Уж сколько лет твердили миру… про квасные истины

Не так давно в БелТА проходил круглый стол, в котором принимали участие представители Министерства финансов, а также отрасли безалкогольных напитков. Разумеется, данное мероприятие получило определенное отображение в деловой прессе. Однако нам кажется, что оно заслуживает особого внимания. Если угодно, в историческом разрезе.

Говоря кратко, данный круглый стол был ответной реакцией на посыл Минфина, заявившего о решении пересмотреть стоимость контрольных идентификационных знаков (далее — КИЗ), которыми в обязательном порядке маркируются газированные напитки. По некоторым позициям контрольный знак грозил подорожать на 60 %. Что такие тренды означают для рынка и отдельно взятого белоруса? Давайте смотреть.

Некруглая, но все же дата

В сентябре 2004 года, то есть ровно 12 лет назад, был принят Указ Президента № 444 «О введении маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками». Данная мера была тогда понятна и логична. В страну в обход таможенных норм и правил ввозили самые разные партии товаров и грузов. Под угрозой оказывалось самое святое: интересы граждан и экономическая безопасность государства.

Первым продуктом, получившим соответствующую марку, стало пиво. И этот факт опять же тогда никого не удивил. Импортные пенные напитки когда-то завозили в страну с использованием откровенно криминальных и полукриминальных схем. И КИЗы, задуманные в качестве необходимой, но временной меры, помогли рынку очиститься от «пятидесяти оттенков серых и прочих» схем поставок пива в Беларусь, а государству — повысить доходы от его продаж.

Несколько лет назад стоимость КИЗов на пиво удалось заморозить, но вверх пошла стоимость контрольных знаков для безалкогольных напитков (за счет производства которых отечественные производители достаточно успешно и активно зарабатывают деньги в бюджет и на свое развитие).

Мы не раз и даже не два писали примерно следующее: с 2004 года в пивобезалкогольной отрасли республики изменилось многое, если не все. Острые проблемы (вроде контрафактных поставок) были сняты, взаимопонимание по большинству спорных вопросов с зарубежными поставщиками найдено.

Однако…

Все эти красивые фразы про новые меры, похоже, словами и остались. Как было заявлено выше, на 2017 год запланировано повышение по отдельным позициям (безалкогольным в первую очередь) на 60 %. Дифференцированно. И точка.

Так вот, директор Департамента государственных знаков Минфина Сергей КИСЛУХИН в ходе недавнего круглого стола в целом согласился с тем фактом, что повышение цены на КИЗ неприятно для производителей и потребителей. «Однако стоимость контрольных знаков не менялась с 2014 года», — констатировал он, попутно напомнив, что у производителей контрольных марок также растут издержки. Почему-то про издержки производителей безалкогольных напитков в этом тематическом блоке «от чиновника» упомянуто не было. И напрасно.

Как всегда, был эмоционален и одновременно последователен генеральный директор ОАО «Лидское пиво» Аудриус МИКШИС. «Кроме пива, наша компания выпускает квас и другие безалкогольные напитки, — констатировал он. — На их долю приходится до половины объемов производства. И вот еще факт. В нынешнем году, согласно своему бизнес-плану, мы потратим на энергоресурсы около 2 миллионов евро, на солод — основное сырье — 4 миллиона евро. А на оплату контрольных идентификационных знаков — 3 миллиона евро».

По словам представителей отечественной отрасли, доля затрат на КИЗы в себестоимости продукции уже занимает около 20 %, а в розничной цене — почти 10 %. Эти затраты все более тяжелым грузом ложатся на плечи и производителей, и потребителей. Так небольшой кусочек бумажки рос в цене лучше, чем акции «Газпрома». Генеральный директор УП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» Александр ДЕНИСОВ, также принимавший участие в круглом столе, напомнил, что производство безалкогольных напитков — достаточно низкомаржинальный бизнес. «Благополучие предприятий определяется исключительно объемами продаж, для чего покупателю необходимо предлагать приемлемую цену, — подчеркнул он. — Но как это сделать, если издержки постоянно растут, а покупательская способность снижается, из-за чего вопрос финансового состояния отрасли стоит остро, даже критично».

По мнению ведущих отечественных производителей, ставить эксперименты в такой ситуации — чревато последствиями. Тем более, когда производители из соседних государств не дремлют и активно выходят на белорусский рынок со своими новыми и старыми безалкогольными марками.

Сергей Кислухин парировал данные посылы достаточно оригинально. По его словам, Минфин старается продуманно подходить к формированию стоимости КИЗов.

«Для более справедливого и равномерного распределения нагрузки на производителей применяется дифференциация стоимости знака внутри товарных категорий, — заметил он. — Да, в этом году планируется повысить стоимость КИЗ для безалкогольных напитков, но она теперь будет зависеть от емкости потребительской тары, на которую наносится».

