Требуются новинки

За десять лет потребление мяса и мясопродуктов на душу населения в России выросло более чем на 40,0 % и достигло в прошлом году 75,5 кг. Данный показатель соответствует медицинской норме, однако чуть ниже общеевропейского, который превышает 80,0 кг в год. В то же время начали снижаться объемы производства колбасных изделий, что, в свою очередь, вызвало рост цен на данную продукцию. Несложно спрогнозировать, что в сложившейся ситуации потребитель будет более избирателен в своем выборе. На какие потребительские предпочтения должны ориентироваться сегодня производители? Об этом журналу «Продукт.BY» рассказала руководитель подразделения «Потребительские рынки» компании INFOLine Светлана СИЛЕНИНА.

НАТУРАЛЬНОСТЬ

Среди ключевых предпочтений современных потребителей можно выделить тренд натурализации продуктов и соответственно пищевых ингредиентов. Сегодня покупатели говорят «нет» ГМО, красителям, консервантам, Е-индексам, антибиотикам и голосуют за натуральные, органические и экопродукты. Эти слова являются определенными маркерами на упаковке, и именно они могут увеличить шансы продуктов быть замеченными на полках магазинов.

По данным РБК.Research, распространение натуральных ингредиентов на глобальном рынке отмечено в период 2007–2013 годов. Самые высокие темпы роста за пять лет продемонстрировал сегмент натуральных красителей (+12,9 %), несколько ниже показатели натуральных ароматизаторов (+8,7 %).

В числе основных видов натуральных красителей, пользующихся спросом, — куркумин, кармин, бета-каротин, лютеин. Помимо перечисленных, эксперты отмечают активное использование на пищевых производствах натуральных загустителей и подсластителей, например стевии. Это естественный подсластитель неуглеводной природы, который добавляют во многие изделия — от конфет до йогуртов.

КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ

На российском рынке за последние годы существенно расширился сегмент продуктов, полезных для здоровья и фигуры. Как прогнозируют аналитики, данная тенденция будет определять развитие рынка продуктов питания и дальше. Среди наиболее популярных можно выделить продукты с низкой калорийностью, минимальным содержанием жира и соли. Увеличивается рынок продуктов, способных сделать завтрак более питательным, так как он становится самым важным приемом пищи в течение дня. В связи с этим растет спрос на продукты с повышенным содержанием белка.

Кроме того, большое внимание уделяется снижению количества сахара в пище — как для профилактики некоторых заболеваний, так и для диетического питания. Согласно данным РБК.Research, по итогам 2012 года объем рынка заменителей сахара (как искусственных, так и натуральных) в мире оценивался на уровне 10,54 млрд долларов. Ожидается, что к 2018-му этот рынок достигнет 13,76 млрд долларов. Сегодня традиционными заменителями сахара являются фруктоза, ксилит, сорбит. Поскольку снижение содержания сахара приводит к меньшей сладости продуктов, для тех, кто не любит отказываться от привычного вкуса, некоторые производители заменяют его на аспартам. Сладость аспартама в 200 раз превышает сладость сахара, в результате для достижения аналогичного вкуса этого подсластителя требуется гораздо меньше, чем сахара.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ

О том, что продукты питания должны быть не только вкусными, но и приносить максимум пользы, первыми задумались японцы. Причем еще в 1980-х годах. Постепенно данный тренд распространился и на другие страны и стал сегодня одним из самых популярных во всем мире. Функциональные продукты, которые содержат такие компоненты, как молочнокислые бактерии и пробиотики, витамины, пищевые волокна, биофлавоноиды, полиненасыщенные жирные кислоты, биологически значимые элементы, незаменимые аминокислоты, пептиды, белки, холины, гликозиды, пользуются сегодня у потребителей повышенным спросом.

По оценке РБК.Research, самый быстрорастущий сегмент на глобальном рынке функциональных ингредиентов — пребиотики (+10,4 %). В 2012 году его объем оценивался в 2,3 млрд долларов. По прогнозам, к 2018-му этот рынок может увеличиться в два раза — до 4,5 млрд долларов. В наибольшем объеме пребиотики используются для производства нутрицевтических добавок и детского питания. В структуре спроса доминирует инулин (40 % рынка).

Некоторые специалисты относят к функциональным также продукты для детей, поскольку при их производстве используются более щадящие технологии. Именно поэтому многие взрослые охотно покупают продукты для детей. Производители должны учитывать данный факт и стараться расширять свой ассортимент за счет таких продуктов.

