Вы здесь

Слон на молочной ферме

В течение последних 20 лет Китай можно сравнить со слоном на молочной ферме. Роберт Кольер (Robert Collier), профессор и бывший председатель отделения наук о животных в Аризонском университете (University of Arizona), описывает молочную индустрию в Китае как «внезапный феномен». Статистика лишь частично проясняет ситуацию, но каков взгляд изнутри? Представляем мнения экспертов, которые долгое время живут и работают в стране и наблюдают невероятные изменения.

Значимость Китая для мировой молочной индустрии

Внутреннее производство не позволяет полностью удовлетворить растущий спрос на молочную продукцию в Китае. В большей степени страна полагается на импорт. Здесь ощущается влияние игроков молочного рынка США.

Население Китая насчитывает 1,3 млрд человек, или 19 % мирового населения. Ежегодно рождается около 16 млн младенцев, для кормления которых используются импортные детские смеси.

«Зарубежные компании инвестируют в Китай, потому что они понимают, что спрос на молоко никуда не исчезнет», — говорит независимый диетолог Фрэнк Делфино (Frank Delfino). По словам Делфино, этот рынок является весьма привлекательным для компаний, связанных с молочным бизнесом, например, для производителей оборудования. Помимо всего прочего, в Китае увеличивается спрос на знания и обучение людей, что выгодно для научных кругов.

 

История молочной отрасли Китая

После смерти председателя Мао Цзэдуна в 1976 году у фермеров появилась возможность частного владения. В последующие 30 лет Китай начал перенимать многие мировые привычки, включая потребление молочных продуктов.

«В Китае бытует мнение, что если человек покупает молочные продукты, значит, дела у него идут хорошо», — объясняет Джеффри Эллиот (Jeffrey Elliott) из корпорации Balchem.

В 2006 году премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао отметил: «У меня есть мечта. Я хочу, чтобы каждый житель Китая, особенно дети, мог позволить себе пол-литра молока в день». Это заявление мгновенно изменило мировые молочные рынки.

Диетолог Уолтер Чен (Walter Chen) является уроженцем Китая и отчетливо помнит высказывание Цзябао. «Я почувствовал, что, наконец, правительство признало важность молочных продуктов в рационе», — вспоминает он.

В течение двух лет развивалось молочное производство, что привело к почечным заболеваниям в результате употребления отечественной молочной продукции. Было обнаружено, что более 20 китайских компаний добавляли меланин в свои продукты, чтобы повысить уровень белка. В это время сократилось потребление отечественных молочных продуктов и резко возрос импорт, в частности детских смесей. С тех пор большое внимание уделяется безопасности продукции.

Крупные молочные компании Китая не развалились после скандала с меламином. По мнению правительства, гораздо проще контролировать предприятие с численностью стада 5000 голов, нежели пятьсот предприятий по 10 голов.

В последние годы возросла популярность ультрапастеризованного молока, так как оно считается более безопасным. В больших продуктовых магазинах крупных городов выбор молочной продукции более разнообразный, чем в США.

Современное состояние молочной отрасли в Китае

В настоящее время в Китае есть три типа молочных ферм — местные кооперативы, средние фермы и крупные, вертикально интегрированные акционерные предприятия. Владельцы 5–50 коров объединяют свои стада на общественных фермах, которые обычно называются «отелями для коров» (yangzhi xiaoqu). Как правило, это небольшое производство. По словам Эллиота, фермеры доят коров так, как это делалось лет 50 назад. Средний удой в день не превышает 25 кг на корову.

Второй тип — средние фермы с численностью стада до 500 коров. Чаще всего они принадлежат одному лицу. Следует отметить, что когда речь заходит о численности стада, китайские фермеры имеют в виду буквально всех животных на ферме: дойных коров, сухостойных коров, телок, телят, коз, собак и кошек. Чем больше это количество, тем успешнее они себе кажутся.

Вертикально интегрированные фермы насчитывают более 500 голов. Средний удой на корову составляет 28–35 кг. Такие фермы владеют заводом по переработке молока, кормозаводами и коровами. На некоторых вертикально интегрированных молочных предприятиях может наблюдаться нехватка коров для реализации своих планов, поэтому они покупают молоко, чтобы удовлетворить спрос. Сотрудничество с ними является целью многих отраслевых компаний. Они следят за своими пахотными землями, импортируют качественный фураж из США и Австралии, знают качественных поставщиков фуражного зерна и концентратов.

Общая черта для всех китайских молочных предприятий — высокие затраты на корм, примерно 50–60 % прибыли от производства. Фураж и силос местного производства оставляют желать лучшего. Как подчеркивает Делфино, в Китае отсутствует «культура качества»: местные фермеры заботятся о количестве, но не о качестве.

