«Стандартная» инструкция для белорусских производителей

Правовая база технического нормирования и стандартизации в Беларуси

В настоящее время в Беларуси действует Закон «О техническом нормировании и стандартизации» от 5 января 2004 года № 262-З, который регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, а также процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования) и т. д. Документ направлен на обеспечение единой государственной политики в области технического нормирования и стандартизации. Новая редакция этого закона в настоящее время находится на рассмотрении в Совете Министров Республики Беларусь.

Требования, которым должна соответствовать продукция при обращении на рынке, устанавливаются в технических нормативных правовых актах (ТНПА). К таким документам относятся технические регламенты (ТР), технические кодексы установившейся практики (ТКП), стандарты (СТБ) и технические условия (ТУ), иные правовые акты.
Согласно закону, стандарты подразделяются на государственные (национальные) и стандарты организаций. Государственные стандарты устанавливают требования к продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства и других этапов жизненного цикла продукции. Кроме того, определяют методы приемки и контроля, сов-местимости, правила обеспечения качества продукции, энергоэффективности. Стандарты также могут содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, какие-либо организационные правила. Таким образом, диапазон объектов стандартизации достаточно широкий. В итоге стандарты являются, образно говоря, техническим языком, на котором специалисты разговаривают и понимают друг друга.

Способы применения нормативных документов весьма разнообразны, их требования могут быть включены в техническую документацию. Производитель может дать ссылку на стандарт в технической документации на продукцию, указать выполнение требований стандарта в маркировке продукции, в транспортной документации.

Применение стандартов изготовителями товаров

Государственные законы добровольны к применению. Законом прописаны три случая, когда они становятся обязательными. Во-первых, если в техническом регламенте дана прямая ссылка на госстандарт. К техническим регламентам есть перечни взаимосвязанных стандартов, однако это нельзя считать ссылкой на государственный стандарт. Во-вторых, если производитель продукции в добровольном порядке применил государственный стандарт и заявил об этом в маркировке продукции, на потребительской таре или в эксплуатационной документации. Данный случай широко применяется в пищевой промышленности. Здесь требования государственного стандарта обязательны. В-третьих, нормы госстандарта следует выполнять, если продукция сертифицирована на соответствие его требованиям.

В качестве государственных в Беларуси применяются национальные стандарты страны. Это СТБ и группа так называемых предварительных стандартов. К государственным стандартам Беларуси также относятся межгосударственные стандарты (ГОСТы) и Правила ЕЭК ООН. Межгосударственные стандарты разрабатываются в рамках СНГ и вводятся в действие в качестве государственных стандартов постановлением Госстандарта Республики Беларусь.

Государственные стандарты служат доказательной базой для выполнения технических регламентов, раскрывают их требования к продукции и устанавливают методы контроля. Действующие в настоящее время технические регламенты были приняты и введены в действие в рамках Таможенного союза. Они обязательны к применению. Практически в каждом из них присутствует формулировка о том, что «соответствие продукции требованиям технического регламента Таможенного союза обеспечивается выполнением требований непосредственно регламента, межгосударственных стандартов, национальных стандартов либо стандартов государств-членов ТС, которые включены в перечни взаимосвязанных».

Возникающие коллизии

Как правило, технические регламенты устанавливают общие требования к продукции и связанным с ней процессам. Однако нередко у предприятия имеется свое представление о таких требованиях, у органов по сертификации — другое. В этом заключаются трудности осуществления подобного подхода для всех заинтересованных сторон.
Изготовитель продукции может непосредственно выполнять требования взаимосвязанных стандартов. Существует два перечня таких стандартов. Один из них — Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза (далее — перечень № 1). В нем содержатся стандарты, устанавливающие требования к продукции. Второй — это Перечень документов, которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе, отбора образцов (перечень № 2). Перечни необходимы для осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции. Основу данных перечней составляют ГОСТы. Достаточно много стандартов, особенно в пищевой промышленности, имеют национальный характер. В первую очередь это касается Беларуси.

