Сыра много не бывает

В последнее время заметно расширились сырные полки магазинов. С одной стороны, активизировались отечественные предприятия, начав выпуск белорусских аналогов известных сыров, с другой — импортеры, открывая для неискушенного в своей массе белорусского покупателя новые виды и разновидности всемирно признанных сыров. О потребительских сырных предпочтениях, белорусских импортозамещающих сырах и перспективах развития рынка наш корреспондент поговорил с директором компании-импортера «МилкАйленд» Игорем РОМАНЦОМ.

В Беларусь мы в основном импортируем молочную продукцию литовской компании Vilkyskiu Pienine (АО «Вилькишкю пенине»), Pieno Zvaigzdes («Молочные звезды»), итальянского холдинга Agriform — это сыры «Грана Падано» (он, кстати, получил диплом 1-й степени в народном конкурсе-дегустации «Чемпион вкуса»), «Маскарпоне», «Пармезан», «Легенда», «Пруссия», «Мемель Блю», «Пекорино», «Арина». Сложно описать весь ассортимент, так как на сегодняшний день наш прайс-лист превышает шесть страниц. Кроме традиционных сыров, мы привозим такие испанские сыры, как «Росинанте овеха аль ромеро» — овечий сыр с корочкой из розмарина, «Росинанте кабре аль вино» — козий сыр в красном вине, сыр «Манчего» и т. д. Все это — новинки для белорусского рынка.

  • Наши производители тоже начали выпускать аналоги некоторых сыров. Для них сейчас это самое перспективное направление. Со своей продукцией они переходят вам дорогу?

Я очень уважительно отношусь к попыткам белорусских заводов выпустить собственные аналоги известных видов сыров, но считаю, что при всем желании они не смогут заменить импортную продукцию. Это сложно сделать даже потому, что используется молоко иной жирности, иные условия созревания и т. д. Все-таки местный климат не похож на итальянский или французский. Белорусские сыроделы умеют хорошо делать сыры «Российский», «Пошехонский», «Костромской» и т. д., которые традиционны для нашей страны. На мой взгляд, было бы правильнее сосредоточиться на том, чтобы довести производство этих видов сыра до совершенства и стать в данном деле непревзойденными профессионалами. Сыр с местным колоритом может быть визитной карточкой нашей страны. Именно по такому пути пошли литовские компании.

  • А приходилось ли вам работать с белорусскими сыроделами? Насколько вообще интересна белорусская продукция для экспорта?

Мы готовы продавать белорусскую продукцию, продвигать ее на зарубежный рынок. Но работать с белорусскими производителями, как оказалось, достаточно сложно. Они не готовы отдать часть дистрибуции в руки частника, который может взять на себя обязательства по сбыту продукции на зарубежных рынках. Хотя практика всего мира такова, что одни производят, а другие продают, и это два отдельных профессиональных звена. Дистрибьюторы являются экспертами по состоянию региональных рынков. Они обеспечивают своих поставщиков информацией о реальном потребительском спросе, конъюнктуре рынка, при этом представляют интересы потребителей.

  • Интересно, какие из импортных сыров больше нравятся белорусским потребителям, которые выросли на «Российском» и «Монастырском»? По вашим продажам, как выглядит пятерка лидеров?

Хорошими импортными сырами больше интересуются рестораны. Распределение объемов продаж между ресторанами и торговыми сетями составляет примерно 60/40. В первую очередь это связано с процессом приготовления в ресторане: по рецептуре не положено заменять один продукт другим. По объемам продаж наши сыры можно распределить следующим образом: на первом месте «Маасдам», за ним идут «Пармезан», «Грана Подано», «Маскарпоне», «Пекарино».

  • А на что в основном обращает внимание при покупке сыра рядовой покупатель? Особенно, если сталкивается с новыми продуктами.

В свободное время я нередко прихожу в магазин и наблюдаю, что и как покупают люди. Конечно, в основном это касается тех продуктов, которые импортирует наша компания. Так как люди чаще всего покупают «глазами», то здесь важным является красивая упаковка сыра. Особенно, если потребитель решает первый раз попробовать продукт. Естественно, цена и качество также являются важными факторами покупки продукта. Но тенденция такова, что потребители приобретают продукт, доверяя бренду, и здесь уже цена не играет главной роли.

Белорусские потребители вообще стали лучше разбираться в импортных сырах. Можно с уверенностью сказать, что выросла культура потребления сыра. Все чаще встречается грамотный потребитель.

  • Проявляется ли сезонность в потребительском спросе? Скажем, сейчас, с приходом осени, как-то изменились предпочтения покупателей?

