ТАКИЕ ВОТ «КОНСЕРВЫ»

В прошлом номере «Продукт.BY» мы обещали подробнее рассказать о том, что происходило 22 июля в Бресте на базе ОАО «Савушкин продукт». А «происходил» там семинар «Пути развития консервной отрасли республики на основе опыта предприятий частной формы собственности».

Начнем с общей информации. Организатором семинара выступил Научно-практический центр по продовольствию НАН Беларуси при поддержке концерна «Белгоспищепром». На мероприятии присутствовали представители ведущих консервных производств страны, импортеры и т. д. Если быть точным, то согласно официальному релизу, «в работе приняли участие 80 представителей 33-х предприятий республики, занимающихся производством плодоовощных консервов и замороженных консервированных продуктов».

И ЧТО ПОЛОЖЕНО — ВРУЧИЛИ

Одной из традиций этого ежегодного мероприятия стало награждение победителей отраслевого конкурса среди производителей лучших консервированных продуктов. Призы победителям — «Хрустальное яблоко-2015» — вручали в максимально торжественной обстановке. На награждении присутствовали генеральный директор Центра Зенон Ловкис, а также заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Марина Михальцевич.

Среди триумфаторов — знакомые в основном лица и предприятия. Это — Барановичский комбинат пищевых продуктов, Быховский консервный овощесушильный завод, Малоритский консервноовощесушильный комбинат, производственный кооператив имени Кремко, Молодечненский пищевой комбинат, Стародорожский плодоовощной завод, Витебский плодоовощной комбинат, ОАО «Гамма вкуса», ABC, Столбцовский филиал ОАО «Городейский сахарный комбинат» и т. д.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ. ПОСТФАКТУМ

Примерно через две недели после проведения мероприятия в Бресте в СМИ прошла новость такого плана. Экономический суд Витебской области признал ОАО «Купцовъ» из Глубокого банкротом:

означенный консервный завод решено ликвидировать. (До недавнего времени предприятие выпускало зеленый горошек, концентрированные соки, овощные и фруктовые консервы). В общем-то, к этому все шло. В отношении глубокского предприятия было открыто конкурсное производство еще в апреле 2015 года.

При этом проблемы испытывает и ряд других производителей консервированной продукции страны. На данную тему много и обстоятельно говорила начальник сектора консервной отрасли управления концерна «Белгоспищепром» Елена Андреева.

ТАКОВА ПРАВДА КОНСЕРВНОЙ ЖИЗНИ. ВАЛ И ОБВАЛ

Елена Андреева констатировала, что за последние годы с курируемого ею рынка ушли, прежде всего, мелкие предприятия. По ее мнению, это произошло потому, что они «не смогли автоматизировать свои производственные процессы».

Для справки. В 2006 году в Беларуси 64 организации занимались производством консервированной продукции, выпуская 354 миллиона условных банок (далее — МУБ) в год. На 1 января 2014-го число таких предприятий — уже 32, то есть минус 50 % за восемь лет. Правда, мощности компаний по производству консервов достигли 662 МУБ.

Отдельно специалист отметила: в Беларуси соковым производством за последнее время занялись четыре молокоперерабатывающих предприятия. Но картина получается «маслом». Из 50 МУБ соков, производимых этой «великолепной четверкой», 45 (90 %!) разливает «Савушкин продукт».

Елена Алексеевна также напомнила, что в 2015 году подводятся итоги очередной пятилетней республиканской госпрограммы по развитию производства плодоовощной консервированной продукции. И налицо проблемы в ее реализации. Например, программой преду-смотрена загрузка существующих мощностей не менее чем на 90 %. Но объективно они задействованы лишь на 80 %.

Недостаточно производится консервов с фасолью, варенья и конфитюров. При том, что торговля постоянно этот ассортимент запрашивает. Но получает объяснения, что, мол, данное производство слишком затратно, а льготные кредиты на заготовку сырья переработчики не получают… Выходит как в классическом произведении: «Сигнал посылаем — вы что это там?.. А нас посылают обратно».

Как бы там ни было, растет доля импорта. Показательна ситуация с производством консервированного зеленого горошка. «В 2014 году в страну было поставлено 13,8 МУБ зеленого горошка, — констатировала Елена Андреева. — При том, что в 2013-м этот показатель составлял лишь 11 МУБ. Мы теряем рынок».

Она также сообщила, что помимо упомянутого уже ОАО «Купцовъ», производство консервированного зеленого горошка прекратил Слуцкий производственный участок ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат».

Немногим лучше обстоят дела в части производства томатных соусов и кетчупов. При потребностях рынка в 40 МУБ, данной продукции в Беларусь было завезено в 2014 году только 19,9 МУБ: практически 50 %.

ЕСЛИ ФИНАНСЫ ПОЮТ РОМАНСЫ

Начальник профильного сектора концерна «Белгоспищепром» откровенно заявила о финансовых проблемах ряда госпредприятий. В данном случае она прямо обратилась к теме семинара, предлагающего оценить опыт частных компаний. Елена Андреева для начала отметила слабость работы коммунальщиков в части заготовок ягодного сырья. «Кроме того, ряд предприятий коммунальной собственности в Быхове, Горыни, Борисове, Витебске испытывают серьезные материальные проблемы», — сообщила также она. Вопросы стабилизации финансового положения таких предприятий, по мнению специалиста, находятся в компетенции облисполкомов. Эксперт подчеркнула, что в ближайшем будущем наращивание мощностей предприятий, занятых выпуском консервированной продукции, в Беларуси не планируется.

