Вы здесь

«Уникальная для Беларуси выставка»

Так вкратце оценили итоги «Белагро-2016» многие специалисты. Вроде бы, хороший повод для того, чтобы ставить точку и завершать материал разноплановыми фотографиями. Тем более в этом номере уже размещен фоторепортаж, посвященный данному мероприятию.

Однако мы видим смысл в том, чтобы максимально развить мысль, вынесенную в заголовок, — в том числе с помощью постоянного эксперта «Продукт.BY», начальника Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексея БОГДАНОВА. Не так часто бывает, когда субъективный взгляд оказывается всесторонним, интересным и объективным.

О том, что в работе «Белагро» приняли участие главы государств и обоих парламентов России и Беларуси, сказано и написано чрезвычайно много. (Как и том, что крупнейшую сельскохозяйственную выставку страны посетили делегаты III Форума регионов Беларуси и России.) Мы все же постараемся не повторять прописных истин.

Пока же стоит обратить внимание на интерес VIP-персон из иных перспективных стран ближнего и дальнего зарубежья. К ним можно отнести министров сельского хозяйства Польши и Грузии, заместителей министров сельского хозяйства Монголии и Венгрии, посла ЮАР, делегации США и Японии.

Япония — при своих интересах

На наш взгляд, весьма любопытные перспективы открывает визит в рамках выставки крупного японского бизнесмена, генерального директора недавно созданной японо-белорусской ассоциации по развитию торгового и промышленного сотрудничества господина Тикахито Мацусита. Он уже не в первый раз оказался в нашей стране. Его чрезвычайно заинтересовали вкусовые характеристики белорусской молочной и мясной продукции — сыров и колбас в частности. И этот интерес не праздный! Дело в том, что г-н Мацусита запланировал создание в Японии сети из 20 магазинов, которые будут торговать белорусскими продуктами (в том числе). Ритейловый проект уже подготовлен и, что интересно, включает в себя дегустационную зону.

Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси отметил те скрупулезность и ответственность, с которыми японский гость подходил к дегустации белорусских продуктов. Каждый понравившийся образец фотографировался, записывались все необходимые координаты и данные по нему.

Японцы внешне очень неспешно подходят к организации бизнеса. Но то, насколько они успешно и взвешенно умеют его вести, стало одной из мировых легенд. В нашем случае речь идет о том, чтобы предложить японскому потребителю вкусы и продукты, способные расположить японцев к ним — без подключения дорогостоящих маркетинговых механизмов. В общем, сделать так, чтобы максимально соответствовать вкусовым предпочтениям японской потребительской аудитории.

А вот как вспоминал о них (вкусовых пристрастиях японцев) председатель Белтелерадиокомпании Беларуси Геннадий Давыдько, впервые побывавший в Японии 10 лет назад, будучи депутатом Палаты представителей: «Между нашими пищевыми пристрастиями есть определенные расхождения. Если бы я привез сюда японскую картошку и попробовал ею кого-то угостить, меня бы прокляли. По вкусу японская «бульба» напоминает то ли пресную редьку, то ли кусок мыла, который не пенится и не мылится. А взять японское сало? Оно готовится примерно так. Берется нежнейший кусочек свининки, вымачивается в молоке. Щадяще поджаривается. А потом посыпается сахаром и съедается. Их сало больше напоминает десерт.

И вот еще что. Несмотря на определенную разницу во взглядах на кулинарию у японцев и белорусов, в центре Токио есть ресторан «Минская кухня». То, что они готовят, весьма слабо напоминает белорусскую кухню. Но японцы очень стараются. Готовят селедку под шубой, хотя из-за неимения селедки кладут туда скумбрию. Холодец тоже делают, но из-за специфики местной свинины вкус получается какой-то странный. Мачанка мне в этом ресторане понравилась больше всего. Правда, она тоже адаптирована под японский вкус».

А если отойти в сторону от лирики, то нужно отметить вот что. Для того, чтобы заинтересовавшие японцев мясные и молочные продукты из Беларуси попали в Страну восходящего солнца, необходимо будет провести скрупулезную работу по сертификации. Об этом много говорил господин Мацусита и получил полнейшую поддержку и понимание на уровне Минсельхозпрода и наших производителей.

Сахалинский посыл

В рамках «Белагро» и Форума регионов в Минске побывали практически все российские губернаторы. Мы решили остановиться на персоне главы Сахалинской области Олега Кожемяко. Хотя бы потому, что с этим человеком наш Минсельхозпрод, к примеру, связывают особые деловые отношения. Напомним несколько фактов.

До марта прошлого года Олег Николаевич возглавлял Амурскую область. А от Беларуси сотрудничество с данным регионом курировал (и продолжает курировать) Леонид Заяц. На этом межгосударственном участке удалось в свое время сделать чрезвычайно много полезного, в том числе за счет хороших личных контактов. Нет ничего удивительного в том, что по итогам визита новоиспеченного сахалинского губернатора в Беларусь осенью 2015 года глава Минсельхозпрода Леонид Заяц стал оперативно курировать отношения с одним из самых отдаленных регионов России. Менее чем за год работы был зафиксирован всплеск поставок белорусской мясомолочной продукции в Сахалинский регион. В частности, речь идет о мясе птицы под брендом «Петруха» и продукции с АК «Дзержинский».

Или взять тот же молочный комбинат «Южно-Сахалинский». Он уже имел опыт работы со Сморгонским молочным комбинатом, филиалом Лидского МКК. До сего времени россияне покупали СЦМ и СОМ made in Smorgon. Не так давно появилась прямая договоренность о дистрибуции через сеть комбината «Южно-Сахалинский» белорусских сыров.