В сухом остатке получается следующее: Минфин предлагает установить цену КИЗ для продукции в упаковке меньше 0,25 л на уровне 2 копеек, от 0,25 до 1 л — 5 копеек, больше 1 л — 8 копеек.

Откровенно говоря, со стороны подобные диалоги и взаимоисключающие итоги все чаще напоминают активное, многоплановое общение глухих и слепых. Хотя… Производители в рамках круглого стола о принципе дифференцированного подхода высказались даже позитивно. Другое дело, что логика такой градации вызывает у них очень большие сомнения. Им непонятно, какую реальную роль сегодня выполняют КИЗы и почему они еще, в принципе, существуют. Кроме того, как уже было сказано, отрасль и так пребывает не в самом лучшем финансовом положении, а дополнительные издержки на кризисном этапе могут положить ее на лопатки.

Резюме, или Что зависит от размера

Аудриус Микшис констатировал очевидный факт. Производители газированных напитков в связи с запланированным ростом КИЗов проиграют, так как подавляющее большинство продукции продается в больших упаковках — 1,5 и 2 л. Такая упаковка удобна потребителю. До недавнего времени цена на КИЗы была единой для всех емкостей — 5 копеек. «От предложенной Минфином дифференциации мы ничего не выиграем, — констатировал Александр Денисов. — Повышение цены марки до 8 копеек сделает большую тару убыточной. Есть спе-цифика отрасли — маржинальность продукции обратно пропорциональна объему тары. Если цены на КИЗы повысятся до того уровня, который предлагает Министерство финансов, выпускать двухлитровые бутылки газировки станет просто невыгодно, и от них будет проще отказаться, чем продолжать выпуск».

Данную линию также поддержал генеральный директор ОАО «Криница» Александр КИЖУК, принимавший самое деятельное участие в работе круглого стола: «Наша компания обладает производственными мощностями для наращивания выпуска безалкогольных напитков. Но встает вопрос: способны ли мы нести дополнительные финансовые издержки, связанные с приобретением тех же контрольных идентификационных знаков?»

Отмечая тот факт, что белорусские предприятия ежегодно тратят на покупку КИЗов десятки миллионов долларов, Александр Евгеньевич отметил: «На эти средства можно было бы разработать современную эффективную компьютерную систему контроля, затраты на которую окажутся в десятки раз меньше, чем на контрольные знаки. Производители тогда смогли бы экономить на логистике. Сегодня же нам приходится раздельно хранить продукцию для внутреннего рынка и для экспорта, так как она не маркируется… Плюс разделять склады, нести другие издержки, связанные с маркировкой КИЗ. Почему бы не ввести электронную систему контроля: один раз заплатил и забыл?»

Happy end?

Чиновники Минфина выслушали представителей отрасли и их предложения с большим вниманием и неизменным интересом. Более того, на сегодняшний момент мы можем сообщить: найден определенный компромисс. Минфин пошел навстречу производителям, несколько снизив дифференцированные ставки на «безалкогольные КИЗы» по сравнению с первоначально запланированным уровнем. Они составляют 2; 5 и 7 копеек за объемы 0,25; 1 и 2 л соответственно. Однако вопрос о целесообразности дальнейшего применения КИЗов и их актуальности как инструмента контроля остается животрепещущим, поскольку воспринимается частью производителей как ограничение рынка. Впрочем, об этом мы уже достаточно сказали выше. На сегодня — достаточно.

Юридические противоречия и выводы

Согласно Положению Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (известного как ГАТТ 1994 г.), «все сборы и платежи любого характера (…) ограничиваются по величине приблизительной стоимостью оказанных услуг и не являются косвенной защитой для отечественных товаров или средством обложения импорта или экспорта в фискальных целях».

КИЗы на пиво и безалкогольные напитки подпадали под это определение вплоть до 2014 года. Именно тогда каким-то «волшебным образом» стоимость контрольного (идентификационного) знака в Республике Беларусь увеличилась в четыре раза. И говорить о том, что пивовары оплачивали типографии-изготовителю сугубо «приблизительную стоимость оказанной услуги» (себестоимость плюс 10–15 %), уже не приходилось.

Новая стоимость на КИЗы никак не отражала реальных инфляционных процессов и других аспектов формирования себестоимости. Фактически именно после резкого повышения стоимости контрольный (идентификационный) знак стал выполнять функцию фискального инструмента, дополнительного налога.

Реакция государства на этот кульбит последовала. Именно поэтому в Бобруйске в апреле 2014 года прошло совещание по вопросам развития пивоваренной отрасли. Одним из реальных достижений стало поручение вице-премьера Михаила Русого, фактически поручившего изменить стоимость на КИЗы для производителей безалкогольных напитков и пива. К сожалению, данное поручение так и не было четко исполнено в полной мере. В ином случае проблема КИЗов уже была бы снята с повестки давным-давно.