Вы здесь

«В торговле все, в общем-то, как в лесу»

Виктор МАРГЕЛОВ
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства

С учетом того, что в отечественной торговле происходят непростые для восприятия процессы (как всегда, впрочем), мы решили провести нечто вроде прямой линии с признанным экспертом «Продукт.BY» Виктором МАРГЕЛОВЫМ. Напомним, что он является владельцем бизнеса по производству и реализации продуктов питания, сопредседателем Республиканской конфедерации предпринимательства, первым вице-председателем Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, членом Совета по развитию предпринимательства…

И просто человеком с активной гражданской позицией.

Чем вызван интерес к его персоне, кому-то, быть может, изрядно намозолившей глаза? Во-первых, Виктор Егорович никогда долго не лезет за словом в карман. Во-вторых, никогда не живет, не действовует и не думает по принципу «как бы чего не вышло». В-третьих, он никогда не опускается до каких-то мелких, пошлых частностей, а всегда за деревьями старается видеть лес, то есть идет от частного к общему.

Торговля санкционированная и несанкционированная

— Виктор Егорович, в конце сентября, в ходе телефонной линии жители Серебрянки обратились к городским властям с жалобой на несанкционированную торговлю возле одноименного рынка. При этом районные власти, по сути, получили обвинение в бездействии.

— И что сказали этим, совершенно случайно дозвонившимся гражданам (смеется. — Авт.)?

— Сказали, что проблема несанкционированной торговли в столице по-прежнему есть, но ей уделяется внимание.

— Здесь все понятно. Действия городских властей направлены на поддержку благополучия народа. Это — аксиома. Хотя я в этих историях часто вижу элементарную поддержку крупных продавцов, не желающих потерять даже минимальную часть прибыли. У них как раз есть возможность бороться с бабками, стоящими с луком и картошкой вблизи их крупных магазинов — признанного оплота цивилизованной торговли.

Сетевые вопросы

— Кстати, о крупных магазинах, сетевых в первую очередь. Вы известны как яростный борец с их засильем на рынке розницы. В том числе с вашей руки в Законе «О торговле» была сокращена доля сетевых структур в товарообороте регионов и Минска. Недавно вы в очередной раз довольно жестко высказались по поводу «Евроопта». А за что вы его так не любите?

— Знаете, «Евроопт» — не девушка в самом расцвете, чтобы его все любили. Это, на мой взгляд, олицетворение крупного бизнеса, скорее уже символ, чем просто юридическое лицо. Вот Ленин называл когда-то Льва Толстого зеркалом Русской революции, а не просто писателем… Так и «Евроопт» сегодня — это больше, чем сеть. У меня ничего личного к ним нет. Возможно, это такая добрая особь, но — среди волков. В крупном ритейле, если его приравнять к лесу, именно такое деление можно предполагать. На уровне фауны. Нет ничего обидного или плохого в моем определении, уверяю. Другое дело, что в лесу должны быть все виды зверей — и зайцы, и кабаны. А так, как сейчас, одни волки — извините меня. Тут нужен разумный баланс — я уже набил здоровую мозоль на языке, рассуждая об этом на всех уровнях. Но баланса нет, ситуация только ухудшается. К примеру, если смотреть на торговлю, мы видим растущую волчью стаю — и всех остальных зверушек, жмущихся по опушкам.

 Но у вас странный образ получается. В лесу Беларуси волков ведь практически не осталось. А сейчас вы предлагаете охоту на них открыть в ритейле?

— Да ничего я не предлагаю. К тому же и вы связали в один узел две совершенно разные истории. То, что наш человек варварски обходится с природой — тема для других публикаций. А в торговле, как в нормальной экосистеме, подразумевается наличие мелких, средних и крупных зверей, травоядных и хищников. А если остаются одни волки, то они начинают активно пожирать друг друга. Разве случайно, что в первом квартале 2016 года прибыль «Евроопта» обвалилась в 10 раз, что вынудило торговую сеть сократить более 600 человек? Не думаю.

И это ведь тоже ненормальная ситуация, что бы нам там ни говорили про кризис, рынок и прочие материи. Кому много дано — с того много будет спрошено. Готовы ли к такой постановке вопроса отечественные сети?

 То есть у вас взгляд на развитие торговой среды пессимистичный?

— А какого нам, простите, ждать развития, если до 65 % товарооборота страны захватили сети? И это — по официальным данным, озвученным уважаемым министром антимонопольного регулирования и торговли. Меня такой, с позволения сказать, тренд беспокоит, и сильно.

— А чего так все пессимистично-то, Виктор Егорович? Вот проходила информация, что в октябре Международная финансовая корпорация (IFC) будет рассматривать вопрос о предоставлении Евроторгу хорошего кредита на 290 миллионов долларов. Думаю, и другие сети что-то придумают. Нет?

— Во-первых, это будет означать дальнейшую экспансию одного, поддержанного извне хищника. А во‑вторых, я уверен: нужно поддерживать конкурентную среду. Именно это — основа развития экономики страны. В противном случае наша экосистема будет безнадежно разрушена. И никакие кредиты МВФ, IFC и прочих международных организаций никому уже не помогут. Боюсь, однако, именно в розничной торговле остановить монополизацию будет особенно сложно.

