В российское молоко добавляют соду и аммиак

Эти вещества обнаружены в популярных марках продукции.

Покупая пакет с надписью «молоко», мы рассчитываем, что платим именно за молоко, а не за молочный напиток, который производится из сухих смесей. Однако нас безнаказанно обманывают, сообщает АиФ.

Не подкопаться

Ситуация с молоком в нашей стране, мягко сказать, запутанная. Несмотря на существование ГОСТа, технического регламента и других документов, до сих пор не разработан метод, который позволил бы определить, есть ли в питьевом молоке сухое.

– За рубежом, если молоко восстановлено из сухого, на упаковке так и пишут – «восстановленное молоко», – объясняет Лариса Абдуллаева, ответственный секретарь Молочного союза России. – У нас придумали термин «молочный напиток», но никто не указывает это на упаковке.

Прорехи в законодательстве на руку производителям:

– Раз нет научной методики проверки молока, результаты экспертизы производитель легко оспаривает в суде, – говорит Елена Рахманова, эксперт Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль». – Есть и другие уловки: в восстановленное молоко добавляют немного настоящего, и результаты исследований получаются размытыми – предъявить претензию изготовителю становится невозможно.

О наличии сухого молока можно судить лишь по косвенным признакам, которые свидетельствуют о том, что молочный продукт фальсифицирован. Такие признаки были обнаружены в ходе исследования молока из обычных магазинов, которое провела Исследовательская лаборатория «Молоко» НИИ молочной промышленности (ГНУ ВНИМИ Россельхозакадемии).

Лаборатория протестировала пять образцов пастеризованного молока жирностью 3,2%: «Большая перемена» (ОАО «МосМедыньагропром, «Молочный завод «Школьное питание»), «Ясный луг» (ООО «Мечта»), «Простоквашино» (ОАО «Компания «Юнимилк»), «Большая кружка» («Галактика»), «Останкинское» (ОАО «Останкинский молочный комбинат»). Их проверяли на соответствие требованиям ГОСТа и техрегламенту на молоко и молочную продукцию.

Подсыпали?

– В двух образцах – «Большая перемена» и «Ясный луг» – физико-химические показатели оказались в норме, – говорит Елена Рахманова. – А вот молоко «Простоквашино», «Большая кружка» и «Останкинское» вызвали подозрения. Физико-химическое исследование выявило, что массовая доля лактозы в образцах «Простоквашино» и «Большая кружка» составила 4,3% при норме 4,5-4,7%. Лактоза есть в любом молоке, но в восстановленном её содержание всегда снижено. Более того, в этих трёх образцах обнаружили аммиак (накапливаясь в организме в больших количествах, он может нанести вред здоровью) и соду, которой в натуральном молоке быть не должно: в «Большой кружке» её содержание составило 0,113%, в «Останкинском» – 0,155%, в «Простоквашино» – 0,229%.

В утверждённых главным государственным санитарным врачом РФ Г. Онищенко Методических указаниях (МУ 1/4.2.2484-09), где описаны методы определения критериев подлинности молока и молочной продукции, сказано: содержание соды и аммиака в молоке не допускается.

– В натуральном молоке не должно быть ни соды, ни аммиака, – подтвердил «АиФ» Владимир ЛАБИНОВ, исполнительный директор Молочного союза России. – Наличие этих веществ свидетельствует о низких технологических условиях производства.

Результаты этой экспертизы были обнародованы, но производители с ними не согласны.

– Подход к интерпретации результатов безграмотный,- уверена Евгения ЛАМПАДОВА, пресс-секретарь компании «Юнимилк». – Присутствие аммиака и соды в сыром молоке является фальсификацией. А при приёмке оно проходит жёсткий контроль. Попадание этих веществ в продукцию на стадии переработки исключено – они на заводах не используются.

Попытался оправдать производителей и директор ВНИМИ академик Владимир ХАРИТОНОВ, заявив, что «сода может содержаться в сыром молоке, поставляемом на предприятие».

– Возможно, это вина поставщиков молока – фермеров, – согласна Лариса Абдуллаева. – Иногда для улучшения показателей молока поставщики его «раскисляют», чтобы не сквашивалось, – добавляют соду, возможно, и аммиак. На заводе проверяют качество поступившего молока, но, как известно, нет правила, которое нельзя обойти.

Но появление соды и аммиака в молоке – не единичный случай. Санкт-Петербургская общественная организация потребителей провела экспертизу молока. Во всех исследованных образцах нашли соду, в некоторых – и аммиак. В ОЗПП считают: сода могла содержаться в сухом «порошке», из которого восстановили молоко, а наличие аммиака – результат неоднократного нагревания. Но наказать никого невозможно.

– Чтобы наложить на производителя штраф, нужно провести проверку, о которой обязаны предупреждать заранее, – говорит Елена Рахманова. – Поэтому обман остаётся безнаказанным.

Кстати

– Количество белка в молоке зимой снижается и не может превышать 3%, – говорит Елена Петрова, эксперт ОЗПП. – А на упаковках часто указывают гораздо большие цифры. Живого молока с такими показателями в России нет: долго не проводилась селекция животных, есть нарекания к качеству кормов. Если в натуральном молоке действительно содержится высокий белок, производитель направит такое ценное сырьё на сыр или творог, а не станет изготавливать из него ультрапастеризованное молоко. Если указано высокое содержание белка, значит, молоко, скорее всего, было восстановлено.