Вы здесь

Столичные универсамы и их судьба. Историческая ретроспектива, или Еще раз о роли личности

Ровно 10 лет, в июне 2008 года, как мне посчастливилось пообщаться с Владимиром Сергеевичем Нерозей — на тот момент директором легендарного универсама «Юбилейный-92». Основной темой нашей тогдашней беседы стала судьба белорусской розницы в целом и минских универсамов — в частности. Я случайно обнаружил это интервью в своих архивах сейчас. И поразился его нынешней актуальности, современности, живости.  Памяти Владимира Нерози, бывшего другом и автором нашего издания, а также памяти самобытной столичной торговли мы посвящаем этот… «выдержанный материал».

— Владимир Сергеевич, положение универсамов в современной белорусской истории заслуживает пристального внимания, на мой взгляд. Примерно в конце 1990-х их с чьей-то «легкой руки» начали активно душить. На ваш взгляд, почему у нас происходили такие потрясения основ торговли и были ли они нужны?

— Если говорить кратко, то произошло все это по одной причине: отсутствия цивилизованной торговли в стране. И за это отдельное «спасибо» нужно сказать некоторым представителям местных властей. Увы, там не так много подготовленных, профессиональных людей, разбирающихся в современных международных нормах розничной торговли. В моих словах нет и намека на политические заявления, поверьте.

— Это как раз понятно. Вы сказали про незнание отдельными номенклатурными товарищами международных норм розничной торговли. А что они (нормы, а не товарищи) вкратце собой представляют?

— Про это, на самом деле, можно говорить очень долго. Ну, допустим, так… Во время прохождения стажировок в Европе я оценил одну любопытную, концептуальную вещь. Если человек там захочет открыть на понравившейся ему улице магазин и решит торговать тем, чем ему захочется, то, скорее всего, услышит жесткое: «Нет». В префектуре европейского города точно рассчитают, сколько в этом районе требуется магазинов продовольственных (супермаркетов и гипермаркетов), сколько — шляпных, часовых и т. д.

— Мы говорим о разумной рыночной экономике, основанной на грамотном планировании, без выкручивания рук и унижения пресловутых субъектов хозяйствования?

— Совершенно верно. В цивилизованном мире никто не додумается до того, чтобы строить «магазин на магазине». Да, на одной улице там могут быть два универсама напротив друг друга. Это — реально. Но данные магазины будут на 99 % работать с разными поставщиками. За этим следят власти. В итоге право выбора предоставляется покупателю, а не какому-то безвестному клерку.

В таком супермаркете никогда не будет «каши», которая наблюдается у нас.

Если вкратце: на Западе в сфере розницы царит разумное планирование. Сколько нужно магазинов, столько их и откроют. Ограничений не существует на открытие баров, ресторанчиков, кафе. Их можно открывать сколько угодно.
Но магазины — совершенно другая тема.

— А как же завоевавшие Европу гипермаркеты? Кто-то из ваших коллег образно сказал, что они действовали, как установки «Град», оставляя после себя выжженную землю и трупы врагов. Поэтому их в последнее время начинают жестко сдерживать, но только не у нас.

— Так оно и есть. В Европе гиперы не пускают в центр, в отличие от того же Минска с «Гиппо», «Короной» и т. д. Кроме того, для поддержки обычной розницы гипермаркетам ограничивают время работы. Европейский гипер работает как правило с 10:00 утра до 19:00–20:00 вечера. А что происходит у нас, где вы найдете ограничения? Это — ненормально. Кто пишет такие правила, я не понимаю.

— А в чем принципиальная разница между двумя форматами — супер- и гипермаркетами, помимо размеров?

— Смотрите… Гипер в Европе — для среднего и бедного населения. Он не для состоятельных людей. Но это в Беларуси не сразу поняли. Что касается универсамов, то они нужны всем.

Мы не против гипермаркетов, тех же сетевых объектов. Но их нужно разумно размещать и не забывать, что ныне существующие магазины тоже платят налоги. И смерть любого из них не пойдет никому на пользу.

— Вы будете жалеть о каждом таком магазине?

— Я буду жалеть о том, что мы не узнаем конкретных ФИО конкретных граждан, которые в конце 1990-х разрешили все это безобразие в центре Минска.

Смотрите, как интересно. Я — член коллегии управления торговли Мингорисполкома. И мы на моей памяти ни на одной коллегии ни разу не обсуждали этой насущнейшей проблемы: что будет с другими магазинами, если в данном конкретном районе открыть гипермаркет, рынок, крупный сетевой магазин? Такого просто не было. Все решения падали как бы с неба…

Справка «Продукт.BY»

Владимир Нерозя, экс-директор универсама «Юбилейный-92». В 2012 году, достигнув пенсионного возраста (60 лет), стал инициатором реализации контрольного пакета своего детища — ЗАО «Универсам «Юбилейный-92» — сети «Родная сторона». Умер в январе 2015 года в результате третьего инфаркта. Незадолго до ухода из этой жизни побывал в родном «Юбилейном» и констатировал, что кропотливо создаваемого им и его командой свыше 20 лет магазина больше не существует.

Александр НОВИКОВ

Источник: Produkt.by

Читайте также
В мае 2018 года знаменитый минский универсам «Первомайский» официально сменил собственника (им стала одна полоцкая...
По предварительным данным компании Euromonitor International, розничная торговля в Восточной Европе показала рост 13 %...
За первый месяц лета произошло много событий, к которым в большой степени имел отношение Минсельхозпрод. Мы напомним...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by