Посыл — но в чей адрес?

— В октябре случился еще один примечательный эпизод. Председатель Комитета госконтроля Леонид Анфимов образно оценил работу Министерства антимонопольного регулирования и торговли, заявив:

«Сто раз нужно подумать перед тем, как закрывать какие-то субъекты хозяйствования. Когда просто выхватил шашку — и рубанул, то это неправильно. В плане предъявлений требований бизнесу иногда доходит до абсурда. Например, когда говорят, что в отдельном холодильнике нужно хранить яйца, в отдельном — мясо, в отдельном — молочные продукты. Дома ж у вас все вместе лежит, и никто от этого еще не умер. А если это видят в заведении, то его сразу закрывают… Идет перегиб в сравнении с реально складывающейся жизнью».

Такое ощущение, что тезисы выступления для главы КГК писали вы, Виктор Егорович: это же абсолютно ваши мысли. О разумности и сообразности наказания за небольшую провинность, о пределе ответственности и так далее. Означает ли это, что бизнес, наконец, услышали?

— Возникает встречный вопрос. А что дальше-то? Да, слова очень хорошие. Безусловно. Но все дело в том, что в последнее время бизнес в целом и торговля в частности плохих слов слышат в свой адрес все меньше. Другое дело, что хорошие слова (в отличие от плохих, кстати) результата не дают. Да, министерство пожурили, рекомендовали не рубить сильно шашкой. Но при этом нам нужен закон, чтобы в нем все было прописано. И еще желательно, чтоб он работал. А то нас захлестнуло какое-то самобичевание, в той же торговле: «Там у нас не так, здесь и вовсе — прямое вредительство». Но ничего ведь от этого осознания не меняется, по большому-то счету.

А что в сухом остатке? Обнадеживают — а потом начинается все по новой. В результате бизнес испытывает приличное разочарование и раздражение, когда у него возникают новые проблемы. Это уже как в сказке про белого бычка получается. Потом бизнес успокаивают, говорят какие-то приятные слова, обещают разобраться. Но не хватает, повторюсь, четко работающей нормативной базы. Сейчас деловое сообщество вырабатывает общие, системные правила. Они должны быть законодательно закреплены и способствовать нормализации работы — в торговле в том числе. В общем, нам сейчас в самом деле нужны слово и дело. Впрочем, это уже другая история.

Осенние форумы

— Виктор Егорович, и несколько практически личных вопросов. Осенью наш журнал выступает организатором двух крупных мероприятий. В конце октября в Минске пройдет Международный экспортный форум «Беларусь мясная». В частности, запланировано проведение круглого стола с участием торговли и производителя. Какие вопросы вы бы хотели поднять в его ходе?

— Все сразу я вам не расскажу, иначе будет неинтересно (улыбается. — Авт.). Но вопросы у торговли накопились, прежде всего, к производителям и поставщикам мяса птицы. По свинине и говядине вопросов практически нет. А кур — просто нет. Во всяком случае, в том объеме, который необходим. Получается удивительная штука. С одной стороны, производители мяса птицы рапортуют нам всем, что соблюдают определенный баланс поставок. В то же время… За последние несколько месяцев объем импорта все того же мяса птицы в России вырос на 35 %. Однако по неофициальным данным — мы имеем все 45 %.

А теперь, цитируя классическую ТВ-программу, — «Внимание! Вопрос!!» Как так получается, что производство мяса птицы в Беларуси не падает, экспорт под контролем, чтобы не оголять рынок, — а кур все равно нет? И не нужно рассказывать, что производители перепрофилируют производство на выпуск охлажденной разделанной продукции — ее тоже не хватает. Катастрофически. Вот на эту тему очень хотелось бы поговорить, смотря друг другу в глаза.

— И последнее. В ноябре «Продукт.BY» в рамках «ПРОДЭКСПО» проведет торгово-промышленную конференцию TRADE DIALOG. Как вы считаете, такого рода крупный форум нужен нашей торговле?

— А почему вы ставите подобные вопросы? Такие мероприятия определенно нужны — для взаимопонимания в первую очередь. Они помогают осознать более четко — что делать, куда двигаться. Не зря же говорится про радость и ценность человеческого общения?..

Насколько полезным будет именно ваше мероприятие, во многом зависит от состава участников. Но с учетом вашего опыта и статуса, думаю, все пройдет нормально. Польза международных форумов такого плана в Беларуси очевидна. Чем больше понимание у основных участников бизнес-процессов, тем лучшие мы можем получить результаты на выходе и тем более здоровое общество сможем сформировать.

Читайте также
Эффект "отложенного" роста цен на социально значимые товары и услуги будет оказывать значительное влияние на темпы...
ГУБЭП: Самые криминогенные — строительство, агросектор и переработка. «Кто бы ни стоял за преступлением,...
К 2015 году Беларусь планирует увеличить объем товаров и услуг во внешней торговле более чем в два раза. Пока...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by