ПИЩЕВАЯ НЕПЕРЕНОСИМОСТЬ

В настоящее время около 20–30 % населения планеты страдает различными аллергическими заболеваниями, среди которых значительную часть занимает пищевая аллергия. Более выраженными аллергенными свойствами обладают продукты белкового происхождения, содержащие животные и растительные белки. По данным Всемирной организации здравоохранения‚ за последнее десятилетие число аллергиков в России увеличилось на 20 %. При этом медики прогнозируют, что цифра будет увеличиваться и дальше. Поэтому сегодня становится актуальным производство продуктов, ориентированных на потребителей, страдающих тем или иным видом пищевой непереносимости.

Так, по данным INFOLine, на рынок выводится все больше новых продуктов, не содержащих глютен (gluten-free). Вместо него в состав включают крахмал тапиоки, рисовую муку, кукурузный, картофельный крахмал и др. Эта тенденция проявляется не только в России, но особенно в США, где безглютеновые продукты начали выпускать с 2010 года.

Следующий сегмент — продукты без лактозы (lacto-free), непереносимостью которой страдают примерно 20 % россиян. Ранее такие продукты, как правило, завозились с Запада. Сейчас у российских производителей есть шанс освоить производство собственных аналогов и впоследствии составить достойную конкуренцию западным компаниям.

ЕДА НА ХОДУ

Компактность, функциональность, питательность, разнообразие — именно такие требования предъявляют сегодня потребители к продуктам для еды на ходу. Например, в Адыгее в качестве альтернативы чипсам стали выпускать сырные снэки. На российском рынке также уже появились варено-копченые снэки, сыровяленые колбаски и чипсы, сосиски в мини-формате. Одним словом, считает Светлана Силенина, эта ниша в настоящий момент только начинает заполняться, и многие производители могут увеличить свой ассортимент именно за счет данного сегмента.

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ

Еще один тренд, который широко распространен на Западе, — этнические продукты. Причем сегодня они представлены не только кошерной и халяльной продукцией, но и модными блюдами разных национальных кухонь. И здесь опять-таки есть над чем задуматься производителям. Многие российские компании уже стали выпускать мясные изделия и деликатесы по итальянским технологиям. И надо отметить, что отличить их от импортного аналога практически невозможно. С учетом нынешней тенденции, когда импорт оказался под запретом, производители могут легко сыграть на импортозамещении, занять освободившуюся нишу и завоевать отечественного потребителя, который раньше отдавал предпочтение продуктам из других стран.

Немаловажной для развития рынка является упаковка. Причем особые требования к ней сегодня предъявляют как розничные сети, так и покупатели. Как показывают последние опросы, потребители хотят иметь выбор — а именно, возможность приобретать один и тот же продукт в упаковках разного объема. К примеру, люди, которые живут одни, стремятся покупать продукты в маленькой порционной упаковке. Семьям, наоборот, необходима упаковка большего (семейного) формата. Не менее важный нюанс — прозрачность упаковки мясных изделий, чтобы покупатель мог видеть то, что он приобретает.

РЫНОК НОВИНОК

Исследования показывают, что более 80 % потребителей в России готовы пробовать новые продукты. Они не меньше, чем европейцы и американцы, хотят видеть все больше креативных, необычных решений на продовольственном рынке. Это привело к тому, что уровень ротации ассортимента в некоторых сетях достиг 30 % и более, а число новинок, выпущенных российскими производителями в основных сегментах рынка продуктов питания, в прошлом году превысило тысячу.

Наибольшая активность наблюдается в сегменте кондитерских и хлебобулочных изделий, на который приходится более 500 новинок. На рынке мясных продуктов и деликатесов выявлены свыше 250 новинок, в сегменте молока и молочных изделий, а также замороженных полуфабрикатов их число превысило 100, в сегменте масел, жиров и соусов их насчитывается более 50.

Таким образом, по выпуску новых продуктов питания Россия догнала США. Согласно данным, опубликованным в конце года агентством INFOLine, Великобритания, Германия и Франция в 2013 году оказались лидерами — на их долю пришлось 44 % новинок на рынке. Второе место разделили Россия и США — 24 %. При этом около 70 % новинок, выпущенных на рынок в 2013 году, относилось к категории функциональных продуктов.