Исторически для Китая характерна дешевая рабочая сила, но постепенно и это меняется. «В 2008 году работник с полной занятостью получал 200 долларов в месяц, сегодня он зарабатывает 500 долларов, — рассказывает Чен. — Управляющему фермой на 3000 голов платили полторы тысячи долларов в месяц, а в 2016 году платят 4500–5000 долларов».

Как и во многих сферах, в молочной отрасли распространена коррупция. Очень часто размер взятки определяет, пройдет ли молоко необходимое тестирование. Эллиот подтверждает,

что система взяток — это нормальное явление для Китая. Китайцы нашли альтернативное решение по утилизации отходов. Они построили крупные метантенки, которые перерабатывают навоз в метан.

Какие проблемы ожидают китайскую молочную отрасль

Эксперты выделяют пять основных проблем: качество корма, стоимость производства, инфраструктура, целостность молока и управленческие навыки. Наиболее ограничивающим фактором в Китае, по мнению Эллиота, является доступность высококачественного фуража. Сено часто портится под дождем. В числе будущих проблем — производительность труда. Все в Китае основано на ручном труде.

Еще одним фактором, влияющим на производственные затраты, является генетика. Чтобы повысить производительность, необходимо улучшить генетику. Что касается инфраструктуры, ухудшение состояния ферм происходит по всей стране. Это требует немедленных действий по устранению неполадок.

Эксперты соглашаются, что китайские молочные компании должны работать над решением проблем с качеством молока и молочных продуктов. Скандал с меланином в 2008 году все еще не забыт. Но одной из самых значительных проблем можно назвать управленческие навыки. Китайцы умны, но им не хватает опыта, утверждает Эллиот. Беспокойство вызывают проблемы с репродукцией коров. Несмотря на высокую численность стада, уровни воспроизводства остаются низкими. Более крупные фермы постоянно ищут руководителей из-за границы. «Строительство здания не приведет к успеху, если ты не умеешь управлять животными», — поясняет Кольер.

Учитывая отголоски скандала с меланином, потребители относятся к продукции местного производства настороженно. Некоторые вертикально интегрированные молочные кооперативы решают эту проблему активно. Они строят здание, открытое для посещений, в котором находятся доильный зал, собственная лаборатория, чтобы показать людям процесс получения молока изнутри и донести четкое послание: «Не стоит бояться молока, которое вы пьете».

Заключение

Являясь самой густонаселенной страной в мире, Китай остается слоном на молочной ферме. Учитывая поддержку со стороны правительства и стремление удовлетворить спрос на молочный белок, индустрия продолжит развиваться.

«Потребуются годы, чтобы превратиться в конкурентоспособную страну, — считает Чен. — Люди начинают осознавать пользу молочной продукции, особенно молодежь».

В ближайшем десятилетии Китаю предстоит решить проблемы, связанные с качеством корма, производственными затратами, инфраструктурой, целостностью молока и нехваткой управленческих навыков. Рано или поздно игнорировать слона в молочном сарае будет невозможно.

Inner Mongolia Yili Industrial
(доля рынка — 25,0 %)

Абсолютным лидером рынка является государственное предприятие, расположенное во Внутренней Монголии. Yili Group основана в 1993 году. Компания выпускает все виды молочной продукции, включая сухое молоко, мороженное и молочный чай под брендом Yili.

China Mengniu Dairy Co Ltd
(доля рынка — 21,6 %)

Государственная компания из Внутренней Монголии, основанная в 1999 году. Один из крупнейших в стране производителей молока, йогуртов и мороженого. Mengniu буквально переводится как «монгольское молоко».

Hangzhou Wahaha Group Co Ltd 
(доля рынка — 8,3 %)

Частная компания из города Ханчжоу, основанная в 1987 году. Выпускает различные напитки на основе молока, в том числе, популярный в Китае холодный молочный чай.

Want Want Holdings Ltd
(доля рынка — 6,6 %)

Тайваньский производитель продуктов питания с большой историей. Компания основана в 1962 году в Тайбэе. Известна в первую очередь сладкими напитками и рисовыми крекерами, но также выпускает детское молоко Want Want Children’s milk.

Bright Food (Group) Co Ltd
(доля рынка — 3,4 %)

Шанхайская компания Bright Food, основана в 2006 году. Полностью принадлежит государству. Ее кисломолочная продукция выходит под брендом Guangming.

Читайте также
Какие перспективы молочной отрасли? Как выстроить бизнес стратегию, чтобы ответить на вызовы времени и поддерживать...
Если раньше на импортозамещении делался акцент только в экономической плоскости, то теперь это еще и вопрос...
В последние несколько лет в Беларуси сеть торговых центров стремительно расширялась — как в столице, так и в городах...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by