Сезонность в работе чувствовалась раньше. Тогда зимой потребители отдавали предпочтение более жирной продукции, летом — менее калорийной. Сейчас такой разницы нет. И это в первую очередь связано с тем, что люди больше путешествуют, открывают для себя новые вкусы. Да и приток иностранцев в нашу страну сыграл немаловажную роль.

  • И как вы оцениваете перспективы нашего сырного рынка?

В Минске перспективы развития достаточно большие. Можно однозначно говорить о том, что здесь рынок развивается, и он готов принимать новые виды сыра, а потребители еще не избалованы качественными сырами. В то же время они стали более амбициозные, адекватно воспринимают новинки. В мире столько интересных сыров, что даже я, работая в этом бизнесе, порой сам им удивляюсь. Недавно попробовал норвежский коричневый сыр, который по внешнему виду и вкусу напоминает «ирис­ку». Мы привезли его по заказу ресторана, где ему и нашли применение. В большинстве случаев потребителям нужно показывать, как можно использовать продукты, как и с чем их правильно потреблять. Первостепенную роль в этом играют шеф-повара ресторанов, которые любят эксперименты.

Если говорить об областных городах, то с ними мы пока не работаем, так как потребление импортных сыров там небольшое. Кроме того, в регионах существуют проблемы с логистикой, и это создает определенные неудобства в работе. Однако в перспективе мы планируем сотрудничество.

«Белорусский покупатель готов к изобилию сыров»

Андрей ГРИШКЕВИЧ, менеджер коммерческого отдела СООО «Баниар», гипермаркет BIGZZ

Рынок сыра в Беларуси достаточно большой, с разнообразным ассортиментом различных сыров как белорусского производства, так и зарубежного. Конечно, со временем предложения поставщиков и производителей меняются, меняется ассортимент. Поставщики и производители идут в ногу со временем, производя и импортируя различные новинки. Это дает возможность максимально удовлетворить потребности покупателей. При этом сыр отечественного производства в нашей стране остается неизменным лидером.

В гипермаркете BIGZZ представлен широкий ассортимент сыров, рассчитанный на покупателей с различным уровнем достатка и предпочтений. В продаже имеются сыры эконом-, среднего и премиум-сегмента различных торговых марок и производителей. Соотношение отечественных и импортных сыров в гипермаркете приблизительно следующее: 80 % — отечественного производства, 20 % — импортные. Мы замечаем, что покупатели стали требовательнее, и это неудивительно: предложение сыра сейчас очень разнообразное. Покупатель имеет возможность выбрать продукт, исходя из своих предпочтений и возможностей, и он делает выбор в пользу товара с оптимальным сочетанием цены и качества. В первую очередь посетители обращают внимание на внешний вид, цену, производителя и состав продукта. Существуют различные категории покупателя — покупатели-консерваторы и покупатели, которые следят за тенденциями, новинками рынка и всегда приобретают и пробуют что-то новое. Поэтому задача производителя и розничной сети, как посредника, заинтересовать и обратить их внимание на новинку рынка. Для этого проводятся стимулирующие мероприятия: ценовые акции, дегустации, различные промомероприятия.

В последнее время значительно вырос спрос на мягкие сыры (так называемые салатные). Такие сыры представлены в большом ассортименте и позволяют максимально удовлетворить запросы покупателя. При выборе импортных сыров покупатель ориентируется на вид сыра, его органолептику, страну производства и узнаваемость торговой марки.

Впрочем, потребители положительно восприняли появление в продаже аналогов импортных сыров отечественного производителя («Рокфорти», «Моцарелла», «Пармезан»). На данную продукцию существует постоянный покупательский спрос. Эти виды сыра уверенно вошли на белорусский рынок, показывая неплохие результаты продаж. На мой взгляд, самые успешные из новинок на белорусском рынке — сыры «Рикотта», «Моцарелла» от ОАО «Туровский молочный комбинат», СООО «Верхний Луг», «Пармезан» от ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат». Спрос на них был очень велик, а производители не могли на 100 % обес­печить необходимые объемы.

Конечно, у наших производителей существуют и проблемы. Например, одна из самых значимых — отсутствие постоянного наличия ассортимента у поставщика, невыполнение им необходимых объемов поставок. Это, в свою очередь, проблема как для продавца, так и для покупателя.

Однако я убежден, что у сыродельной промышленности в Беларуси большие перспективы. Дело в том, что уровень потребления сыров в стране составляет около 2 кг на душу населения в год. В целом по Евросоюзу — 19 кг. Если белорусы войдут во вкус и будут подтягиваться по потреблению сыра к уровню европейских жителей, то у отечественных сыроделов увеличатся объемы производства. Учитывая своевременную модернизацию оборудования и внедрение новых технологий, у отрасли есть все условия для развития.