Не остались в стороне и такие крупные белорусские бренды, как «Савушкин продукт» и «Бабушкина крынка», которые осуществляют поставки своей продукции через дилерскую сеть. Говоря объективно, где-то есть смысл работать с российскими регионами напрямую, но при этом важно сохранять уже работающие дилерские механизмы.

Имеются все основания полагать, что до конца 2017 года в Сахалинской области с нуля будет создан белорусский агрохолдинг с молочно-товарным комплексом на 1000 голов дойного стада (в 40 км от Южно-Сахалинска), мех-двором, яблоневым садом и агрогородком на 50 дворов — по белорусским проектам.

Развиваются также программы по мелиорации земель, картофелеводству и плодоводству в Сахалинской области силами белорусских специалистов. Сахалин крайне заинтересован в таком сотрудничестве. У этого региона есть деньги на развитие и видение, что нужно делать. Пока это — «белый лист». В сфере продовольствия Сахалинский регион обеспечивает себя реально только картофелем и яйцом. Дальше все — проблемно. По мясу область по итогам 2015 года давала 7 % от нужного объема, по молочной продукции — 13 %. Остальные объемы продовольствия импортируются. Да, там сложный климат, длинная, многоснежная зима. Но есть возможности замещать импорт даже в таких условиях.

Например, на «Белагро» была подтверждена недавняя договоренность — заложить в этом отдаленном регионе белорусский яблоневый сад, но с учетом сахалинского климата, специфики земли и т. д.

О перспективах взаимодействия Сахалина и Беларуси неоднократно высказывался Олег Кожемяко. Вот один из основных посылов его заявлений на тему работы с Беларусью: «Сотрудничество с белорусскими учеными позволяет нам создать на Сахалине опытную площадку, чтобы получать картофель и овощи, адаптированные к местным условиям, и заметно повысить урожайность. Речь не только о знаниях в подготовке семян, выращивании и сохранении урожая. Нам надо покупать и сельхозтехнику, которая позволит отказаться от ручного труда».

Сегодня в Сахалинский регион не просто ввозят разнообразную белорусскую технику, но создают сервисные центры, там организовывается обучение специалистов. Кстати, во время визита сахалинской делегации на «Белагро» были подписаны двусторонние соглашения на поставку сельскохозяйственной продукции, техники и оборудования — на сумму 169,8 млрд белорусских рублей.

В общем, все вышеназванное — чрезвычайно перспективно, реально и по-настоящему взаимовыгодно для обеих сторон.

Но аграрии пошли еще дальше, и уже сегодня ими обсуждается вопрос о создании на Сахалине совместного предприятия, на котором можно было бы перерабатывать белорусское молочное сырье и выпускать высокодоходное детское питание — для дальнейшего экспорта на китайский рынок.

Много это или мало?

Касаясь конкретных итогов работы выставки, Алексей Богданов отметил в частности: белорусские компании, занятые переработкой сельхозпродукции и производством продуктов питания, на «Белагро» подписали контракты на сумму более 1 млрд российских рублей. «Но это — лишь приятное дополнение, гарнир к основному блюду, которым стала деловая программа выставки, — подчеркнул Алексей Игоревич. — Настоящие, полномасштабные результаты, думаю, будут получены по итогам общения, встреч и деловых переговоров, прошедших в ходе «Белагро». Политика и экономика на выставке соседствовали весьма успешно, что нас всех очень порадовало».

Несколько слов нужно сказать о деловой программе Форума регионов. Итак, на базе Минской овощной фабрики состоялось заседание сельскохозяйственной секции «Углубление торгово-экономических связей регионов Российской Федерации и Республики Беларусь как важный фактор в обеспечении продовольственной безопасности Союзного государства». Его участники обсудили вопросы расширения регионального сотрудничества в сфере торговли сельхозпродукцией, совместной кооперации и взаимных инвестиций, контроля качества и безопасности продукции, а также подготовки кадров и научно-технического взаимодействия.

Лейтмотивом можно считать такую мысль: «Производителям в Беларуси и потенциальным клиентам в России необходимо активнее работать на региональном уровне».

А пока реальная картина такова. «На сегодняшний день белорусские производители и переработчики делают ставку на Московскую область (30 % — удельный вес в российском экспорте), а также на города Москву и Санкт-Петербург (по 21 % каждый), что явно недостаточно и не отражает тех возможностей, которые были изначально заложены в основание Союзного государства», — подчеркнул Алексей Богданов.

Подводя итоги сказанному, можно отметить одно. Проигравших от проведения «Белагро» определенно не оказалось. Впрочем, как и всегда.

P. S. «Продукт.BY» от души поздравляет Алексея Игоревича Богданова с днем рождения. Желаем поступательного движения вперед — вопреки тому факту, что его родной знак Зодиака — Рак. Ну и конечно, как можно больше возможностей, сил и здоровья для того, чтобы успешно и плодотворно работать и выводить на новый уровень Родину. Это гораздо больше, чем просто красивые слова. Это — чистая правда.

Читайте также
Можно какие угодно выдавать прогнозы по поводу того, что именно нас ждет в этом, по определению непростом году. Придет...
Такой оперативный вывод можно сделать, ознакомившись со статистическими данными, отражающими работу предприятий...
Нравится это кому-то или нет, но факт остается фактом: отношения Беларуси с ЕС в нынешнем году...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by