Торгово-производственный баттл

Примерно в таком, модном сегодня дискуссионном формате прошел полемический круглый стол «Каков реальный уровень конкурентной (монопольной) среды на продовольственном рынке Беларуси сегодня? Производитель — ритейл — конечный потребитель».

Прежде чем перейти к своеобразному творческому отчету с этого мероприятия, отметим принципиальный факт. Круглый стол в рамках осенней выставки «Продэкспо» был организован «Продукт.BY».

В ходе мероприятия поднимались вопросы состояния конкурентной среды в Беларуси, обсуждались концептуальные разногласия, имеющиеся между участниками рынка. Но это — достаточно общие слова; для пресс-релиза, что называется.

А мы предлагаем вам вместе с нами еще раз ощутить нерв оригинального мероприятия.

Сети. История и стратегия

Генеральный директор СООО «Белинтерпродукт» (сеть универсамов «Рублёвский»), исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Наталия ШАБЛИНСКАЯ «для своеобразной завязки» диалога более чем подробно рассказывала о том, какой путь прошли сети, прежде чем добиться стабильных результатов на розничном рынке страны.

«Изначально всей нашей торговле пришлось пережить этап самого настоящего хаоса, — отмечала Наталия Сергеевна. — Постепенно становилось очевидно, что отдельно взятым розничным предприятиям невозможно достигать тех показателей, которые могли обеспечить хотя бы элементарное существование и минимальное развитие.

За основу в силу определенных причин брался опыт России. Этот этап в начале нулевых был для нас всех весьма тяжелым. Прежде всего, в силу того, что никакой консолидации с поставщиками и производителями не было».

Отметим, что во всех соседних странах (на момент становления сетей в Беларуси) торговая отрасль уже успешно преодолела этап разгосударствления. Мы же банально отставали от «остального мира».

Возможно, по этой причине перед розницей в Беларуси до сих пор (по инерции) ставятся не свойственные ей задачи, несмотря на развитие законодательной базы и т. д. «Почему-то по сей день забывается, что основная наша задача — оказывать услуги, — подчеркивает исполнительный директор АРС. — Сами мы ничего не производим. От нас требуется, чтобы люди приходили в магазин, получали приятные эмоции, плюс товарные предложения, оптимальные по цене и качеству».

По мнению Наталии Шаблинской, полноценно, грамотно работать с ценами от поставщика сегодня могут, прежде всего, частные сетевые структуры. Причина: сети, несмотря на зависимость от производителей, имели возможность давать своим сотрудникам самые актуальные знания, внедрять передовые технологии организации торгового процесса и проч.

В то же время спикер озвучила тот факт, что сегодня в стране в разных отраслях сформировался блок компаний, инвестировавших финансы, применивших комплексные подходы на самых разных направлениях свой деятельности: производство, логистика, персонал и проч. По ее мнению, большой плюс этих компаний в том, что они готовы открыто работать в рыночных условиях, не применяя административный ресурс.

Наталия Шаблинская персонально отметила лидеров продовольственного рынка — компании «Савушкин продукт» и «Санта Бремор». Она также констатировала достаточно ровные взаимовыгодные отношения с ОАО «Бабушкина крынка».

Весьма высокую оценку ритейлера заслужили и такие предприятия, как ОАО «Лидапищеконцентраты» и ОАО «Красный пищевик» — за интересные, оригинальные ассортиментные предложения, «отсекающие» импорт.

В завершение Наталия Шаблинская сделала два любопытных обобщения, подбросив дров в костер дискуссии.

1. Борьба за место на розничном рынке Беларуси фактически закончилась.

2. Понятие недобросовестной конкуренции в Беларуси является надуманным: «Для развития конкуренции в стране имеются все условия, — заявила она. — А возникающие противоречия, точечные претензии к ритейлу в целом и сетям в частности… достаточно легко решаемы».

Малый бизнес — против…

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства, владелец небольшого торгово-производственного бизнеса Виктор МАРГЕЛОВ озвучил ряд факторов и фактов, вызывающих сомнение в правильности избранного курса — из-за фактической монополизации розничной торговли в Беларуси.

«За последние годы в стране произошло резкое изменение экономической системы в целом и розницы в частности, — заявил он. — В республике созданы условия для развития крупного финансового и торгового секторов — в первую очередь.

В итоге крупные сетевые структуры ежегодно захватывают около 10 % рынка. Доля крупного ритейла в стране приближается к 70 %. Хорошо это или плохо?

Одно дело, если мы ставим цель достичь западного стандарта, где конкуренция рассматривается в очень жестком варианте: победитель получает все. Другой вопрос, что при таком сценарии должны умереть все конкуренты. В соответствии с классическим, криминальным по сути принципом, высказанным в одном из рассказов американского писателя О. Генри (незадолго до великой финансовой депрессии в США, между прочим): „Боливар не вынесет двоих“».

С большой озабоченностью один из лидеров предпринимательского движения страны отметил, что на территории того же Минска осталось несколько десятков несетевых магазинов. Для тысяч отдельно стоявших столичных магазинов конкуренция закончилась печально.

«Насколько справедлива такая картина и какова перспектива такого явления? — задавался целым комплексом вопросов Виктор Маргелов. — Может быть, победили самые энергичные, самые предприимчивые?.. Но ведь это — не так. Просто на благо сетей работает Декрет № 10, согласно которому они могут строить маленькие магазины на бесплатной земле».

Также Виктор Егорович негодовал в связи с тем, что «сетевая розничная сила может сегодня диктовать любые условия любому производителю в нашей стране, а общество имеет дело с искусственным явлением, реализуемым с целью поддержки отдельных структур и персон в стране».

Спикер озвучил и иные поводы для беспокойства в связи с неконтролируемым ростом сетей в Беларуси.

1. Выбора у покупателей становится все меньше. В том же Фрунзенском районе столицы две-три сетевые структуры обеспечивают снабжение нескольких сотен тысяч населения. Это — крайне опасный путь. Достаточно не завезти в одну сеть необходимый ассортимент — и начнется самый настоящий ад.

2. В рознице отсутствует подлинная конкуренция, идущая на благо белорусским поставщикам и потребителям.

3. Необходимо остановить галопирующее развитие розничной сетевой торговли, стремительно опередившей темпы экономического развития в стране. Особое опасение при таком развитии событий вызывает тот факт, что мелкие производители отнюдь не стали партнерами крупной сетевой торговли.

Итог: небольшим отечественным компаниям свой товар в том же Минске поставлять сегодня практически некому.

Государственный подход

Принявший активное участие в дискуссии депутат Палаты представителей Валерий БОРОДЕНЯ выступил в роли определенного третейского судьи в споре сетей и отдельно стоящих магазинов.

«Маленькие магазины у нас могут выживать лишь за счет эксклюзивной продукции, качественных услуг, уникального подхода, — завил он. — В то же время мы видим проблему, когда небольшому производителю некуда пристроить свой товар, поскольку сети не хотят с ним разговаривать или занимаются манипулированием».

На законодательном уровне имеется ограничение товарооборота для розничных сетей, предел составляет 20 %, что не новость. «Но на данном фоне некоторые сетевые структуры делают какие-то «финты ушами», создавая аффилированные структуры типа сетей дискаунтеров «Бруснiчка», — иронизирует представитель законодательного корпуса страны. — И запретить такие ходы бывает не так просто».

Валерий Бороденя предложил свои варианты и сценарии развития событий на розничном рынке.

1. Если число недовольных такой политикой в стране будет расти, сети рано или поздно развалят себя сами.

2. Сильное белорусское государство не допустит монополизации, перекосов и «финтов» от сетей на данном направлении, тем более повторяющихся постоянно. Не нужно испытывать его терпения.

