В чем специфика нашей масложировой отрасли?

На заседании Совета концерна «Белгоспищепром» пристальное внимание было уделено вопросам развития масложировой отрасли страны. Очень часто после прочтения таких гладких общих фраз у меня лично пропадает желание читать что-либо дальше. Тем не менее я бы не торопился с выводами.

Заседание совета по данной проблематике вызвало лично у меня противоречивую реакцию. Вот о чем писать в первую очередь? Можно ведь благостно о том, что в 2015 году была завершена реализация Программы развития производства семян масличных культур, масложировой продукции и белкового корма в Республике Беларусь на 2012–2015 годы.

В итоге построены и введены в эксплуатацию новые заводы, оснащенные современными технологиями добычи рапсового масла экстракционным способом. Речь — о Брестском (ООО «Агропродукт») и столичном (ЗАО «Облрапсагросервис») регионах. Теоретически они способны перерабатывать 360 тыс. тонн рапса в год. И есть еще Витебский МЭЗ, перерабатывающий 130 тыс. тонн. Вроде бы, все прекрасно.

Суха теория, но…

В предыдущем абзаце стоит выделить заглавными буквами слово ТЕОРЕТИЧЕСКИ. Дело в том, что в стране так и не удалось отладить взаимовыгодную систему взаимодействия сельхозпроизводителя и переработчика тех же маслосемян рапса. И сельчан, и горожан связывало одно — чем активнее они развивались, тем крепче и глубже оказывались закредитованными. Не будем особо муссировать тему процентных банковских ставок. Вот цитата из недавнего интервью директора Витебского МЭЗа Александра Марейко нашему изданию: «Одна из главных наших проблем — необходимость работать, по сути, на банки. В итоге российское сырье зачастую оказывалось на порядок дешевле белорусского. Однако выгоды от подобного диспаритета белорусский сельхозпроизводитель не чувствовал. Причина та же. Он еще больше оказался закредитован банками, чем мы».

И на этом, довольно «кислом» фоне, просто удручающее впечатление производит такой факт. С 1 января 2016 года отменен пресловутый госзаказ по рапсу. Это означает: государство не выделит средств на проведение посевной кампании, закупку удобрений и т. д.

Про сезонные трудности прошлого года все известно. Вот лишь несколько иллюстративных цифр. Рапса в 2015 году предприятиями Минсельхозпрода было собрано 382,4 тыс. тонн, или 52,4 % к уровню 2014-го.

И неудивительно, что за 2015-й маслодобывающими организациями того же концерна было переработано 131 тыс. тонн семян масличных культур (79,3 % к 2014-му), произведено растительного масла 52,5 тыс. тонн (82,8 %), шрота и жмыха — 75,4 тыс. тонн (77,6 %).

Но это еще цветочки

Настораживает еще и тот факт, что в стране плохо удается создавать свои сырьевые зоны. Пока такими успехами могут относительно похвастаться лишь Витебск и Брест.

Таким образом, переработчики (Витебский МЭЗ и Брестский «Агропродукт») смогут брать на себя проблемы своих сельхозпроизводителей и, по крайней мере, иметь возможности для работы. Тот же директор МЭЗа по возможности лично объехал все перспективные сельхозпредприятия в своем регионе, заключил договоры или как минимум договорился о возможностях сотрудничества. Личностный фактор никто не отменял. Необходимость достижения результата самыми разными способами (в рамках закона, естественно) — тоже.

Что будет делать в этих условиях тот же Гомельский масложировой комбинат, реально работающей сырьевой зоны так и не создавший, понятно не до конца. Возможно, ему окажут помощь на государственном или региональном уровне. В его модернизацию ведь были вложены серьезные средства. Варианты тут легко читаемы, но… мы ведь все понимаем, во что эта ситуация может легко трансформироваться в ближайшем будущем. Пример деревообрабатывающей отрасли — у всех перед глазами.

Нет, безусловно, радует новостной факт, нашедший мнение в официальных источниках: «Был отмечен вниманием руководства концерна 8 февраля именинник — директор Гомельского жирового комбината Дмитрий Бабундин. Праздничный букет по случаю дня рождения ему вручил лично председатель концерна «Белгоспищепром» Александр Забелло».

Очень бы этого не хотелось…

Есть еще один факт. С учетом не самого высокого спроса на рапсовое масло в Беларуси (до народа пока не так быстро доходит информация о его уникальных свойствах), для переработчиков возникает искушение перейти на импортное сырье, тот же подсолнечник, забыть про свои сырьевые зоны как про страшный сон и закрыть проблемы тактического плана. Будем надеяться, такого поворота никогда не произойдет даже в обозримом будущем. Потому что при развитии подобного тактического сюжета отрасль стратегически проиграет намного больше уже в ближайшее время. Как говорил несколько по другому поводу Наполеон: «Народ, который не хочет сегодня кормить свою армию, завтра будет кормить чужую».