Включенные в перечень стандарты могут пересматриваться, национальные стандарты могут заменяться на межгосударственные. По мере разработки новых стандартов в установленном порядке вносятся изменения в перечни взаимосвязанных стандартов. Они утверждаются решениями Евразийской экономической комиссии, как и изменения в них.

В рамках соблюдения требований технических регламентов ТС при изготовлении продукции, ее испытаниях в целях реализации и оценки соответствия у производителей нередко возникают вопросы по использованию данных перечней. К примеру, как применять стандарты, включенные в перечень № 1? Как использовать нормативные документы, которые заменяют стандарты из перечней № 1 и № 2, но при этом в данные перечни не включены? Наконец, «новоявленные» или впервые разработанные стандарты могут быть взаимосвязаны с техническим регламентом ТС потому, что распространяются на объект технического регламента и устанавливают требования к нему. Однако новые стандарты действуют как бы сами по себе и не могут заменить какой-нибудь из внесенных в перечень взаимосвязанных. Как быть в этом случае?

Первая ситуация. Изначально производитель должен исходить из следующего постулата. В Беларуси можно применять только государственные стандарты. Международные и межгосударственные стандарты используются в том случае, если их требования не противоречат национальному законодательству, и они введены в действие на территории республики в установленном порядке. Решение о применении международных и межгосударственных стандартов принимает Госстандарт Беларуси.

Производимая в республике продукция должна соответствовать требованиям технических регламентов, а также других технических нормативных правовых актов, которые применил изготовитель и соответствие которым указал в маркировке продукции, на упаковке и в соответствующей документации. Такими ТНПА могут быть белорусские СТБ, а также ГОСТы, введенные в действие в качестве государственных стандартов. В данном случае производитель может выпускать продукцию по ТУ.

Применение государственных стандартов Беларуси (СТБ), межгосударственных (ГОСТ), национальных стандартов государств-членов ЕАЭС (ГОСТ Р, СТ РК и др.) предполагает два варианта. Абсолютно оправдано применение стандарта из перечней № 1 и № 2 в случае их вступления в действие на территории Беларуси и других стран-участников ЕАЭС.

Сложности у производителей могут возникнуть, когда стандарты из перечней применяются в стране назначения товара — России или Казахстане, но пока не введены в действие в Беларуси. В таком случае в нашу республику данная продукция не должна поступать. При этом стандарты из перечня № 2 (на методы, испытания и т. д.) белорусский изготовитель может использовать. Для целей аккредитации производителю-экспортеру достаточно приобрести официально изданный экземпляр стандарта государства-члена ЕАЭС и одновременно страны назначения товара (к примеру, ГОСТ Р или СТ РК), а также обеспечить его актуализацию. Не стоит забывать, что скачанная в Интернете версия документа силы не имеет. При применении же стандарта из перечня № 1 и отсутствии соответствия требованиям стандартов, действующих в Беларуси, продукция изготовителя в Беларуси реализовываться не может.

Вторая ситуация. Стандарты включены в перечни, утвержденные решением Евразийской экономической комиссии, но заменены на другие нормативы. Как быть в этом случае? До утверждения ЕЭК изменений в перечне № 1 или № 2 для подтверждения соответствия рекомендуется применять стандарты из этих списков. Возможен и другой вариант. Производитель может применять стандарт, который вскоре будет введен в республике и в дальнейшем включен в перечень взаимосвязанных. Фактически это вариант непосредственного выполнения требований ТР. Орган по сертификации должен провести анализ рисков, присущих объекту технического регулирования.

Третья ситуация. Предприятие может применять в своей деятельности в Беларуси нормативы, которые заменяют стандарты из перечней № 1 и № 2, однако в республике пока не действуют. Возможен и вариант применения стандартов, не включенных в перечни № 1 и № 2. В любом случае, это стандарты на объекты технического регулирования какого-либо ТР. В случае реализации стандартами требований ТР они также могут применяться на основе анализа рисков, присущих данному объекту.