В России не работают законы

Татьяна МОСКАЛЬКОВА

Это — основной вывод, который можно было сделать по итогам работы круглого стола «Сокращение производства и оборота фальсифицированной молочной продукции: от слов к делу», проходившего в рамках знаковой московской выставки «ПРОДЭКСПО-2016». В течение 3 часов участники мероприятия (круглого стола в смысле) говорили невероятные в общем-то вещи.

Силовой подход

Депутат Государственной Думы, генерал-майор МВД, вице-президент Международной ассоциации «Антиконтрафакт» и просто очень красивая женщина Татьяна МОСКАЛЬКОВА прямо говорила о необходимости «посадок» и ужесточении штрафов за выпуск контрафактной молочной продукции. Будучи модератором мероприятия, она была возмущена тем фактом, что по различным ТУ в России сегодня выпускают и реализуют продукцию, которая «будет разве что без цианида, не отправит потребителя на тот свет в течение нескольких часов после употребления молочного продукта; но что с человеком будет завтра — почему-то никого не интересует». Татьяна Москалькова также заявила категорически о необходимости запрета использования в молочной промышленности пальмового масла. В принципе.

Татьяна МОСКАЛЬКОВА
Депутат Государственной Думы,генерал-майор МВД, вице-президент Международной ассоциации «Антиконтрафакт»

«Если бы оно не использовалось в других видах промышленности для технических целей, то необходимо было бы вообще закрыть ввоз пальмового масла на территорию России, — рубила с плеча Татьяна Николаевна. — Нам нужно внести изменения в технический регламент, которые позволят установить более жесткий контроль для молочной продукции».

Ее сильно удивило и возмутило, что на достаточно значимое для всей страны мероприятие не пришли заранее приглашенные и даже давшие согласие на участие в круглом столе руководители министерств сельского хозяйства, промышленности и торговли, Роспотребнадзора и ФАС России. По ее словам, дискуссия на тему контрафакта и фальсификата молочной продукции будет инициирована ею и продолжена на площадке парламентских слушаний, куда пригласить высокопоставленных чиновников проще, но и спрос с них будет жестче.

Региональный фактор, или Все лучшее детям

О проблеме ненатуральной молочной продукции в России говорят все громче. В регионах, к примеру, создаются общественные организации, готовые контролировать вопросы, связанные с фальсификатом молочки. В частности, руководитель Федерального проекта «Народный контроль» в Воронежском округе Николай ДЕГТЯРЕВ рассказал о том, что в его регионе зафиксированы случаи, когда под видом когда-то существовавших, но давно «умерших» молокоперерабатывающих предприятий, в Воронеже реализуется проблемная продукция, в том числе — для детского питания. Такая вот вариация на тему «Мертвых душ» — мертвые предприятия. Данный факт просто вывел из себя Татьяну Москалькову. Она была достаточно эмоциональна и грозна. Но здесь как раз тот случай, судя по всему, когда эмоции и даже угрозы «посадок» ничего не решат. На кону слишком большие деньги, и велико искушение имитации деятельности. Для контролеров в том числе.

Есть еще один момент. Формально в России есть Закон о защите прав потребителей. И одно его существование в теории и на практике должно отбить у фальсификатов всех мастей «желание издеваться над людьми». Но закон этот, равно как и другие, не работает.

Как показал круглый стол, общественность в РФ в самом деле готова подключиться к борьбе с контрафактом: выходить в рейды, определять фальсифицированную продукцию, ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных. Однако редко лаборатории и другие экспертные учреждения идут навстречу общественникам, предоставляющим подобную продукцию и информацию. Бывает и проще, когда лаборатория элементарно не обладает необходимыми методиками для проведения соответствующих исследований.

Пять копеек от производителей

Представители коммерческих предприятий, специализирующихся на производстве молочной продукции, в ходе круглого стола подняли проблему ее реализации. Сетевые компании, как они заявили в узком кругу, нередко прямо или косвенно вынуждают их искусственно снижать цену на свой товар. «Мы понимаем, что таким образом нас фактически толкают к выпуску фальсификата, — пожимали плечами в кулуарах форума авторитетные представители молочного производственного бизнеса в России. — Но если мы откажемся от условий сетей, то на полку можем не попасть. А работать в убыток себе, пусть и с натуральным сырьем, никто не собирается».

