Вы здесь

«Странствуя по свету, не стоит закрывать глаза…»

Артем Белов
исполнительный директор «Союзмолоко»

Сообщения с молочного рынка Беларуси и России зачастую напоминают сводки с фронтов. Поэтому «Продукт.BY» уделяет данному вопросу повышенное внимание, привлекая к обсуждению профессионалов самого высокого уровня.

Сегодня в нашей импровизированной редакционной студии уважаемый эксперт — постоянный участник и спикер экспортного форума «Беларусь молочная», исполнительный директор «Союзмолока» Артем БЕЛОВ.


— Артем, давайте сходу «отработаем» вот какую тему. Между Беларусью и Россией в июне было заключено своеобразное «молочное перемирие». При этом приходится слышать о том, что все правительственные решения наших стран по молоку являются, скорее, рекомендациями, чем реальной стратегией взаимовыгодной работы на рынке молока. Другими словами, молочные войны могут вспыхнуть в любой момент с изменением конъюнктуры на рынке?

— Видите ли, в рамках ЕАЭС и Союзного государства у нас в самом деле нет механизмов, позволяющих регулировать взаимные поставки. А имеющиеся договоренности носят, скорее, теоретический характер.

— А как противостоять молочным войнам на высоком уровне?

— Ничего нового, боюсь, я вам не скажу. Нам в складывающихся условиях остается еще более четко договариваться об объемах взаимных поставок и соблюдать эти договоренности. В этом заинтересованы как белорусские, так и российские производители.

Только так можно поддерживать ценовую конъюнктуру на должном уровне. Эти условия могли бы быть формализованы на уровне ЕЭК ЕАЭС, что будет весьма кстати.

Если появятся квоты на производство и закрепление объемов взаимных поставок, если будут синхронизированы объемы и механизмы господдержки в молочном секторе, то это благотворно повлияет на наш рынок. Ведь, помимо пресловутых внутренних факторов, про которые вы меня и спрашиваете с завидным постоянством, у нас присутствует такой внешний фактор, как мировая конъюнктура. И она далеко не всегда, мягко говоря, благосклонна к производителям ЕАЭС.

Поэтому внутренние вопросы по молоку России и Беларуси важно оперативно стабилизировать. О стратегических факторах, способтвующих решению наших проблем, я сказал выше. Но если говорить глобально, нам необходимо как максимум организовывать и внедрять основы единой агропродовольственной политики.

— А как минимум?

— Нужно формировать единую политику развития хотя бы молочного рынка России и Беларуси.

— Но ведь каждый год собираются представители правительств Беларуси и России и торжественно подписывают балансы взаимных поставок продовольствия… Чего уж боле?

— Это все хорошо, за исключением одного «но»: они носят теоретический, рекомендательный характер. Пока они не закреплены на уровне ЕАЭС — это документы, фиксирующие добрую волю двух сторон. Никакой практической, реальной ценности для рынка они не несут.

— Еще одна горячая тема — электронная ветеринарная сертификация в системе «Меркурий». Вы неоднократно высказывались, что рынок не готов работать в этом режиме с 1 июля 2018 года, несмотря на правительственное постановление. И буквально «на свистке», в начале июня молочную продукцию из данного перечня вычеркнули. Прокомментируйте ситуацию.

— С моей точки зрения, принято достаточно взвешенное, сбалансированное решение. С одной стороны, для производителей сырого молока, традиционно оформлявших документацию в бумажном виде, декларирована необходимость оформления ветеринарных сертификатов в электронном виде. Это позволит им выйти на новый уровень и одновременно сэкономить время и деньги на закупках бланков строгой отчетности.

Если говорить о переработанной продукции — она в самом деле выведена из-под действия «Меркурия». Это — разумно. Переработанная молочная продукция в принципе не несет в себе ветеринарных рисков.

— А как же борьба с фальсифицированной продукцией, массовой заменой молочного жира на растительный и прочим?

— «Меркурий» не помогал бороться с фальсификатом, не учитывал белково-жировой баланс готовой молочной продукции на том или ином предприятии. Да, мы с 1 июля живем в новой реальности, но... При этом есть целый ряд вопросов, которые возникают к системе ЭВС. Надеюсь, она будет отлажена на этапе данного переходного периода
и станет эффективным инструментом для повышения эффективности деятельности производителей.

— А какие перспективы для действенного контроля за качеством молочной продукции просматриваются сейчас?

— В России, как и в Европе, контролируется в первую очередь безопасность. Функцией контроля у нас наделен Роспотребнадзор. Чтобы решить проблему фальсификата, нужно, чтобы штрафы за такие действия существенно выросли.

Для борьбы с еще одной проблемой — контрафактом — рассматривается вариант цифровой маркировки молочки через QR-коды. Такая методика способна обеспечить серьезный уровень прослеживаемости продукции от перерабатывающего предприятия до потребителя.

— Такой подход может быть распространен на белорусскую молочку?

— Будет ли такой метод распространен на белорусскую продукцию, сказать сейчас невозможно. Мы и сами-то находимся лишь в начале большого пути, делаем пилотный проект.

— А как изменившаяся ситуация по ЭВС молочной продукции в рамках системы «Меркурий» может отразиться на белорусских производителях?

