошо работать. Но мне нравится самостоятельность. Я своим подчиненным тоже доверяю. Они знают, что если подведут меня, то это будет удар для директора.

— Чему осталось научиться?

— Быть более спокойной и уравновешенной. Я стараюсь выстраивать человеческие отношения в коллективе. Конечно, в таком случае многое зависит от настроения и других факторов. Но у нас собралась команда единомышленников, поэтому мы друг друга понимаем.

— В чем, считаете, причина вашей эмоциональности?

— В неравнодушном отношении. Я ведь родилась в год Тигра, по знаку зодиака Лев. Поэтому очень люблю Лёву.

— Вы пример авторитарного или коллегиального стиля управления?

— Авторитарно-коллегиального. Моя команда разбирается в мороженом намного лучше меня. Моя задача выслушать все мнения и выбрать одно. Кроме того у меня очень много сомнений, которые я выношу на суд команды. Перспективы «Картошки» я, например, не сразу рассмотрела. Зато расширение ассортимента «Картошки» — уже моя идея.

— Поделитесь мечтой.

— Мечта у меня каждый год меняется. Сначала была новая линия, потом линия сырков, затем…

— …Татьяна Александровна, я говорю не о планах!

— (смеется. — Авт.) Мы хотим стать одним из лучших предприятий в Беларуси.

— Судя по количеству Львов на вашем предприятии, выхода у страны нет?

— Выхода у страны нет.

 

ОАО «Могилевская фабрика мороженого» 212009, Могилев, ул. Лазаренко, 58а. Тел. +375 (222) 22-49-24, 28-33-81 e-mail: