Топ-20 крупнейших рынков сбыта белорусской продукции
- 22.12.2010 01:00
Анализ того, насколько глубоко белорусские экспортеры "завязали" на рынке сбыта РФ.
Недавно российский премьер Владимир Путина, заявил, что Россия дотирует Беларусь не только низкими ценами на газ и нефть, но и тем, что на льготных основаниях допускает белорусскую продукцию на свой рынок, пишет «Завтра твоей страны».
Россия остается главным рынком сбыта белорусской продукции
Одна из самых важных статей экспорта для Беларуси – продовольствие. По словам Владимира Путина, белорусы производят сахар из свеклы, но «все, что вырабатывают, в основном на наш рынок направляют, тростниковый – завозят и продают у себя».
-- Девяносто процентов мясопродукции, произведенной в Беларуси, идет на российский рынок, 80,70% примерно по другим видам сельхозпродукции, -- поделился данными Владимир Путин.
Не осталась незамеченной премьером и вторая главная составляющая белорусских поставок в Россию — продукция машиностроения.
-- И так почти по каждому направлению, включая и машиностроение, но там меньше, где-то около 40% идет на наш рынок, и автотехники, -- отметил Владимир Путин, завершая свой ответ на «белорусский вопрос».
Впрочем, в 2009 году доля России в общем объеме белорусского экспорта снизилась до 31,55% (с 34,69% в 2006 году). Однако снижение всего на 3% доли России в общем объеме экспорта белорусских предприятий вряд ли можно назвать прорывом в диверсификации внешнеэкономической деятельности. Положение России как главного рынка сбыта белорусской продукции остается незыблемым и, по мнению экспертов «Завтра твоей страны», так будет продолжаться еще долгое время.
С политической точки зрения – это еще и важный рычаг давления со стороны России на белорусские власти. В последнее время такой аргумент, как сахарные или молочные войны используется довольно-таки активно.
США выпали из двадцати крупнейших экспортных рынков для Беларуси
Что же касается диверсификации белорусского экспорта, то, анализируя изменение долей различных стран-потребителей белорусской продукции, можно говорить о тенденции, которая не радует. Все больше белорусской продукции продается на развивающихся рынках. Но при этом падает доля самых денежных покупателей -- стран Европы и Северной Америки. В 2009 году существенно снизилась и позиция Китая.
За 2006-2009 годы доля Венесуэлы в общем объеме белорусского экспорта выросла в 36 раз, Ливана – в 24,5, Колумбии – в 21 раз, Судана – в 11, Туркменистана – в 4,9 раза, Индии – в 4, Азербайджана – в 3,35, Кыргызстана -- в 3,1 раза, Таджикистана – в 2,3 , Бразилии – в 2 раза.
Но одновременно происходило заметное уменьшение долей экономически развитых стран. Наибольшее падение в 2009 году произошло на американском рынке – доля США в общем объеме белорусского экспорта упала: с 2,26% в 2006 году до 0,19% в 2009-м. США выпали из топ-20 крупнейших экспортных рынков для Беларуси. То же самое произошло с Францией и Швецией – двумя крупнейшими экономиками Европы. В 5,4 сократилась доля Швеции, в 3,2 раза – Франции, в 3 – Хорватии, в 2,5 раза – Канады и Китая, в 2,3 – Дании, в 2,2 – Австралии, в 2 – Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, Болгарии и Гонконга.
По мнению экспертов «Завтра твоей страны», эта тенденция свидетельствует не столько о диверсификации, сколько о падении конкурентоспособности белорусских товаров на развитых рынках. При этом главная цель -- уменьшение зависимости от России -- пока тоже не достигнута.
Топ-20 крупнейших рынков сбыта белорусской продукции в 2006 году (исходя из данных Белстата)
Топ-20 крупнейших рынков сбыта белорусской продукции в 2009 году (исходя из данных Белстата)