Роспотребнадзор бессилен

Этот факт, по сути, озвучила не кто-нибудь, а начальник правового Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Наталья АНДРИЯШИНА. Да, в прошлом году были выявлены нарушения при производстве и реализации молочной продукции в 70 % случаев внеплановых проверок со стороны этой организации. Как сообщила Наталья Вадимовна, «Роспотребнадзором установлено: фальсифицированная продукция производилась на 540 предприятиях, из которых 330 находятся в 50 субъектах РФ, а 14 — в Республике Беларусь. Также 40 из проверенных предприятий не соответствовали указанным адресам».

На вопрос к спикеру о специфике нарушений белорусскими производителями мне было сказано, что на фоне российских они несущественны. Стоит отметить, что все усилия этой организации не несут системного характера. Кроме того, о своих проверках специалисты Роспотребнадзора зачастую должны ставить торговлю в известность заранее. Наконец, выявленные разовые нарушения не становятся большой финансовой проблемой ни для производителя, ни для продавца.

Пальмовое масло и что с ним делать?

Президент предприятия «Рузское молоко» Василий БОЙКО-ВЕЛИКИЙ в который раз объявил анафему пальмовому маслу. По его словам, в странах-производителях особо вредные фракции этого сырья просто выливают на землю, но отдельные ушлые предприниматели из России его готовы сепарировать и ввозить в страну. Разумеется, этот тезис вызвал много возражений. Но вопрос остался открытым. Что делать с «пальмой»?

Можно процитировать сообщения в деловых СМИ такого бойкого плана: «Война пальмовому маслу в пищевой промышленности объявлена участниками круглого стола «Сокращение производства и оборота фальсифицированной молочной продукции: от слов к делу». Звучит красиво, но не более того. Односторонняя война в данном случае затруднена.

Участники круглого стола были прекрасно осведомлены о том, что в РФ принято решение проработать расширение перечня подакцизных товаров. И решение это касается главным образом пальмового масла. По информации, озвученной на форуме уже во второй его части, акциз на пальмовое масло составит либо около 200 долларов за тонну, либо будет введена ставка в размере 30 % от стоимости продукта.

Есть мнение ПРОТИВ внедрения таких мер. Оно в сухом остатке звучит так: «Пальмовое масло является одним из сырьевых ингредиентов, которое используется для производства огромного ассортимента жиров специального назначения. А они, в свою очередь, востребованы всеми отраслями пищевой промышленности. К примеру, в кондитерской и хлебобулочной промышленности. Плюс — для производства определенного сегмента молокосодержащих продуктов, которые производятся по техническому регламенту, где допускается замена молочного жира на 50 % заменителем молочного жира. Сейчас ни в одной стране мира на пальмовое масло не введено никаких запретов и акцизов. Гораздо проще и логичнее обязать производителя указывать, что в составе продукта находится пальмовое масло. А покупатель уже разберется сам. Это будет цивилизованнее, чем в кризисное время делать дороже доступную широким слоям населения продукцию, молочную в том числе».

Разумеется, есть и те, кто вполне логично объявил войну пальмовому маслу во всех его проявлениях и готов голосовать ЗА сдерживание его поставок в РФ, в том числе с использованием методов тарифного и нетарифного регулирования. Позиция этих людей прозвучала тоже достаточно четко: «Сейчас на рынке РФ есть два вида производителей молочной продукции: добросовестные, то есть указывающие всю информацию на этикетке в соответствии с Российским законодательством, а также недобросовестные, которые в нарушение ТР ТС 033/2013 вносят растительные жиры в молочную продукцию, но… в силу забывчивости не прописывают данные ингредиенты на этикетке. Последние, таким образом, обманывают потребителя, беспардонно удешевляют рецептуру с помощью растительного жира и, наконец, платят НДС 10 % вместо 18 %».

По мнению сторонников введения акциза на поставки пальмовых жиров, результатом этого решения станет «необходимость со стороны недобросовестных производителей поднять цены на свою продукцию, растительные жиры будет использовать менее выгодно, чем до сегодняшнего дня».

Есть еще одна проблема, третья в этом общем списке, ни ЗА ни ПРОТИВ — что называется. На самом деле, пальмовые масла разделяются на большое количество таможенных кодов и названий, и в случае нечеткого определения подпадающих под акциз продуктов это приведет к тому, что производители начнут использовать не подпадающие под акцизы масла. И вот это может быть просто опасно, зная, на что способны иные производители в России в погоне за прибылью. Известная фраза «После нас — хоть потоп» тогда покажется нам чем-то вроде невинной детской считалки.

Резюме

Наверное, этот круглый стол дал больше вопросов, чем ответов. И это — много. Проблема была публично обозначена, озвучена, а значит, есть шанс, что она будет решаться. Ну а мы стали свидетелями того, как в спорах рождалась истина.