Вареные колбасы: как их выбирают покупатели

По статистике, две трети всех колбас потребители съедают в виде вареных колбасных изделий. Но сколько колбас — столько и вкусов. Как потребитель ориентируется в широком ассортименте «варенок», какие вкусы ему ближе и по каким критериям он совершает покупку? Ответы на эти вопросы мы искали вместе с международной исследовательской компанией 4Service Company.

Доверие к производителю

Сердцем нашего маркетингового исследования и центром притяжения респондентов стала колбасная полка. Вернее, импровизированное подобие полки торгового объекта. Ведь само исследование проходило не в торговом объекте, а на выставке «ПРОДЭКСПО-2016», а широкий ассортимент магазинов на нашей полке был сокращен лишь до пяти образцов колбасы различных производителей. Продукты были выбраны из разных ценовых категорий и сопровождались реальными ценниками.

Каждый респондент проходил через два этапа исследования. Сперва своим опытным потребительским взглядом он оценивал колбасный ассортимент, стоимость и делал выбор в пользу того или иного продукта. А затем оценивал вкус этих же колбас в «слепой» дегустации. В этот раз он делал выбор уже только по вкусу. Как говорится, по этикетке встречают, по вкусу провожают.

В нашем колбасном эксперименте были задействованы пять вареных колбас и 154 респондента различного возраста и социального статуса. 40 % респондентов признались, что ведут здоровый образ жизни, и 22 % назвали свой рацион питания правильным. Однако вареная колбаса присутствует в меню каждый день или несколько раз в неделю практически у 58 % опрошенных. И лишь около трети нашей аудитории видят колбасу только несколько раз месяц.

На что же они ориентируются при выборе? Каждый четвертый читает этикетку и принимает решение, глядя на состав колбасы. Затем примерно с одинаковой частотой (17–18 %) упоминались производитель, цена и вкусовые качества продукта. 12 % обращают внимание еще и на внешний вид колбасы. Причем интересно, что покупатели чаще говорили, что обращают внимание именно на производителя, а не на бренд, торговую марку. О брендах в мясной промышленности вспомнили только 8 % респондентов, что для маркетологов может стать хорошей пищей для размышлений. Поэтому на следующий вопрос «Какую марку/бренд/завод-изготовитель вы покупаете?» все отвечали просто: Волковысский мясокомбинат, Гродненский, Брестский… Да, именно так и выглядит тройка самых упоминаемых респондентами производителей колбасных изделий (18–15 %).

—Многие респонденты не смогли ответить на вопрос о том, какого производителя они выбирают. А те, кто назвал конкретного изготовителя, предпочитают именно его за вкусовые качества выпускаемой продукции, — обращает внимание директор по развитию в Беларуси 4Service Company Александра КОВТУН.
63 % за раз покупают меньше 0,5 кг колбасы, каждый третий — от 0,5 до 1,0 кг, 52 % покупателей читают состав колбасы всегда или почти всегда, а 21 % не делают этого никогда.

Аппетит с первого взгляда

Глядя на пять отменных колбас, представленных на полке, покупателю следовало сделать сложный выбор — купить только одну из них. Оценивая их стоимость, покупатели вполне ожидаемо не стали впадать в крайность и больше выделяли образцы среднего ценового сегмента: так надежнее. А по внешнему виду отметили «Молочную нежную» и «Докторскую смачную».

Лидером по узнаваемости стала «Докторская смачная»: 45 % покупателей ее видели в магазинах и даже пробовали. Похоже, она хорошо представлена в торговле. С «Как раньше» знакомы 20 %, пробовали ее 16 % опрошенных. Замыкает рейтинг узнаваемости «Молочная нежная», которую встречали в продаже только 10 %. Однако любопытство, внешний вид колбасы и приемлемая цена сыграли свою роль, и 19 % покупателей готовы были купить слонимскую колбасу прямо с нашей полки. Лучший результат только у «Докторской смачной» — на нее выбор пал у каждого третьего (34 %). Остальные колбасы завоевали по 16 % покупателей.

Вкус решает все

Приступая к дегустации предложенных образов, никто из респондентов не знал, где какая колбаса. И по вкусу соотнести их с оберткой было непросто. В таком слепом тестировании выяснилось, что наилучший цвет колбасы у «Докторской смачной», а вкус и консистенция покупателям понравились у «Как раньше».

Замкнула рейтинг по вкусу и консистенции «Сливочная», не очень далеко от нее ушла и «Прима». 

Жирную черту под опросом маркетологи 4Service Company подводили вопросом «Какая колбаса вам понравилась больше всего?». 16 % выбрали глазами на полке «Приму», но слепая дегустация пошла этой колбасе не на пользу — по вкусу ее оценили только 7 %. «Сливочную» изначально выбрали 17 % покупателей и после дегустации этот образец остался при своем. У «Молочной нежной» число почитателей снизилось незначительно — с 19 до 17 %. Самой недооцененной по внешнему виду оказалась «Как раньше»: стоило ее попробовать, и доля поклонников выросла с 16 до 26 %.

А лидером исследования стала «Докторская смачная» ОАО «Борисовский мясокомбинат». Многие признались, что ее уже видели в продаже, покупали и пробовали, поэтому, вполне вероятно, довольно адекватно оценивали ее вкусовые качества. К тому же стоимость этой колбасы для многих оказалась весьма комфортной. Благодаря этому, 34 % покупателей выбрали ее при визуальном осмотре полки, и практически те же 32 % голосов принесла ей слепая дегустация.

Стоит ли бояться мяса мехобвалки в колбасах?

В ходе исследования мы интересовались у покупателей, знают ли они, что в состав колбас, сосисок и сарделек может входить мясо птицы механической обвалки? Восемь из десяти опрошенных ответили утвердительно. Но практически 40 % из них признались, что это никак не скажется на их поведении –– они будут покупать такие колбасы и дальше, 30 % опрошенных такие колбасы и сосиски постараются покупать в меньшем количестве, и еще треть респондентов, скорее, откажется от покупки. Примерно так же распределились ответы и среди тех, кто до опроса и не подозревал о существовании мяса механической обвалки.

Мясо механической обвалки — это, грубо говоря, хребты и некондиционные тушки птицы, прошедшие через сепаратор. Такой фарш содержит не только мясо, но и жир, кожу, сухожилия, соединительные ткани, а также определенную часть костной массы. Поэтому такое мясо не используется в продукции для питания детей и у многих потребителей вызывает довольно настороженное отношение.

По мнению заведующей отделом технологии мясных продуктов РУП «Институт мясо-молочной промышленности», кандидата сельскохозяйственных наук Светланы ГОРДЫНЕЦ, мясо мехобвалки птицы мясу мехобвалки рознь. Поэтому огулом критиковать его использование она не спешит. Иногда присутствие мяса мехобвалки в изделии действительно может выдавать его рыхлая консистенция, но в то же время качественное мясо мехобвалки и умелое его использование в рецептуре совершенно не ухудшают вкусовые характеристики продукта.

К качеству мяса механической обвалки белорусского производства у специалиста доверия больше, нежели к импортному. Однако по информации на упаковке продукта потребитель, к сожалению, не может определить происхождение сырья — отечественное оно или импортировано из-за границы. Поэтому тем, кто с недоверием вчитывается в состав мясной продукции, можно посоветовать покупать колбасную продукцию с мясом птицы тех производителей, которые имеют собственное производство мяса птицы.

Таблицы и графики исследований смотрите в печатной версии журнала Продукт.BY №11 (175) 2016