3. Парламент, как и все государственные органы, открыт для предложений и дискуссий. Но они должны быть конструктивными и конкретными. При этом власти против любых мер по ограничению нормальной конкуренции.

«Как определить реальную долю малых, средних, крупных розничных предприятий в стране? Каким образом можно запретить малому стать средним, а затем — крупным? Где начинается шаговая доступность и где она заканчивается? — задается риторическими вопросами Валерий Бороденя. — Между нами говоря, реальную долю товарооборота сети замерить сложно. И это точно не является прерогативой законодателей».

У поставщиков — своя головная боль

Первый заместитель генерального директора компании «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» Андрей Рощупкин в ходе работы круглого стола констатировал: «Сейчас в связи с высокой концентрацией торговли ее влияние на производителя увеличилось. Но здесь стоит сделать поправку на группы товаров. Так, поставщик эксклюзивных продуктов менее подвержен диктату, чем поставщик напитков, к примеру».

Он также отметил проблемы по расчетам с сетевыми структурами, имеющими объективный характер. В то же время яркий представитель производственного сектора подчеркнул: сегодня конкуренция среди отечественных производителей и поставщиков, в том числе импортных аналогов напитков и продуктов, значительно возросла, а это — на руку рознице.

Вот суть предложений от Андрея Рощупкина.

1. Если какие-то субъекты хозяйствования полагают, что их интересы ущемляются, то подобные споры должны рассматриваться в судебном порядке. Ненормальной стоит признать практику, когда хозяйствующие субъекты обращаются с жалобами друг на друга в органы государственной власти и управления, где их споры начинают решать министерства и ведомства.

2. Острый характер и для производителя, и для ритейлера сегодня и вчера носят так называемые обращения граждан, зачастую спровоцированные конкурентами. Рассмотрение подобных «писаний» также должно стать, наконец, прерогативой суда.

О «низких ценах» в сетевых магазинах

Виктор Маргелов в кулуарах круглого стола достаточно развернуто и аргументированно говорил про «низкие цены» в сетевых магазинах, о причинах появления данного «экономического чуда» и его возможных последствиях.

«За счет чего сети предлагают товар дешевле, а он оказывается где-то на 10 % дешевле, чем у конкурентов? — задавался глобальным вопросом Виктор Егорович. — Речь тут не идет о грамотной организации труда, снижении издержек и прочем. Содержание сетевых структур, продажа товара через них — очень затратный процесс.

С одной стороны, выкручиваются руки белорусским поставщикам, вынужденным далее бить рублем по своим людям — покупателям в сетях, кстати. С другой, возникает своеобразный эффект пирамиды. Зарабатываемые деньги идут на бесконечное расширение сети, а не на разумное поддержание экономического процесса.

Будущее при таком развитии сюжета печально. Инвесторы будут до определенного момента вкладывать деньги в развитие сетей. Но это — колониальная политика, отнюдь не партнерская».

Как взаимодействовать ритейлу и поставщику в Беларуси?

Отвечая на этот вопрос, Наталия Шаблинская отметила ряд принципиальных моментов: «На мой взгляд, одна из причин проблем во взаимоотношениях поставщиков и ритейла в том, что нам поступает очень много одинаковых, типовых предложений.

Кроме того, в сложившейся ситуации меня особо беспокоит вопрос, связанный с перспективами административного воздействия поставщика на розницу.

Видимо, торговле удастся нормально работать при одном условии: если получится уделять примерно одинаковое внимание всем партнерам, то есть быть в роли пресловутого верблюда, способного вписаться в игольное ушко».

P. S. «Продукт.BY» благодарит за активное участие в круглом столе депутата Палаты представителей Национального собрания Татьяну Сайганову, заместителя директора компании «Баниар» (сеть BIGZZ) Игоря Ачасова, ведущего специалиста ОДО «Виталюр» Максима Гурикова и других ярких представителей розницы и производственного сектора страны, высказавших свое мнение в предложенном нами формате.

Источник: Produkt.by