Способен ли самогон поднять тонус белоруской экономики?

Стоит правительству повсеместно легализовать самогон, и туризм начнет развиваться в РБ бурными темпами.

А валюта потечет в страну, убежден американский эксперт в области гостеприимства Вэйн Энгель, пишет Завтра твоей страны. Спасет ли туристическую отрасль испытанное народное средство, и что мешает белорусам зарабатывать деньги на своей вековой традиции?

На высокоградусную приманку «клюнут» и внутренние туристы, и иностранцы -- в этом у американца Вэйна Энгеля нет и тени сомнения.

На экспорте самогона можно сколотить состояние

Для увеличения турпотока эксперт рекомендует хозяевам агроусадеб обратиться в правительство с петицией об освобождении их от всех ограничений и налогов, связанных с производством самогона.

-- Туристическая отрасль тогда просто расцветет, а для белорусского правительства это почти ничего не будет стоить, -- прогнозирует Вэйн Энгель.

Мало того, представитель по особым поручениям Международной профессиональной ассоциации хозяев усадеб и отелей типа B & B (Bed and Breakfast) утверждает, что легализация самогона станет весомой поддержкой для белорусской экономики и хорошим решением проблем с валютой. Ведь в таком случае, обещает Вэйн Энгель, в страну потекут не только туристические доллары.

-- На экспорте самогона в США белорусы могли бы сколотить целое состояние. Белорусское правительство установило бы таможенную пошлину на экспорт данной продукции, и мы бы с удовольствием ее платили. Белорусская экономика выздоровела бы просто мгновенно. Как вам такой вариант? – вопрошает почетный профессор Университета Джеймс Мэдисон и, выдержав паузу, заговорщицки подмигивает.

В шутках профессора -- немалая доля прагматизма.

Туристы готовы задержаться, если есть что выпить

Вэйн Энгель прибыл в Беларусь по приглашению БОО «Отдых в деревне» и при поддержке Посольства США, чтобы научить владельцев агроусадеб ведению бизнеса с использованием маркетинговых, рекламных и Интернет-технологий. Однако, распробовав здешний самогона, эксперт понял, что и белорусы вполне могут поделиться собственным опытом производства этого уникального крепкого напитка.

-- Самогон – значимая белорусская достопримечательность, которая хранит историю страны, ее культуру и традиции, -- поясняет свою позицию эксперт.

В штате Вирджиния, где у Вэйна Энгеля собственный гостиничный бизнес, таким знаковым напитком считается вино, на безналоговую закупку которого все отели системы B & B получают в местных органах власти особую лицензию.

-- Большинство владельцев отелей просто дарят вино своим посетителям. Главное условие, чтобы оно было изготовлено именно в Вирджинии – третьем по объемам производства среди «винных» штатов США, -- рассказывает Вэйн. -- Именно вино и привлекает многих туристов, желающих узнать, как его производят.

Когда на ежегодный винный фестиваль в октябре виноделы привозят бочки со своей продукцией, владельцы мини-отелей довольно потирают руки – по программе «Винный путь» гости останавливаются на целых три дня, в то время как среднее время пребывания – всего одна ночь. Винный тур, по словам Вэйна, -- сплошная выгода:

-- За две ночи в двухместном номере постояльцы выкладывают 300 долларов, да и горничной не приходится так часто менять белье.

Не надо стесняться продвигать самогон

Вэйн Энгель – не первый эксперт, который заявляет, что на мировом рынке национальных напитков белорусский самогон – вполне конкурентоспособен. Например, идея кулинарного фестиваля «Мотальск і я прысмак і » возникла как раз после того, как участники европейского велопробега под эгидой Европейского центра по экологическому и агротуризму (ЕСЕАТ) распробовали настоящий деревенский самогон .

-- Не надо стесняться продвигать самогон -- он очень многим нравится. Сегодня можно говорить о вековых традициях производства в Беларуси этого напитка. И качество его всегда было отменным, -- утверждает председатель БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова.

Самогон может использоваться в туризме как часть белорусской материальной культуры. Вполне логично, что люди едут в белорусскую глубинку, в том числе с целью попробовать, что там пьют.

-- Туристы просят настоящей «домашней водки» деревенского качества, а магазинную --они и в городе могут купить, -- говорит хозяйка усадьбы «Над Неманом» Оксана Сальковская. Она-то точно знает, как довести технологию производства горькой до совершенства. Гвоздь кулинарной программы в усадьбе -- дегустация «карэньчыка ў » -- домашних настоек на травах. Если добавить кору крушины, то по запаху не отличить от хорошего коньяка. А настойка на можжевельнике даст фору любому заграничному джину. Веселиться всю ночь гостям помогает рюмка настойки на девясиле.

-- Самогон мог бы стать экспортным национальным продуктом, -- подтверждает Оксана слова Вэйна Энгеля.

Однако, как отмечают кулинарные эксперты, подавать его нужно «вкусно», связывая с гастрономическими и культурными традициями региона.

В музее «Дудутки», который стал первооткрывателем в деле легализации самогона, редкая экскурсия обходится без этнического угощения с черным хлебом, медом и соленым огурцом на закуску.

-- Многие туристы приходят в музей просто по входному билету, но обязательно заказывают дегустацию – это не только вкусное, но и познавательное театральное действо, -- добавляет Валерия Клицунова. -- «Народный напиток» белорусов ничуть не меньше вина или коньяка достоин того, чтобы о нем рассказывали в музеях, чтобы настоящие сомелье учили, как его надо употреблять.

Это расширило бы возможности белорусского турпродукта, позволило бы создавать новые туристические маршруты (скажем, Стародорожский самогонный путь), увеличит время пребывания гостей в белорусских агроусадьбах и, соответственно, доходы их владельцев.

Весь вопрос в легализации традиционного напитка. В Голландии, например, достаточно заручиться письмом мэра города, чтобы наладить производство дженевьера – местного самогона. Однако под напитком каждый производитель ставит свое имя.

Оксана Сальковская не против того, чтобы белорусский самогон был авторским. Она уверена, что ни один владелец усадьбы не станет готовить для гостей некачественный продукт.

Пока же гнать и продавать «народный напиток» можно лишь «в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций» и только в шести местах. Кроме музейного комплекса старинных народных ремесел и технологий «Дудутки», это -- Национальный парк «Беловежская пуща», культурно-развлекательный комплекс «Белорусская деревня XIX века», горнолыжный спортивный комплекс «Логойск», центр экологического туризма «Станьково» и агротуристический комплекс «Гарадзенскі маёнтак «Каробчыцы».

Самогон в «Дудутках» варят с 1994 года. Он прошел экспертизу в Республиканском научно-практическом центре по экспертной оценке качества и безопасности продуктов питания при Минздраве Беларуси, получил подтверждение, что технология его производства позволяет получать экологически чистый спиртной напиток, не вредный для здоровья. После чего музею «Дудутки» дали разрешение на производство самогона для демонстрации уклада жизни белорусов, а посетителям -- позволили дегустировать этот напиток. Но зарегистрировать его как национальную алкогольную марку все никак не удается.

Читайте также: Государству выгодно использовать самогон как бренд.