— Затрудняюсь ответить. Знаю, что для поставок в Россию белорусских производителей молока ранее обязывали работать в «Меркурии». Но поскольку молоко и молочная продукция исключены из-под режима действия ЭВС, а сырое молоко из Беларуси к нам не поставляется… Можете сами моделировать ситуацию.  

— Артем, вряд ли для вас является секретом тот факт, что белорусская компания «Савушкин продукт» планирует приобрести активы в виде российских молокоперерабатывающих предприятий, чтобы свести к минимуму проблемы с Россельхознадзором...

— Я, в принципе, осведомлен, что интерес белорусских инвесторов к российскому рынку молока довольно высок. Сейчас, допустим, строится большая ферма на Сахалине при участии белорусских коллег.

Мне известно, что есть еще несколько серьезных бизнесменов из вашей республики, которые заинтересованы в покупке площадок под строительство или готовых объектов в регионах.

Скажу так. Это — разумный подход. В России ежегодно идет прирост производства сырого товарного молока, белорусские переработчики имеют весьма сильные бренды.

В этом смысле создание таких производственных мощностей и использование российского молочного сырья (с перспективой расширения присутствия на рынке и доли на полке в ритейле) — разумный стратегический подход. Это, если угодно, воплощенная стратегия win-win (выиграл-выиграл). Наш потребитель выигрывает от усиления конкуренции, фермер получает дополнительные каналы для реализации сырья, интерес белорусского бизнеса также очевиден.

— То есть у «Союзмолока», собравшего под своими знаменами 300 компаний, производящих порядка 70 % всего молока и молочной продукции в России, нет аллергии на такие подходы с нашей стороны?

— Как раз наоборот — самый здоровый интерес. Мы открыты для инвесторов. Тем более, если это — белорусы. Ваша продукция традиционно узнаваема и востребована на нашем рынке. Возможно, такое решение (по прямому выходу на рынок России) даже запоздало. Причем не по нашей вине.

— Понятно. И последняя тема, навеянная наблюдением за вашей страницей в Фейсбуке. Вы несколько недель на стыке июня и июля  провели в США. Какие впечатления вынесли?

— Если серьезно, то одно из основных впечатлений, несущих некий практический смысл, выглядит следующим образом. Я увидел колоссальный разрыв в уровнях эффективности производства молочного скотоводства — между нами и ними, с точки зрения валовых показателей и продуктивности на одну корову, эффективности использования кормов, выручки на одного человека, работающего на ферме.

Конечно, в условиях такого качественного и количественного разрыва нам нужно воспринимать эту ситуацию как определенный вызов. Я сделал вывод, что в несколько принципиальных направлений необходимо инвестировать уже «вчера».

— В какие, если не секрет?

— Прежде всего — в генетику. Здесь наш потенциал не задействован в принципе. Кроме того, необходимо разбираться с качеством кормов и рациона. Наконец, следует серьезно подходить к вопросу о квалификации и навыках персонала. Один пример: обычная молочно-товарная ферма в 1200 голов управляется у них десятью сотрудниками.

— А удои от этого не страдают?

— Даже близко… Нормальная продуктивность животных составляет от 35 до 40 литров молока в сутки. Причем данному показателю там соответствуют мелкие и средние фермы. Уровень технологичности и эффективности у них принципиально другой по сравнению с нами — в части производства сырья.

— А готовой продукции?

— Если говорить о переработке, то одним из самых серьезных впечатлений для меня стал уровень специализации производственных площадок. В США масса предприятий, специализирующихся на узком ассортименте, но производящих колоссальные объемы.

— Колоссальные — это сколько?

— Представьте сыродельные заводы, производящие до 300–400 тонн сыра в сутки. Это же совершенно иная экономика. И если мы хотим быть реально успешными и конкурентоспособными на глобальных рынках, то просто обязаны выстраивать подобные стратегии производств у себя.

— А какая цель вашей поездки была, если не секрет?

— Основная задача — ознакомиться с системой организации пищевой безопасности в США. У меня в связи с этим были встречи с представителями бизнеса, госорганов, ассоциаций и институтов.

— Смеем ли мы предполагать, что стратегия пищевой безопасности в молочной отрасли России завтра будет строиться по образцу и подобию США?

— Нет, государственная идеология там кардинально отличается от того, что мы имеем в России и Беларуси. Уверен, что прямых заимствований ждать не стоит ни в России, ни в Беларуси. Большое количество полномочий в части требований к безопасности пищевой продукции отдано на откуп администраций всех 49 штатов.

В то же время при всем их либеральном контроле в США могут быть немедленно приняты невероятно жесткие меры в отношении производителя, если его продукт привел или мог привести к проблемам для здоровья потребителя. Такое предприятие скорее всего прекратит свое существование. В России такого нет и близко. И это опять же повод для размышлений.

— Как говорил герой американского писателя О. Генри: «Странствуя по свету, я не закрываю глаз»… На ваш взгляд, такой подход должен быть близок России и Беларуси при работе над совершенствованием молочного рынка?

— Безусловно…

Источник: Produkt.by

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

 


 
 
Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
 
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.