Специалистам: HACCP в помощь. Компания "Чистый свет Технологии"

Независимо от национальности, социальной принадлежности, возраста и т. д. люди не могут обходиться без пищи.

Однако употребление продуктов часто сопряжено с риском для здоровья или жизни потребителя. Начиная с текущего номера журнал «Продукт.BY» совместно с компанией «Чистый свет» начинает публикацию материалов, призванных содействовать повышению уровня производственной гигиены на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности.

Департамент продаж в пищевой промышленности СООО "Чистый свет Технологии"

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно регистрируется 3–4 млн случаев заболеваний различными кишечными инфекциями и тяжелых отравлений, вызванных недоброкачественными продуктами питания. Реальное число пострадавших значительно превышает указанные цифры, так как не все обращаются за квалифицированной медицинской помощью.

Существует мнение, что количество предпосылок, приводящих к росту отравлений, имеет тенденцию к увеличению. Это связано с ухудшением экологической обстановки, широким спектром пестицидов и агрохимикатов, применяемых для обработки почв, гормональными препаратами, ускоряющими рост птиц и животных, множеством консервантов, стабилизаторов, ароматизаторов, красителей и т. п. Кроме того, свою лепту в этот процесс внес и разразившийся финансовый кризис, непременными спутниками которого являются сокращение доходов населения и массовый переход на продукты питания более низкой стоимости, следовательно, и более низкого уровня качества, в том числе безопасности.

Сегодня отечественные производители, работающие в пищевой отрасли, всерьез задумываются о необходимости снижения издержек своего производства, развития экспорта продукции. При этом вопросы качества и безопасности становятся еще острее.

Образно говоря, входя в «чужой монастырь», необходимо предварительно ознакомиться с его «уставом», и прежде всего с европейским законодательством, призванным охранять безопасность жизни и здоровья граждан ЕС.

Постановлением ЕС от 29 апреля 2004 года № 852/2004 установлены общие правила гигиены пищевых продуктов для европейских предпринимателей, работающих в пищевой отрасли, а система НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ рисков и критические контрольные точки) является в настоящее время основной моделью управления качеством и безопасностью пищевых продуктов в промышленно развитых странах мира и защищает поставщиков от опасной пищевой продукции.

НАССР — это не привычный стандарт, это система, которая разрабатывается каждой компанией самостоятельно в соответствии с особенностями ее производства, может гибко меняться и приспосабливаться. Но семь основных принципов этой системы одинаковы для всех:

· выявление и анализ опасностей, сопутствующих производству пищевых продуктов на всех этапах, и вероятности их возникновения;

· определение критических контрольных точек (критических точек управления), то есть тех, управляя которыми необходимо не допустить опасности или свести ее к минимуму;

· установление критических пределов (лимитов и допусков, которые необходимо соблюдать);

· создание системы мониторинга (регулярного измерения параметров в критических контрольных точках);

· разработка системы корректирующих действий на случай выхода параметров процесса за критические пределы;

· разработка процедуры проверок результативности системы;

· создание системы документации, отражающей соответствие принципам (документированные процедуры) и подтверждающей их применение (записи).

Методология НАССР не возникла на пустом месте, она основана на многолетнем опыте и лучших практиках: GHP (Good Hygiene Practice, надлежащая гигиеническая практика), GMP (Good Manufactured Practice, надлежащая производственная практика), GAP (Good Agriculture Practice, надлежащая сельскохозяйственная практика).

НАССР стала оригинальной системой благодаря идее сконцентрировать внимание на тех этапах процессов и условиях производства, отсутствие управления которыми является критическим для безопасности пищевых продуктов, и дать гарантии того, что пищевая продукция не нанесет ущерба потребителю. Поэтому НАССР принципиально отличается от предшествующих систем, применявшихся в пищевой промышленности, которые были построены на «контроле качества» (контролировались только закупаемое сырье и конечная продукция).

Однако, не овладев азами западной системы управления качеством, не стоит и помышлять о выходе на внешний рынок.

Главная идея НАССР — сконцентрировать внимание на тех этапах и условиях производства, которые являются критическими для безопасности пищевых продуктов. Директорам пищевых производств хорошо известно, что опасные факторы могут иметь различные причины возникновения и встречаются на любой стадии: от закупки сырья и предварительной обработки пищевых продуктов до доставки их заказчику, продаж и потребления готовых изделий. Качество выпускаемых продуктов может пострадать и при плохой уборке производственных площадей. Именно поэтому система НАССР рассматривает хорошо организованный уборочный процесс в производственных цехах как один из показателей того, что будет произведена безопасная и соответствующая всем стандартам продукция.

Грамотно организовать процесс уборки на пищевом производстве без лишних затрат и иметь гарантированное качество достаточно сложно. К тому же большинство поставщиков уборочного оборудования сегодня по-прежнему предлагают только единицы техники и инвентаря.

Специалисты компании СООО «Чистый свет Технологии», основываясь на своем 14-летнем опыте, считают, что на пищевых предприятиях должны внедряться именно технологии мойки и уборки — комплекс мероприятий по наведению чистоты, основанный на глубоком знании технологии производства, проводимых с определенной периодичностью. В рамках выбранной технологии применяются различные комбинации моющего оборудования (оборудование высокого давления, оборудование для пенной обработки, поломойно-всасывающая техника, пылесосы и др.), уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств. Современная компания должна иметь не менее 7–10 лидирующих в своих областях поставщиков и широкий спектр товаров. Именно это позволит предложить несколько возможных технологий мойки-уборки.

При помощи грамотного специалиста-консультанта потребитель может выбрать наиболее подходящую технологию, исходя из своего производственного цикла, трудозатрат, временных и денежных затрат. Очень важно не только установить технологию мойки, но и постоянно поддерживать своего клиента — вносить корректировки при изменении производственных условий, вести сопровождение и квалифицированное сервисное обслуживание.

Все вышеизложенное является необходимой составляющей для внедрения и поддержания на пищевом предприятии так необходимых стандартов качества производства.