Вы здесь

Война санкций перешла в войну фермеров Прибалтики и Польши

Литовские и латвийские политики ломают головы над тем, как спасти местных фермеров от наступления польских производителей. Сами латвийцы и литовцы все чаще ездят в Польшу на шопинг-туры — теперь уже даже за продуктами питания. Эксперты уверены: если так пойдет дальше, то продовольственного рынка в Прибалтике может и не остаться.

Особенно остро эта проблема ощущается в тех литовских городах, которые граничат с Польшей. Впрочем, жители Вильнюса тоже нередко отправляются за покупками в ближнее зарубежье. Местные СМИ пестрят отчетами о таких поездках: экономия выходит от 10 до 30 %. При этом речь уже не идет о крупных покупках дорогостоящей бытовой техники: сегодня литовцы ездят в Польшу за сыром, колбасой и йогуртами. Если закупаться на длительный период, да еще и разделить места в машине на две семьи, то разница в стоимости покупок значительно превышает расходы на топливо.

Дешевле на треть

По данным Евростата, в Польше самые дешевые продукты в Евросоюзе. В 2014 году цены на продовольствие тут составляли 61 % от общеевропейского уровня. В соседней Литве этот показатель достигал 78 %, в Латвии — 87 %. Южные соседи тоже не выдерживают конкуренцию: Чехия — 81 %, Словакия — 88 %, Германия — 109 %. Разница в ценах на одежду также может быть ощутимой, хоть и не столь драматичной: Польша — 84 % от среднего уровня ЕС, Литва — 99 %, Латвия — 101 %. Подобная же ситуация с бытовой техникой: Польша — 85 % от уровня ЕС, Латвия и Литва — по 99 %. Более свежей статистики у Евростата нет, однако за последний год мало что изменилось.

Дешевизна польских продуктов обусловлена несколькими причинами. В первую очередь это колебания уровня польского злотого, который еще с конца 2008 года то и дело радует жителей еврозоны падениями до 20 %, а значит, и снижающимися по отношению к евро ценами на польские товары. Учитывая плавающий курс, такие колебания давно никого не удивляют. Кроме общих экономических тенденций, давящих на курс злотого, стоит упомянуть польскую налоговую систему, которой завидуют и производители, и потребители в Прибалтике. НДС на продукты питания тут снижен до 5 %, в Литве и Латвии — это 21 %.

Есть еще несколько факторов, которые не поддаются регулированию: объемы рынка и интенсивность конкуренции. Потребителей в Польше во много раз больше, чем во всех прибалтийских странах вместе взятых. Соответственно местные овощи и фрукты будут дешевле, даже при равных курсах валют и одинаковых налоговых ставках. Однако для большинства литовцев цена не является единственным критерием при выборе места покупки, считают некоторые специалисты. По словам главного экономиста DNB Bank в Вильнюсе Екатерины Рожаки, речь, скорее, идет о приграничных районах. Подобные веяния закономерны для приграничной зоны в любой точке мира, говорит она: потребители традиционно выбирают более выгодный рынок. К примеру, те же литовцы активно наведываются в соседнюю Беларусь за сигаретами и дизелем.

Поляки бросают вызов не только литовским, но и латвийским торговцам

В Латвии уже прошла волна банкротств молочных хозяйств, и в дальнейшем, по прогнозам специалистов, ситуация будет становиться только хуже. Представительница Крестьянского сейма Латвии (объединение фермеров) Майра Дзелзкалея считает, что от польских производителей исходит прямая угроза для аграриев Прибалтики: «Проблема продуктового шопинга для Латвии менее актуальна, однако на местных прилавках, равно как и на литовских, становится все больше дешевых польских продуктов. Поэтому мы требуем от Министерства земледелия дополнительных выплат, чтобы наши производители могли выдержать кризисную ситуацию. Хозяйства, которые закрываются, продают животных полякам — да, мы отдаем бизнес в Польшу. Это значит, что тут будет меньше рабочих мест».

Литовские молочники уже давно перешли от стадии мирных переговоров к стадии уличных акций протеста. Требования те же, что и в Латвии,— материальная поддержка, хотя бы частично компенсирующая десятки миллионов убытков, с которыми столкнулись молочники в обеих странах.

Какие меры помогут?

Единственное, что могут делать латвийские и литовские фермеры, — надеяться на то, что местный товар среди местных потребителей будет более популярен, чем дешевый польский. Хотя бы из имиджевых соображений.

«Наши люди не считают польские продукты продуктами высокого качества. Есть часть населения, которая может себе позволить обращать внимание на более качественные продукты и выбирать местные товары. Но это не значит, что сейчас все пойдут покупать только польские товары. Это, скорее, вопросы имиджа, маркетинга, ощущений», — сказала в интервью Русской службе Би-Би-Си глава латвийского Центра содействия сельскохозяйственному рынку Ингуна Гулбе.

А вот политики призывают к активным действиям. К примеру, местные СМИ не раз писали о мэре самоуправления приграничного Лаздийского района Артурасе Маргелисе. Он не только призывал жителей отказаться от покупок в Польше, но и обещал снизить зарплаты сотрудникам самоуправления, которые все же решатся отправиться в шопинг-туры. Однако в самоуправлении факт таких угроз не подтверждают. Правящая в Литве Партия труда пошла еще дальше и выступила с предложением снизить налоги — именно ей принадлежит идея сократить НДС на продукты питания.

«Поездки за продуктами в Польшу — только часть проблемы. Ситуация такова, что человек, который зарабатывает мало, тратит весь свой доход на еду. Не остается даже на лекарства, — полагает депутат парламента Литвы Кестутис Дауксис (Партия труда). — Ему бы помогло снижение ставок. Что касается поездок в Польшу, то каждый квартал из страны вывозится около 80 миллионов евро, и с каждым кварталом данная сумма увеличивается. Это нельзя остановить, но можно смягчить. Если люди купили польские товары, то эти суммы ушли польским производителям. Чем больше денег уходит, тем больше надо поднимать цены (в Литве), но в результате денег в Польшу уходит еще больше», — констатирует депутат. По его словам, в том или ином виде поправки будут приняты.  

 

Читайте также
В начале апреля Tesco, крупнейший британский ритейлер, представил 76 новых продуктов под СТМ, якобы названных в ...
О том, что важную для будущего страны концепцию — стратегию развития малого и среднего предпринимательства в...
Увеличение доли сырных продуктов в ресурсах рынка обуславливается изменением структуры потребительского спроса и...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by