Наконец, она отметила, что оптимальным выходом из непростой ситуации для ряда предприятий может стать реализация продуманных инвестиционных проектов. Елена Андреева не преминула отметить удачные примеры такой инвестстратегии. Мы решили пойти по этому же пути и вспомнить всех поименно. Итак.

• На Столбцовском филиале ОАО «Городейский сахарный завод» на специализированной линии освоено производство фруктово-ягодных наполнителей для молочной отрасли. (Начаты поставки для ОАО «Савушкин продукт». — Авт.).

• Клецкая компания «Гамма вкуса» отличилась запуском комплексной линии по производству гарнирных овощей и картофеля в вакуумной упаковке.

• На Толочинском консервном заводе введена линия по розливу соковой продукции в упаковку театра-пак. Наличие там развитой собственной сырьевой зоны (яблочные сады) позволяет снизить себестоимость готовой продукции.

• В Волковыске реализован проект по производству фруктовых наполнителей.

• В завершающей стадии находится запуск линии по производству детского питания в упаковке ПАУЧ на Малоритском консервно-овощесушильном комбинате.

«Занять свою нишу на рынке крайне сложно, — резюмировала Елена Андреева. — Производителям нужно задействовать все лучшее, что у них есть на вооружении».

ЧТО ОБЩЕГО У ПАРЛАМЕНТА, МАРКЕТИНГА И КОНСЕРВАЦИИ

Настоящим глотком свежего воздуха для меня лично стало выступление в Бресте депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Валерия Бородени. Напомним, что до своего прихода в парламент этот человек успешно трудился на посту декана факультета маркетинга Белорусского государственного экономического университета. Как выяснилось, он каждый год посещал именно такие семинары по консервации, проводимые в разных городах и весях страны, и имел возможность сделать определенные обобщения.

Так вот, по мнению депутата, проблем в данной отрасли, несмотря на ее перспективность, больше, чем реальных решений. «Очень сложно бывает превратить креатив в деньги, — заметил он. — А в консервной отрасли велики сезонные и иные риски, деньги здесь лежат отнюдь не на поверхности».

По словам Валерия Бородени, потенциал частного бизнеса в консервной отрасли должен быть максимально реализован, порядка 98 % контроля может в перспективе отойти к частнику. «Государство не может настолько гибко и креативно работать в этой сфере, — говорил парламентарий. — Просто госструктуры более консервативны. Плюс работа с бюджетными деньгами — огромный риск. Пример этому — ситуация в деревообрабатывающей отрасли».

Он также отметил, что формы собственности в Беларуси предельно смешаны. «Очень сложно бывает определить, кто реальный собственник того или иного предприятия», — пожимал плечами Валерий Анатольевич. В таких условиях, по мысли докладчика, важнее говорить о невмешательстве власти в бизнес и наоборот. Плюс необходимо развитие правовой базы.

Депутат отдельно рекомендовал концерну «Белгоспищепром» обратить внимание на маркетинг и логистику на данном участке. Он также тезисно сформулировал проблемы консервной отрасли.

1. Небольшие объемы производства.

2. Очень дорогой вход в сети. Белорусские ритейлеры не желают связываться с белорусской консервированной продукцией, предпочитая импорт из-за «стабильно высоких качества, поставок, логистики».

3. Нет новых методов в работе с торговлей. «Тот же «Савушкин продукт» завозит свою продукцию в 100 тысяч магазинов по всему миру ежедневно, — подчеркнул спикер. — Их объемы расходов на брендинг, маркетинг, разработку дизайна — велики. И у меня есть большие сомнения, что госпредприятия консервной отрасли могут себе позволить нечто подобное… даже отдаленно».

4. Отрасли удалось дискредитировать лозунг «Купляйце беларускае». Во многом это наследие времен СССР, когда все западное воспринималось лучше, чем отечественное. На этом фоне необходимы инвестиции для выпуска традиционных и создания инновационных продуктов.

5. Важно быть открытыми для новых предложений, регулярно собираться специалистам и делиться друг с другом своими проблемами.

РАЗНОЕ

В завершение нужно отметить несколько деталей. В своем получасовом с лишним выступлении соучредитель компании «Вастега» (учредители — граждане РФ) Анастасия Панкова много рассказывала о заводе по производству овощных и грибных консервов в Бресте. На слайдах и диаграммах все выглядело красиво. Насторожило многих то, что сырье компания-производитель предпочитает брать в Китае и Индии, но никак не в Беларуси.

Директор СООО «Оазис Дистрибьюшн» Глеб Белов высказал довольно обоснованное личное мнение о причинах того, почему частные компании в Беларуси не желают сотрудничать с государственными — и наоборот.

Учредитель компании «БЕЛ-ОБСТ» (производство фруктовых и ягодных наполнителей в Волковыске) Виктор Харьков призвал к сотрудничеству и показал буквально «на пальцах», насколько это может быть выгодно.

Теорию подкрепили практикой. Помимо прений в актовом зале, участники семинара во второй день его работы получили возможность оценить, как производятся соки и морсы в ОАО «Савушкин продукт», а также замороженные продукты в ИООО «Терсет-Вест».